Файл: Реферат по истории и философии науки на тему Научнотехнический прогресс в современном обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

Отдел подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров


РЕФЕРАТ


по истории и философии науки

на тему: «Научно-технический прогресс в современном обществе»

Направление подготовки

2.5.6 Технология машиностроения


Выполнил: аспирант 1 года (курса) очной формы обучения

Балмин А.Е.

Проверил:

Мукин В.А кандт физ-мат наук, д.ц.т каф. философии


Чебоксары – 2022

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3

  1. КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ…………...6




  1. ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ

НЕПОЛНОГО ЗНАНИЯ……………………………………………………..12

  1. ЭКСПЕРТЫ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ - ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ И ПРОБЛЕМА АКЦЕПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………..16

  2. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние столетия нашего времени возросло влияние науки, а также техники и технологий на все аспекты нашей жизни. Благодаря научным достижениям, новым технологичным прорывам решаются не только научно-технические вопросы, но и жизненно важные социальные проблемы. Но не все так однозначно, ведь наряду с этим появляются новые проблемы, требующие прогнозирования, а иногда немедленного вмешательства во избежание глобальной катастрофы.

Однако развитие техносферы, сформировавшейся в результате внедрения передовых технологий, привели к
истощению природных ресурсов, ухудшению экологической ситуации. В конечном счете, это сделало более очевидной проблему
выживания человечества. Высокие темпы проникновения научно-технических достижений, информационных технологий в различные сферы человеческой жизнедеятельности определяют характер и содержание множества современных философских проблем, которые требуют исследования на высоком теоретическом
уровне с учетом современных достижений в области техники.

Понятие «техника» (от греч. techne – искусство, мастерство) произошло еще во времена древней античной культуры[2,с.5]. Еще тогда оно означала умение и мастерство людей в различных областях. Например, к ней относили: охоту, земледелие, кораблестроение и другое занятие человека. В античную эпоху наука и техника развивалась самостоятельно, она создавалась благодаря обычным людям, которые удовлетворяли свою любознательность. В античной эпохе еще не возникало идей о влиянии на окружающую среду и изменения уровня жизни.


Прорыв технологической революции произошел в Средневековой и Возрожденческой эпохах, следующих после античности. В эти эпохи произошёл прорыв в кузнечном деле, были созданы первые водяные и ветряные мельницы и ряд других устройств.

Современная наука появилась в 16-17 ввека, с научной революцией после публикации работ Н.Коперника « Об обращении небесных сфер» в 1543г и завершилась написанием И.Ньютона « Математические начала натуральной философии» в 1687г. Работы Н.Коперника, Г.Галилея в области астрономии, полностью перевернули представление картины мира. В новой эпохе было изменено отношение к изучению природы, так же было изобретено множество инструментов и приборов помогающих осуществить экспериментальные исследования. Были изобретены механизмы и машины, превосходящие в усилии человека, которые способствовали к экономии усилий и времени (например, изобретение первого двигателя в 1776 г.)[2, 6-7с.].

В современном обществе нет ясного понятия, что такое научно-технический прогресс. Для одних это прорыв в области технологий, научных знаний в различных областях науки таких как: кибернетика, машиностроения, нанотехнологии и др. Для других же это явное несоответствие возможностями природы и потребностями человека. Одним из первых в нашей стране ясное предположение о термине научно-технического процесса дал И.Т. Фролов, научно-технический прогресс - это есть особая форма прогресса, связанная с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии [1, с.284].

Актуальность работы

В XXI веке в обществе развитие научно-технического прогресса традиционно понимается как благо, в основном за счет упрощения жизнедеятельности в быту. Однако не все так однозначно, ведь научно-технический процесс имеет и отрицательные моменты так называемый побочный эффект.
Поэтому возникает актуальность исследования влияния научно-технического прогресса, его положительные и отрицательные моменты на человека и общества в целом.

Объектом исследования является научно-технический процесс.

Предметом исследования является положительные и отрицательные стороны научно-технического прогресса.

Цель работы

: определить влияние научно-технического прогресса на современное общество.

Задачи:

- Изучение литературы и научных достижений по исследуемой тематике

- Определить понятие «научно-технического прогресса» для современного человека

- Выявить положительные и отрицательные стороны научно-технического прогресса

КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

Устойчивое понятие научно-технического прогресса гласит нам о том, что это та поступательная сила, которая позволяет эволюционировать всем элементам производительных сил общественного производства, действующая на основании широкого познания человека и природы, а также влияние первого на второе, однако можно ли спланировать когда начнется цунами или когда мир содрогнётся перед новым смертельным вирусом? Конечно же нет.

Для начала обратимся к истокам научно-технического развития. В середине 20 века происходит значительный скачок в области такой научной дисциплины как футурология, характеризующая себя тем, что помогала человечеству прогнозировать будущее путем применения различных методов, среди которых, например, изучение рисков и возможностей. Благодаря этой дисциплине научно-техническое развитие прогрессировало и давало людям все больше возможностей на улучшение качества жизни и стабильности, однако избежать рисков не получится никогда. Конечно, футурология не давала никаких гарантий о том, что что-то запланированное кем-то точно произойдет, подобные прогнозы осуществлялись без анализа тех или иных рисков, которые в свою очередь нуждались в рациональных действиях и научно-обоснованных решениях. Вспомним математику и теорию вероятностей - событие либо наступит, либо нет, именно так характеризовалась совокупность всех рисков и возможностей на тот момент времени.

Сейчас человек всё больше погружается в мир информации и старается двигаться в ногу со временем, тем самым подвергая окружающую его среду множеству опасностей. Из-за перенасыщения людьми природа истощает свои ресурсные возможности, например, пресную воду и т.п. Мощь человека выходит за рамки занимаемого им уровня в системе организации материи. Итак, проблема – человечество поглощает больше, чем воспроизводит это, во-первых, во-вторых больше, чем он сам может поглотить
, так как старается сделать лучше и больше, дабы не затормаживать научно-технические исследования и процессы. Таким образом, возникает вопрос: «как сохранить баланс и равновесие человека с природой?», ведь чтобы сохранить все знания, информацию и технологии будущим поколениям необходимо уже сейчас принимать какие-либо действия по сохранению ресурсной системы окружающей нас среды.

Решение - концепция устойчивого развития, которая основана на предположении о том, что она даёт ответ на вопросы об острых экономических, социальных и экологических проблемах современного человека. Многие согласны с мнением о том, что социальная трансформация даст возможность популяции прогрессировать без нанесения ущерба окружающему миру. Ведь сейчас список остростоящих проблем пополняют такие составляющие как голод, нищета, перенаселение, экономические кризисы, социальное неравенство и т.д.

Самой главной проблемой, которая усугубляется с каждым новым поколением – это проблема экологии. Загрязнение окружающей среды влечёт за собой множество взаимосвязанных проблем, которые человечество не в силах решить при ежемесячном и ежеминутном нерациональным использованием жизненно важных и таких необходимых всем ресурсов.

Таким образом, можно выявить некий ряд правил, которые помогут стабилизировать данную глобальную систему:

1)Коэффициент использования возобновляемых ресурсов не должен превышать коэффициент из воспроизводства и регенерации;

2)Ресурсы которые имеют низкий уровень воспроизводства должны планироваться и использоваться исключительно в том объеме, в котором может быть создана физическая и функциональная альтернатива[3, с.79].

Однако для рационального использования ресурсных составляющих необходимо четкое планирование и прогнозирование их воспроизводства и реализации в дальнейшей перспективе. Но как можно наверняка спрогнозировать то, на что влияет множество некоторых событий, на которые ни человек, ни кто-то еще не в силах повлиять?

Прогнозирование – это некое представление лучшего будущего, которое основано на соображениях, мыслях и исторических фактах, происходящих когда-либо с человечеством, так сказать, сценариев исхода того или иного процесса. Эмпирические исследования социальных процессов во многом посвящены «предвосхищению» будущего, то есть поиску причин, предположений по улучшению качества жизнедеятельности, которые будут основаны не только на догадках о лучшем будущем, но и будут обоснованы с научной точки зрения.


На протяжении долгих лет человек представлял будущее как нечто бесконечное и вечно продолжающееся, то есть отождествлённое настоящее, которое стабильно и без каких-либо существенных изменений просто продолжается по прошествии времени.

Впервые о лучшем будущем заговорили еще в 1 тысячелетии до нашей эры в Древней Греции, где изучение вопросов, касающихся прогрессирования настоящего привели к поиску новых поисковых методов прогнозирования, которые основаны на учете ключевых релевантных факторов. Собственно, здесь и берет свое начало запредельность будущего и возможность «выстраивания» сценариев предстоящих событий. Таким образом, человек начинает понимать, что он способен формировать именно то будущее, которое он хочет сам и в силах его совершенствовать уже сейчас.

Именно эта возможность прогнозирования своей жизни и жизни окружающих приобрела особую значимость для человека Нового времени, для него все более становится характерным разработка планов. Стремление к лучшему будущему начинает незамедлительно расти. При изучении философских дисциплин возникают сложности в построении сценариев будущего, их специфичность и неопределенность.

Сейчас же в современном мире человек владеет множеством методов прогнозирования и планирования своего будущего и с ловкостью ими пользуется на государственном уровне, так большинство мер принятых правительством России, оказывает влияние на динамику российской экономики. Исходя из этого, возрастает, потребность в долгосрочном построении сценарного подхода.

Однако построение такой системы имеет неоднозначный характер и порождает множество различных проблем. Поэтому последние три-пять лет предпринимаются попытки в поиске подобной системы.

Большинство научных работ основанных на прогнозах плановой экономики [4-9], все так же актуальны, хоть и требуют переосмысления уже в современном мире.

Общеизвестен тот факт, что предсказание и прогнозирование будущего как некой реальности, и представление того, что будущая ситуация связана с настоящим и по этой причине знания о происходящем в настоящее время дают возможность сконструировать многие ключевые особенности ситуации в будущем благодаря рациональности. В чем же заключается понятие рациональности?

Рациональность – это осмысленность и разумность. Иррациональность полная противоположность и эти понятия тесно переплетаются в притче о Пифагоре и его ученике, где говорится о том, что чем больше вес знания, рационального в деятельности и исследовании человека, тем больше становится область неопознанного, не отраженного в рациональной форме.