Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина: Основы организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении
Преподаватель: к.п.н., доцент Ирина Ивановна Чубова
Практическое занятие 1-2 (4 часа).

Тема: «Организация научного исследования в ВУЗе».

Цели занятия:

  1. Закрепить знания обучающихся о научном исследовании и его организации в ВУЗе.

  2. Познакомить обучающихся с основами научного исследования, требованиями государственных стандартов, условиями научных конкурсов и других нормативных документов по организации и проведению научных исследований.

  3. Познакомить обучающихся с организационной структурой управления научно-исследовательской деятельностью в ЛГПУ.

  4. Ознакомить магистрантов с научными мероприятиями, которые запланированы к проведению на базе кафедры в течение учебного года.


1. Вопросы для самоподготовки:


  1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области коррекционной педагогики и психологии (стихийно-эмпирическое и научное познание).

  2. Виды научных исследований в области коррекционной педагогики и психологии.

  3. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования (проблема исследования, тема исследования, его актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования).

  4. Этапы научного исследования.


2. Ответьте письменно на следующие вопросы:


  1. Назовите признаки научного знания.

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.


Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.


  1. Перечислите и охарактеризуйте типы научного исследования.

Научное исследование бывает: Теоретическое Эмпирическое

Теоритико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на

Фундаментальные

Прикладные

Исследовательские проектно-конструкторские разработки

Монодисциплинарные и междисциплинарные

Аналитические и комплексные

По цели исследования:

Поисковые

Критические

Уточняющие

Воспроизводящие

Эмпирические, теоретические и теоретико-эмперические исследования в науке

Различают эмпирические и теоретические исследования:

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с использованием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема -- это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестные.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза -- это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя и известны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствующие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления.

Сама гипотеза требует проверки и доказательства предположения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.



Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствие фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с уже имеющимся научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза -- это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза -- это предположение о причинно следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза -- это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория -- это логически обобщенное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория -- это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.

4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Эмпирическое обобщение -- это логический процесс перехода от единичного к общему, от общего к более общему знанию. Например, переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К.Маркс писал, что “преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы”.


Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

  1. Охарактеризуйте теоретические методы научного исследования.

Теоретические методы выступают в противовес эмпирическому уровню исследований и предусматривают погружение в суть изучаемого объекта или явления с целью понять его внутреннюю структуру, причины и источники появления, а также систему, согласно которой он формируется и функционирует. Основные задачи, которые решаются в процессе применения методик:

установить прецеденты;

определить внешние связи между изучаемыми объектами и явлениями;

подробно объяснить причины возникновения, смысл существования.

В теоретических методах можно найти некоторые недостатки. В ходе таких исследований не представляется возможным оказать конкретное воздействие на разнообразие явлений или процессов. В результате получается лишь определить наличие скрытых закономерностей, общего и значимого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Теоретические методы тесно взаимодействуют с мыслительной деятельностью, связаны с процессами осмысления эмпирического материала, его доработкой и анализом. Назначением исследовательской работы является раскрытие внутренней структуры систем или явлений, определение их взаимосвязи и обусловленности.

Как происходит теоретическое исследование

Теоретическое исследование проводится поэтапно. Эффективность его зависит от глубины погружения в тему, тщательности изучения всех сравниваемых объектов. Это позволяет исключить риски получения неправильных выводов.

Основными этапами теоретических изысканий являются:

Изучение теории исследуемой научной области: существующие идеи, методы, модели. Критическая оценка и анализ.

Формулирование научной гипотезы.

Принятие существующих подходов, их углубление и развитие, либо отказ от них.

Обоснование новых идеализированных понятий, теоретических конструктов. Создание теоретической модели, характеризующейся упрощенной структурой.


Формулирование новых способов решения научной проблемы.

Оценка противоречивости и согласование системы частных теорий, формирование фундаментальной научной теории.

Развертывание теории, представление и формулировка общих для данной научной сферы закономерностей, которые объясняют ранее обнародованные и предсказывают будущие факты.

Успех исследования во многом определяется качеством проверки достоверности теории. Для оценки результатов научных изысканий применимы следующие методики:

логическое сравнение полученных следствий;

анализ логической формы теории (она не должна быть эмпирической, научной или тавтологической);

сопоставление с другими теориями в той же научной области;

проверка степени соответствия эмпирически выводимых следствий практическим требованиям.

Теоретические методы исследования, их характеристики

В современной науке применяются различные теоретические методы исследований. К наиболее распространенным относятся:

анализ и обобщение;

синтез;

абстрагирование и конкретизация;

моделирование.

Анализ и обобщение данных

Анализ является логическим приемом, методом исследования, который предполагает мысленное разъединение предмета на составные части для изучения в качестве элемента единого целого.

С помощью анализа определяются свойства предмета, подклассы явлений, противоречащие стороны объекта изучения. Целью аналитической работы служит познание элементов как частей сложного целого.

Задачи анализа:

выявление особенностей строения объекта исследований;

определение структуры;

отделение существенного от несущественного;

сведение сложного к простому;

выявление этапов процесса и его противоречивых тенденции.

Виды анализа:

Классификационный. Разделение и систематизация явлений на уровне сходства и повторяемости.

Анализ отношений. Это исследование взаимоотношений между различными аспектами процесса или явления.

Каузальный. Определение причинных связей между процессами и явлениями.

Диалектический. Явление изучается во всеобщих взаимосвязях и развитии, что приводит к пониманию действительности как целого.

Обобщение представляет собой мысленное выделение конкретных признаков, которыми характеризуется некоторый класс предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.