Файл: Тенденции и анализ развития сетевой розничной торговли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
В этот период компания также реализовала и другие крупные изменения: перешла на новую IT-платформу и реорганизовала систему складов.
Подобные сценарии эффективны и в России. Например, AGC GlassRussia, подразделение крупнейшего мирового производителя стекла, владеет несколькими стекольными заводами в России. 70% отечественного стекольного рынка занимает обычное оконное стекло. Конкуренция в этом сегменте высока и сфокусирована на цене: чем дешевле, тем лучше. В 2014–2015 гг. руководствe AGC Glass стало понятно, что резерв роста за счет снижения цен исчерпан и нужно ориентировать рынок на инновационные дорогие продукты (например, мультифункциональное или безопасное стекло). Прежде контакты компании с конечными потребителями (производителями окон) были сведены к минимуму: с ними общались дилеры – 4000 небольших компаний по всей стране. Задача увеличения продаж заставила руководителей AGC Glass пересмотреть отношение к тому, кто и как работает с их стеклом после того, как оно покинуло завод.
Для дилеров компания создала корпоративную академию AGC. Это учебный портал, призванный учить дилеров, как создавать спрос на уникальный товар, знакомить их с новыми технологиями и сферами применения продукции, а также давать маркетинговые инструменты для продвижения продукции.
Менеджеры AGC создали на корпоративном портале общую для всех партнеров площадку для общения, поиска совместных идей и решений. Помимо помощи в продажах компания AGC стала делиться на портале собственными практиками управления (у компании более 100 заводов по всему миру) и технологиями развития персонала.
2.2 Основные тенденции развития сетевой розничной торговли.
Как уже упоминалось, за последние 8-10 лет в розничной торговле начали коренным образом трансформироваться отношения в цепях поставок: рыночная власть из рук производителей стала стремительно переходить в руки активно развивающихся предприятий сетевой розницы. И обосновавшиеся на российском рынке зарубежные игроки только ускорили этот переход. Современные исследователи проблематики выделяют ряд причин этого изменения.
В частности, В.В. Радаев выделяет три основных фактора:
• лучшее знание запросов конечных потребителей (здесь – частных лиц и организаций, закупающих продукцию для собственных нужд);
• резкое усиление экономического веса компаний сетевой розницы, развивающихся опережающими темпами, обеспечивающих поставщикам значительные объемы и устойчивый сбыт;
• развитие современных торговых форматов, более эффективных с точки зрения управления поставками и более привлекательных для конечного потребителя.
Вплоть до кризисных 2008-2009 годов предприятия розничной торговли переживали бурный рост бизнеса: в 2005-2008 гг. среднегодовой темп роста оборотов розничной торговли составлял 25%. Падение рынка на 18% в 2009 году вновь сменилось экономическим ростом, темпы которого, однако, заметно снизились: в 2011-2013 годах объем розничных продаж рос на 7% за год. В 2014 году за счет инфляционного фактора совокупный торговый оборот розницы вырос на 10,2%, в сопоставимых ценах прошлого года – на 2,7% . 14 Вместе с этим, торговая отрасль в целом остается одним из наиболее крупных секторов экономики, обеспечивая до 15% ВВП.
Крупнейшими компаниями отрасли розничной торговли в настоящее время являются компании сетевой розницы, в частности
«Тандер» (сеть магазинов «Магнит»),
«X5 Ритейл Групп» (уступила лидерство в 2013 году),
«Ашан Групп»,
«МЕТРО Групп»,
«Дикси»,
«Рольф» и «М.видео». Совокупный оборот 10-ти крупнейших сетей розничной торговли в России составил в 2013 году 2,2 трлн. Руб. (или 9,3% совокупного оборота розничной торговли), выручка лидера рынка – сети магазинов розничной торговли «Магнит» - достигла 580 млрд. руб. Количество точек продаж крупнейших «сетевиков» по всей стране по результатам 2013 года составило: у «Тандер» – свыше 8,5 тыс. магазинов, у «X5 РитейлГрупп»–свыше 4тыс.магазинов (в т.ч.3,4 тыс.магазинов под брендом «Пятерочка»), у «Дикси» – свыше 2 тыс. Магазинов.
Ключевыми рыночными тенденциями, характерными для текущего этапа развития отрасли, являются:
1) Сокращение объемов и изменение направлений импорта продукции.
«Война санкций» привела к тому, что импорт продовольственных товаров из стран Западной Европы по отдельным категориям сократился на 70%. Это изменение привело к неизбежной переориентации торговых компаний на импорт из третьих стран. В целом, изменения в оценках объемов поставок импортной продукции в магазины сетей в рамках конкретных цепей поставок требуют учета при работе, связанной с проектированием и реорганизацией логистической сети.
2) Смещение фокуса с центральных областей страны на регионы Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО и рынки стран СНГ.
3) Изменения в структуре потребления.
Под влиянием макроэкономической конъюнктуры происходят изменения в структуре потребления населения, выражающиеся в сокращении частоты и объема покупок, сокращении расходов на непродовольственную и дорогую продовольственную продукцию. Наиболее заметным для россиян стал рост цен на свежую продукцию: около 40-50% покупателей в опросах заявили, что стали покупать только самые необходимые товары этой категории, искать специальные ценовые предложения и магазины с более низким уровнем цен. Запрет на импорт целого ряда категорий продовольственных товаров (до 40% от общего объема импорта в категориях «мясо», «рыба», «молоко и молочные продукты», «фрукты, овощи») привел к существенному росту цен у более чем 60% игроков рынка. В конечном итоге при построении сети стратегии обеспечения более высокого уровня свежести продовольственной продукции (в том числе и за счет сокращения времени доставки и прямых отгрузок поставщиков в ущерб уровню логистических затрат) постепенно уступают место стратегиям, нацеленным на сокращение логистических затрат и себестоимости продукции.