Файл: История возникновения Российского герба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1434 году двуглавый орел впервые появляется в официально учрежденном государственном гербе – гербе Священной Римской Империи: орел изображался черным в золотом поле, имел золотые клювы, когти и окружающие головы нимбы.

Двуглавый орел был известен и на другом полюсе европейской культуры – в Византии. Как декоративный элемент двуглавый орел встречается в Византии с V века, а с первой половины XIV века он начинает использоваться как один из государственных опознавательных знаков.

Особенно активно пользовались знаком двуглавого орла императоры из династии Палеологов – последней династии правителей Византии. В рукописном Евангелии императора Дмитрия Палеолога изображен так называемый "орел Палеологов" – золотой двуглавый орел под короной на красном поле, на груди у которого медальон с монограммой Палеологов. Такой же орел помещался и на печатях императора Дмитрия. На красном шелковом знамени императора Андроника II Старшего Палеолога изображен золотой двуглавый орел под двумя коронами. Ниже лап орла – два медальона с монограммой императора, а между головами – равноконечный крест с расширяющимися концами. Последний император Византии – Константин XI Палеолог – погиб в 1453 году, во время взятия столицы Византии – Константинополя – войсками турок-османов. По легенде, по окончании битвы турки смогли опознать тело императора лишь по золотым двуглавым орлам на сапогах .

Вероятно, византийским влиянием определяется широкое распространение двуглавого орла в Балканских странах, где традиция использования этого символа приобрела новые формы и особенности. Здесь на разных исторических этапах двуглавый орел служил государственным символом. Сегодня черный двуглавый орел без атрибутов на красном поле служит государственным гербом Албании, а золотой двуглавый орел на красном же поле – гербом Черногории.

Богатую историю двуглавого орла можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.

1.3 Первые гербы на Руси

Что же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки.

В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию.


Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей. У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере).

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 - 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения . В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя.

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.

Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем:

1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения,

2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала.

Глава 2.

2. От Ивана III до первых Романовых

2.1 Появление на Руси двуглавого орла. Иван III

Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и

представляют собой не правило, а исключение.

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505). Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями.

Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.


Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность.

Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений:

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа является основательной… и недоказуемой. Вполне возможно, что все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III . На самом деле, важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет.


Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

2.2 Василий III

Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.

Важным новшеством стало то, что печать с двуглавым орлом постепенно стала употребляться чаще, начала выделяться среди других великокняжеских печатей и обретать статус главной – государственной – печати Великого князя. Большинство международных договоров и документов Василия III заверялось именно печатью с двуглавым орлом.

2.3 Иван IV Грозный

При Иване IV Грозном (1533-1584) происходит несколько важных изменений в государственной печати.

В 1560-х гг. двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. В тоже время в качестве царского знака наряду с традиционным всадником стал употребляться новый символ – единорог. Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался в щите на груди двуглавого орла на лицевой стороне печати.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах. Вместо двух корон, венчавших головы орла, помещена одна большая пятизубцовая корона с восьмиконечным православным крестом над ней. Все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси.

В царствование Иоанна IV Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе: вокруг него стали размещать двадцать четыре эмблемы земель, входящих в состав российского государства. Сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать,