ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы психиатрии
Группа Лх19П191
Студент
М.Н. Ершова
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1 по теме № 2 Понятие психического заболевания.
3. Опишите различия эндогенной и психогенной депрессии, заполнив таблицу:
Критерии различий | Эндогенная депрессия | Психогенная депрессия |
1. При каких заболеваниях наблюдается | Депрессия, умственная и моторная заторможенность | Депрессия, умственная или физическая заторможенность выражены слабо или отсутствуют |
2. По какой причине возникает | Биологический фактор | Психотравмирующее событие |
3. Привязана ли к сезону | Наблюдается частое обострение в весенне-осенние периоды | Связаны с травмирующей ситуацией |
4. Бывают ли рецидивы | Обычно происходят без видимых причин | Связаны с повторением травмирующей ситуацией или ее элементами |
5. Подлежит ли полной коррекции | профилактика | да |
6. Требует ли медикаментозного лечения | Требуется медикаментозное лечение | Психотерапия |
4. Опишите дифференциально- диагностические критерии, по которым различают неврозы и некоторые (латентные) формы шизофрении? Заполните таблицу:
Критерии различий | Невроз | Шизофрения |
1. Проявляются ли бредовые синдромы | Нет | Да |
2. Имеются ли галлюцинации | Нет. Могут быть иллюзии, но связь с реальностью не теряется, отдавая себе отчет в происходящем. | Да. Мерещатся голоса, которые принуждают его совершать разные поступки, причем часто насильственной природы. Испытывает страдания и стремится избавится от них, выполнив указания. |
3. По какой причине возникают | Травмирующие обстоятельства, психологическая травма, стресс или длительное эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение | Наследственность, неблагоприятная среда и социальные условия жизни |
4. Фабула (содержание) и форма проявления навязчивых мыслей и действий | Симптомы присущи только при обсессивно-компульсивном расстройстве | * Бред преследования (персекуторный бред, параноидный бред) убежденность в том, что некие личности так или иначе следуют за больным со стремлением причинить ему вред. Идеи этого круга вызывают у пациентов тревогу, страх и попытки избежать преследование. * Бред величия арактеризуется значительной переоценкой больным своего статуса в обществе, своих психических и физических возможностей. В большинстве случаев больные с бредом величия спокойны и доброжелательны, терпимы к внешним неудобствам и не склонны к агрессии, хотя в некоторых случаях могут быть нетерпеливы или даже злобны при неудачных попытках заставить слушать или следовать за собой окружающих людей. *Бред самообвинения (депрессивный бред) Чаще всего бредовые идеи самообвинения сочетаются с депрессивной симптоматикой и сопровождаются повышенным риском суицидных попыток. Больные с бредом самообвинения считают, что в будущем их ждет наказание, расплата за ошибки или просто значимые жизненные тяготы. В некоторых случаях больные с подобными переживаниями совершают так называемые «расширенные суициды» — стремятся убить не только себя, но и своих близких (в том числе несовершеннолетних детей), для того чтобы уберечь их от будто бы грозящих им страданий. |
5. Мотивы совершения навязчивых мыслей и действий | Если осознают ненормальность своего поведения, то стремятся к врачу. | Не отдает отчет в неадекватности и бессмысленности действий. |
6. Прогнозы излечения и коррекции | С неврозами научились бороться. Прежде всего, терапия состоит в устранении психотравмирующего фактора. Например, если невротическое расстройство развилось на фоне сбитого режима дня, упадка сна, сильных эмоциональных стрессов, то необходимо исправить эти обстоятельства, нормализовать график, упорядочить время сна и бодрствования. Если тяжелое эмоциональное состояние является следствием психологических травм, в том числе и детских, негативных эмоций, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Специалист выяснит причины психологического дискомфорта и применит методы терапии для их устранения. | Способов кардинально излечить шизофренические отклонении пока не существует в современной психиатрии. |
7. Требуется ли медикаментозная поддержка | Для лечения неврозов применяются также медикаментозные средства: нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, седативные препараты. Для снятия эмоционального напряжения прописывают массаж, арома- и фитотерапию, различные релаксационные процедуры. При соответствующей терапии: приеме медикаментов, грамотной работе с психотерапевтом, который выявляет причины и обучает пациента новым моделям поведения и восприятия, возвращая к обычной жизни. Бывает, что не требуется даже помощь специалиста, если факторы стресса перестали действовать и человек восстановился самостоятельно. | Да, наблюдение потребуется до конца жизни — эта болезнь, увы, полностью неизлечима. Можно добиться периода длительной ремиссии, но в любой момент может произойти обострение. |
ПЗ-2 Тема 3. Методы обследования психически больных.
1. Проведите диагностику депрессии и /или невроза по опроснику «Определение уровня депрессии» Т.И. Балашовой и методике «Экспресс-диагностики невроза» К. Хека и Х. Хесса на испытуемом, проявляющем признаки депрессии и/или невроза. Напишите заключение и проведите интерпретацию результатов. Далее, проведите на том же испытуемом 8-цветовой тест Люшера и сделайте самостоятельно интерпретацию полученных данных, отобразив результаты испытемого в ПЗ. Сопоставьте полученные данные по тесту и методике Люшера, проведите обобщение результатов и сделайте выводы.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Ответы:
1 - никогда или изредка;
2 - иногда;
3 - часто;
4 - почти всегда или постоянно.
1. | Я ощущаю подавленность. | 1 | | | |
2. | Утром я чувствую себя лучше всего. | | | | 3 |
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам. | | 2 | | |
4. | У меня плохой ночной сон. | | 2 | | |
5. | Аппетиту меня не хуже обычного. | | | | 4 |
6. | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин (мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом. | | | | 4 |
7. | Я замечаю, что теряю вес. | 1 | | | |
8. | Меня беспокоят запоры. | 1 | | | |
9. | Сердце бьется быстрее, чем обычно. | | 2 | | |
10. | Я устаю без всяких причин. | 1 | | | |
11. | Я мыслю так же ясно, как всегда. | | | | 4 |
12. | Мне легко делать то, что я умею. | | | | 4 |
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте. | | 2 | | |
14. | У меня есть надежды на будущее. | | | | 4 |
15. | Я более раздражителен, чем обычно. | | 2 | | |
16. | Мне легко принимать решения. | | | 3 | |
17. | Я чувствую, что полезен и необходим. | | | | 4 |
18. | Я живу достаточно полной жизнью. | | | | 4 |
19. | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру. | 1 | | | |
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда. | | | | 4 |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Епр. + Еобр.,
где Епр. - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям №1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;
Еобр. - сумма цифр, «обратных» к зачеркнутым высказываниям №2,5,6,11,12,14,16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3, мы ставим в сумму 2 балла и т, д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
- Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
- Если УД более 50 баллов, но менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
- При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или замаскированная депрессия. Депрессия средней тяжести.
- Истинное (тяжелое) депрессивное состояние диагностируется при УД
более 70 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ :
Епр.= 35
Еопр.= 12
Уд.= 47
Исходя из результатов исследования у испытуемой диагностируется состояние без депрессии.
. Полный цветовой тест Люшера
Протокол исследования
Таблица № 1 (серого цвета)
3 | 0 | 2 | 1 | 4 |
2. Таблица № 2 (8-ми цветов)
Выбор № 1 | 2 | 4 | 5 | 1 | 3 | 0 | 7 | 6 |
Выбор № 1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 1 | 0 | 7 | 6 |
3. Выбор цвета с помощью окошечка. Оценочные числа (3-7 таблицы)
Таблицы | Колонки | Колонки | ||||||||||||||
I 1 | D 2 | O 3 | P 4 | I 1 | D 2 | O 3 | P 4 | |||||||||
№ 3 | Выбор 1 | / | /// | | // | 1 | 3 | 0 | 2 | |||||||
Выбор 2 | | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
№ 4 | Выбор 1 | // | | / | /// | 2 | 0 | 1 | 3 | |||||||
Выбор 2 | | |||||||||||||||
№ 5 | Выбор 1 | | /// | / | // | 0 | 3 | 1 | 2 | |||||||
Выбор 2 | | |||||||||||||||
№ 6 | Выбор 1 | | // | /// | / | 0 | 2 | 3 | 1 | |||||||
Выбор 2 | | |||||||||||||||
№ 7 | Выбор 1 | | / | // | /// | 0 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Выбор 2 | | |||||||||||||||
Сумма колонок | 0 | ± | 7 | 9 | ||||||||||||
Нормы | 3-8 | 3-8 | 5-10 | 3-9 | ||||||||||||
Знаки | - | ± | | |
Разметка восьмицветовых выборов
тревожность: 0 | | | | | | | | |
компенсация/беспокойство | | | | | | | | |
функция | + | × | × | = | = | = | =− | − |
первый выбор | 2 | 4 | 5 | 1 | 3 | 0 | 7 | 6 |
| | | | | | | | |
второй выбор | 2 | 5 | 4 | 3 | 1 | 0 | 7 | 6 |
| | | | | | | | |
функция | + | × | × | = | = | = | =− | − |
компенсация/беспокойство | | | | | | | | |
тревожность: 0 | | | | | | | | |
Интерпретация цветовых выборов
Характеристика общего настроения (ахроматическая таблица) | ||
+30−2 | Готовность к переживаниям + потребность в удовлетворении + самоутверждение. Вы не позволяете другим мешать себе или ограничивать свои действия предписаниями, которые не согласуются с вашими убеждениями. В этом случае вы уходите от ограничивающих лиц и вступаете в контакт с теми, кто предполагает свободное сотрудничество. От новых встреч вы ожидаете внутреннего обогащения и раскрытия широких возможностей в постижении нового и интересного. Поэтому при встречах вы готовы к сопереживанию, сотрудничеству и соучастию. | |
Стремления, мотивированные самопониманием (таблица основных цветов) | ||
1302 | Вы чрезмерно раздражены мучительными, неприятными отношениями и более всего нуждаетесь в бережном обращении, глубокой уверенности в себе и открытом признании другими. | |
Эмоциональное отношение к высокозначимым лицам (таблица синих цветов) | ||
2013 | С одной стороны, вы хотели бы избежать чувства одиночества и испытываете настоятельную потребность в сердечном единении. С другой стороны, вы предубеждены против партнера, а потому в целом ваше настроение весьма неустойчиво. | |
Характеристика воли и самооценка (таблица зеленых цветов) | ||
0312 | Вы напряженно пытаетесь справиться с ситуацией для того, чтобы самоутвердиться. Умеете прекрасно адаптироваться к ситуации, если речь идет о выполнении вами собственных намерений. | |
Возбудимость и импульсивность (таблица красных цветов) | ||
0231 | Вы ожидаете деятельного и гарантированно надежного участия других в вашей собственной, интенсивно развиваемой активности. Вы обнаруживаете отсутствие предупредительного отношения к себе и понимания ваших проблем другими. Более всего не хотите возникновения чувства острой неудовлетворенности. Поэтому проявляете ко всему интенсивную заинтересованность, готовность к увлечению новым и всеми силами развиваете собственную активность. | |
Ожидания и отношение к окружению (таблица желтых цветов) | ||
0123 | Настоящую ситуацию вы находите неудовлетворяющей, а потому стремитесь к новому решению проблемы, которое должно принести облегчение и создать условия для раскрытия ваших способностей. Из-за ожидания грядущих напряжений вы несколько возбуждены. | |
Функции (+). Желаемые цели и средства эмоционального поведения; устремления и защитное эмоциональное поведение | ||
+2 | | Воля к самоутверждению, претензия на значимость Вы стремитесь действовать решительно, целеустремленно преодолевая сопротивление. При необходимости Вы можете изменять напряженность волевых усилий, необходимых для того, чтобы упрочить свое положение и добиться признания и независимости. Вы хотите приобрести еще большую решительность и гибкость воли, необходимые для преодоления своего трудного положения. Вы намерены во что бы то ни стало преодолеть сопротивление среды. Нуждаетесь в силах и концентрированном напряжении воли для того, чтобы иметь возможность обойтись лишь собственными силами в преодолении ситуации. Вы стремитесь разрешить стоящие перед Вами проблемы и добиться признания ценой открыто демонстрируемой самостоятельности и волевого напора. |
Функции (×). Существующее эмоциональное положение, текущее состояние, собственно настрой, уместное эмоциональное поведение | ||
×5 | ×4 | Вы ищете необременительных контактов, которые бы возбудили Ваши чувства и воображение. Не желаете отягощать себя обязанностями, подразумеваемыми прочными привязанностями. Вы наделены богатым воображением и тонкой чувствительностью, ищете выхода этим качествам в присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного. Все необычное, новое и связанное с приключениями быстро возбуждает Вас и вызывает заинтересованность и энтузиазм. |
Функции (=). Сдерживаемые качества, временно утраченные свойства, отложенные возможности, ограничиваемые, воспринимаемые как неуместные и находящиеся в резерве | ||
=0 | =7 | Вы вынуждены временно идти на уступки для того, чтобы не оказаться в изоляции, в которой отсутствуют переживания и любовь. Чувствуете себя обязанным идти на компромиссы для того, чтобы не разорвать значимую для Вас связь, не лишиться душевной привязанности и не утратить глубокую вовлеченность в окружающие события. |
=1 | =0 | Вы готовы к эмоциональному обращению к другим и участию в их делах. Однако в чувственной связи Вы не идете на сердечную привязанность. Имеете высокие эмоциональные притязания и жаждете близких взаимоотношений, не требующих от Вас глубины чувств, но позволяющих ощутить себя вовлеченным. |
=3 | =1 | Вы страдаете из-за неумения установить гармоничные сердечные отношения и укрепить искреннюю душевную привязанность. Из-за этого Вы чувствуете себя изолированным и вконец измученным. Чувствуете себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимого Вам взаимопонимания и в обретении гармонии и душевного сотрудничества с другими. |
Функции (−). Источники неосознаваемой тревожности; потребности, затормаживаемые ввиду нецелесообразности | ||
−7 | −6 | Отклонение ограничений + избыток физиологических потребностей Первичное действие: стресс вызван неприятными запретами и ограничениями. (Значимо при наличии «тревоги».) Психологически: Вы сопротивляетесь какому бы то ни было давлению окружающих и требуете полной независимости как личности. Хотите сами, без чьего-либо вмешательства, искать и принимать решения и делать выводы. Вы ненавидите единообразие и заурядность. Не допускаете посторонних влияний. Вы испытываете отвращение к уравнительному и безличному подходу. Хотите, чтобы в Вас видели авторитетного человека, поэтому Вам трудно признавать собственную неправоту. Из-за этого Вы лишь иногда и с неохотой принимаете или понимаете точку зрения другого. Для того, чтобы согласиться с оппонентом, Вам нужно сделать значительное усилие. Вы стремитесь развивать свои способности, проявлять себя как личность и выделяться из массы, благодаря собственным успехам. Коротко: требование независимости и свободы в развитии и росте. |
Функции (+−). Актуальная эмоциональная проблема | ||
+2 | −6 | Для самоутверждения Вам необходимо признание окружающих. Вы ставите себе высокие стандарты и протестуете против посредственности. |
+2 | −7 | Ваши усилия направлены на создание и упрочение своего положения. Вы оказываете сильное сопротивление внешним воздействиям и посягательствам на Вашу самостоятельность. Тревожность и внутренние конфликты |
Показатель тревожности: 0 из 12 – незначительная тревожность.
Отсутствие внутреннего душевного конфликта или же наличие его в минимальном виде.
Во время прохождения теста Люшера испытуемая в основном выбирала мягкие цвета.
В целом результаты теста Т.И. Балашовой и методике «Экспресс-диагностики невроза» и теста Люшера конгруренты. И в первом и втором тесте, есть определённые сходства которые выражаются в стремлении человека активно двигаться в будущее, не обращая внимание на то что происходит у этого человека в жизни сейчас.
Это подтверждается отрицанием внутренней раздражительности, и страхом внутреннего одиночества который человек отрицает в первом тесте, вследствие чего появляется внутренний конфликт, и отрицание текущего эмоционального состояние испытуемого.
Из-за этого человек бежит и активно смотрит в будущее, для того что бы сбежать внутреннего конфликта.
2. Проведите диагностику уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у субъекта, проявляющего признаки профессиональной деформации, по опроснику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности». Опишите полученные результаты. Попросите испытуемого пройти «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. При выборе «значимых» для испытуемого лиц, стоит включить в список: близких, друзей, начальство, коллег по работе, подчиненных (если они есть), клиентов (пациентов). Всего должно быть выбрано 8 ключевых фигур из примерного списка, приведенных выше категорий.
Диагностика уровня эмоционального выгорания