Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Научная разработанность: разработкой рассматриваемых вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно -розыскной деятельности.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности.


Задачи курсовой работы:

- раскрыть понятия и задачи оперативно-розыскной деятельности в России

- охарактеризовать оперативно- розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности

- проанализировать сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Исходя из цели курсовой работы имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России

1.1 Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности

Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих. [4]

Оперативно-розыскная деятельность отождествляется с разведывательной, сыскной деятельностью, что предполагает определенную скрытость осуществляемых мероприятий, направленную прежде всего на обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности. Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Скрытость оперативно-розыскной деятельности является своего рода реакцией государства по отношению к внешним и внутренним силам, посягающим на интересы общества и государства. Тайная деятельность антигосударственных, антиобщественных элементов определяется их естественным стремлением избежать ответственности за преступное вмешательство в дела государства, какой-либо его структуры или отдельно взятой личности. Скрытой деятельности враждебных государств, преступности внутри государства не может не противопоставляться адекватная деятельность самого государства в целях обеспечения своих интересов, интересов общества и граждан. [14, С. 19]


Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Соответствующими полномочиями наделяются только такие государственные органы, для которых борьба с преступностью и правонарушениями составляет основное содержание их деятельности. Перечень таких государственных органов устанавливается федеральным законом. При этом в самой структуре правоохранительных органов их руководителями определяется перечень оперативных подразделений (оперативных аппаратов), полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Основным законом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об ОРД». [8, С. 19]

В этом Законе формулируются задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, система оперативно-розыскных мероприятий и другие общие вопросы. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами и составляют государственную тайну.

Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

– установление имущества, подлежащего конфискации. [4]

1.2 Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности

Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и УПК РСФСР от 27 ок­тября 1960 года. Впервые научное обоснова­ние понятия ОРД как вида общественной практики бы­ло дано А.Г.Лекарем в 1966 г: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведыва­тельных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» [15. с. 34]. В даль­нейшем в процессе развития теории ОРД вводились дополнения и уточнению этого определения. В ФЗ «Об ОРД» от 12 августа 1995 года впервые законодательно было закреплено понятие ОРД, как вида деятельности осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполно­моченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, соб­ственности, обеспечения безопасности общества и го­сударства от преступных посягательств. Таким обра­зом, со времени появления термина и определения о сущности «оперативно-розыскная деятельность» и его законодательного закрепления, на фоне сроков разви­тия науки, прошел весьма короткий период времени. Особенно это ярко выражено по сравнению с многими юридическими терминами и понятиями используемы­ми многие столетия (например, со времен Римского права). Поэтому можно смело предположить, что еще неоднократно будут вноситься изменения и уточнения о сущности ОРД, его целях, задачах и т.д. [4]


Практически, одновременно в начале 60-х годов 20­го века в юридической среде появилось понятие «пра­воохранительная деятельность». В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное понятие «правоохранительная деятельность». Однако, уже су­ществуют разные теоретические взгляды о сущности этого вида деятельности. Наверное, одним из наибо­лее известных и научно обоснованных является опре­деление предложенное профессором К.Ф. Гуценко «Правоохранительная деятельность эта государст­венная деятельность, которая осуществляется с це­лью охраны права специально уполномоченными ор­ганами путем применения юридических мер воздейст­вия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка». В соответствии с существующими теоретическими разработками правоохранительная деятельность связана с охраной права и обладает определенными при­знаками.

Во-первых, один из признаков проявляется в том, что правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия.

Второй признак состоит в строгом соответствии при­нимаемых юридических мер воздействия предписани­ям закона.

В-третьих характерным для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в ус­тановленном законом порядке, т.е. с соблюдением оп­ределенных процедур. [10, С. 40]

Наконец, еще один существенный признак правоох­ранительной деятельности проявляется в ее реализа­ции специально уполномоченными на то государст­венными органами.

Несмотря на отсутствие в настоящее время законо­дательно закрепленных задач правоохранительной деятельности, нельзя утверждать об их отсутствии. Эти задачи можно обнаружить в уголовно­процессуальном кодексе, Законе «О полиции», Законе «Об ОРД» и других нормативно-правовых актах. Не углубляясь на указанную тему можно констатировать, что основные задачи правоохранительной деятельно­сти направлены на защиту прав и интересов личности, общества и государства.

Исходя из указанных направ­лений, правоохранительной деятельности определя­ются ее функции, они многогранны начиная от защиты конституционного строя страны до оказания правовой помощи гражданам. Снова разные авторы к этому во­просу подходят по разному, кто-то указывает большее количество, кто-то меньшее количество функций. Для выполнения этих функций специаль­но созданы государственные органы, которые назы­ваются правоохранительными органами.

На основе вышеизложенного материала можно по­строить силлогизм («умозаключение» - в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод)). Раскрытием и расследованием преступлений занимаются правоохранительные органы. Органы внутренних дел (полиция) занимаются раскрытием и расследованием преступлений. Значит, ОВД (полиция) является правоохранительным органом. [13, С. 178]


Теперь вспомним вышеуказанные признаки правоох­ранительной деятельности и посмотрим на оператив­но-розыскную деятельность через призму этих призна­ков. Элементарный анализ показывает, что оператив­но-розыскная деятельность осуществляется путем воздействия юридических мер, в соответствии уста­новленными нормами и специально уполномоченными на то государственными органами, т.е. соответствует трем из четырех основных признаков правоохрани­тельной деятельности. Но один из признаков правоох­ранительной деятельности, а именно реализация, мер юридического воздействия, в установленным законом порядке осуществляется к сожалению в неполном объеме.

Один из основных направлений правоохранительной деятельности является борьба с преступностью, кото­рая в свою очередь состоит из нескольких видов. По­тому, что быстрое и полное раскрытие всех, особенно совершенных организованными группами, тяжких и особо тяжких преступлений, зависит от организации управления и эффективного использования всех имеющихся сил и средств правоохранительных орга­нов. Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении госу­дарством специальных сил, средств, форм и методов.[4]. Среди основных видов этой деятельности, кроме осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения его решений, можно назвать предвари­тельное расследование и оперативно-розыскную дея­тельность. Все перечисленные виды этого направле­ния правоохранительной деятельности, как известно, четко осуществляется в рамках уголовно­

процессуального и уголовно-исполнительного кодек­сов, где в достаточно полной мере определена проце­дура проведения следственных действий и исполне­ние наказаний. А вот оперативно-розыскная деятель­ность не имеет законодательно закрепленной процедуры его осуществления, ФЗ «Об ОРД» только регламентирует оперативно-розыскные мероприятия, посредством проведения которых реализуется эта деятельность. Ведь все оперативные подразделения являются составными элементами единой системы правоохранительных органов и призваны решать одну из важнейших задач - борьбу с преступностью [6]. Да­же административные дела, заводимые по менее тяж­ким правонарушениям, рассматриваются в рамках ад­министративного процессуального кодекса. Поэтому напрашивается необходимость законодательного за­крепления процедуры осуществления оперативно­розыскной деятельности. Конечно, эта идея не явля­ется новой, об этом уже давно пишут многие специа­листы в области ОРД и уголовного процесса. Законо­дательное закрепление процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности безусловно об­легчило бы использование его результатов в доказы­вании по уголовным делам.