Файл: Тема Восточные славяне.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По­чáйне.

Причины принятия христианства.

1. Византия была самым экономически сильным государством, являлась образцом для подражания.

2. Русь была традиционно связана с Византией. Бабушка Владимира – княгиня Ольга стала пер­вой христианкой.

3. Разрозненные языческие культы являлись тор­мозом развития Руси.

4. Монотеизм (единая государственная религия) укреплял единство государства, монархической власти. Церковь внушала народу необходимость повиновения монархической власти.

Значение принятия христианства.

1. Русь заимствовала античную византийскую культуру: иконопись, фрески, мозаику, каменную архитек­туру. Распространяются азбука-кириллица, письменность, летописание, образование, книжное дело.

2. Христианство смягчило мораль славян. Церковь за­прещала человеческие жерт­воприношения, торговлю людьми.

3. Укре­пилось международное положение Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь перестала быть вар­вар­ской страной, становилась равной другим христианским странам.

4. Ускорилась консолидация племён Руси в единую общность.

Вместе с тем, по мере роста вражды между римско-католической и восточно-христианской церквями, ка­толиками («латинянами») и православными («схизматиками»), произошла изоляция Руси от латинской Европы.

**
3. Период расцвета Древнерусского государства. Князья Ярослав Мудрый (1019 — 1051 гг.)
Князь Владимир умер в 1015 году. У него было 6 сыновей: Борис, Глеб, Святослав, Святополк, Ярослав и Мстислав. В ходе борьбы за власть почти все сыновья погибли. Ярослав прогнал из Киева брата Святополка, который погиб в Польше. После смерти братьев Ярослав стал единственным правителем на Руси. Мудрым он был назван за ум и начитанность, за школьное просвещение народа, строительство храмов.

В 1036 г. Ярослав окончательно разбил печенегов. На месте битвы в КиевеЯрослав основал Софийский собор, затем построил Золотые во­рота. Князь покорил племена язычников на Верхней Волге и основал на этом месте г. Ярославль.
Междинастические браки.

Ярослав в 1019 г. женился на дочери шведского короля Олафа – Ингигéрд. От Ингигерд у Ярослава родилось шесть сыновей и четыре дочери. Сыновей Ярослав же­нил на принцессах из Византии, Польши, Германии. Дочери вышли замуж за королей: Анна – за французского Генриха I,
Анастасия – за венгерского Эндре I (Ан­дрея), Елизавета – за норвежского конунга Харальда Сурового. Внучка Ярослава – Евпрáксия стала женой германского императора Генриха IV. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге. Междинастические браки явля­лись формой установ­ле­ния межгосударственных диплома­тических отношений.

Война с Византией. В 1043 г. возник конфликт с Византией. Причиной конфликта послужила расправа над русскими купцами в г. Константинополе. Военный поход был неудачен. Русский флот попал в бурю, а затем был сожжён «греческим огнём». Шесть тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой попали в плен. Визан­тийцы отрубили пленным правые руки и ослепили, оставив один глаз у каждого десятого, дабы он мог быть поводырём, после чего отпустили домой. В 1046 г. с Византией был заключён мир, скреплённый браком дочери импера­тора Константина Мономаха и сына Яро­слава Всеволода. В 1053 г. у них родился сын – будущий князь Влади­мир Мономах. Стремясь ликвидировать церковную зависимость от Византии, в 1051 г. Ярослав поставил киевским митрополитом вопреки воле византийского патриарха русского священника Илариона († 1055).
«Русская Правда» - сборник законов. Ярослав Мудрый положил начало созданию древ­нейшего письменного сборника законов – «Русской Правды». Свод законов де­лится на «Правду Ярослава» (1016 г.) и на более поздние «Правду Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Мономаха» (ок. 1113 г.). Свод законов установил порядок в стране. «Правда Ярослава» состоит из 17 статей. Она ограничивала кровную месть – древний пережиток, допуская её лишь за убий­ство близких родственников, и установила ей альтернативу – штраф (ви́ру) за смерть свободного чело­века в размере 40 гри­вен (около 8 кг. серебра – одна гривна равнялась 220 г. серебра). Смертная казнь допускалась лишь в исключительных случаях.


**
4. Князь Владимир Мономах. (1053 – 1125 гг.)
Прозвище Мономах (греч. «Единоборец») князь получил от имени своего деда, византийского импе­ратора Константина Мономаха.

Междукняжеские усобицы 10931097 гг. В 1093 г. князь Олег Святосла­вич («Гориславич»), опираясь на половцев, отобрал у Мономаха г. Чернигов. Затем Олег ушёл из Смоленска, взял Рязань и направился к Мурому, где княжил Изяслав. Дядя шёл войной на племянника. У Мурома Олег победил дружину Изяслава, юный муромский князь пал в бою. Олег взял г. Муром, Суздаль и Ростов. Против него поднялось всё Мономахово семейство. Олег сжёг Суздаль и укрылся в Муроме. Здесь Мономаховичи одолели Олега. Сдав Муром и Рязань, Олег запросил мира и прибыл на съезд для реше­ния спорных вопросов.



Любечский княжеский съезд. В 1097 г. по инициа­тиве Вла­димира Мономаха в его резиденции в г. Любеч собрался княжеский съезд («снем»). В нём уча­ствовали внуки и правнуки Ярослава Муд­рого: Святополк Изяславич, Олег Святославич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волын­ский, Василькó Теребовль­ский (Теребовль – город в Галицкой земле). Ре­шение съезда гласило: «ка­ждый да держит отчину свою, и все совмест­но охраняют Рус­скую землю». Съезд закрепил отказ от «оче­редного» порядка наследования и фактиче­ски признал состоявшимся распад Руси на «от­чины» – родовые владения князей.

Однако усобицы не прекра­тились. Давыд и Святополк захва­тили Василькá Теребовль­ского и ослепили его. По требованию Владимира Моно­маха Давыд освободил Василька.Василько вместе с братом начали мстить Давыду и осадили его в г. Владимире-Волынском. Давыд выдал Васильку исполнителей его ослепления. Они были повешены и рас­стреляны из луков.

Борьба с половцами в 1103-1111 гг. В 1103 г. на Долобском съезде (у Долобского озера) князья договори­лись о походе против половцев. Битва с 20 половецкими ханами произошла в 1103 г. близ урочи­ща Сутень у Азовского моря. Половцы были разбиты, многие ханы погибли. В плен попал хан Белдюзь, посуливший за себя золото и серебро. Однако Владимир приказал его изрубить на куски.

В 1107 г. ханы Боняк и Шарукан были разбиты на р. Хорол. В 1100 г. на Витичевском съезде (в г. Витичев под Киевом) князья вновь договорились о совместном походе. В 1111 г. состоялся грандиозный «крестовый поход» на половцев. Войско сопровождало духовенство. Центр половцев – г. Шарукань у Дона – сдался, г. Сугров, отказавшийся сдаться, был сожжён, его жители перебиты. В битве на р. Сальница русы уничтожили 10 тыс. половцев, хан Шарукан бежал. С половцами был заключён мир. Мономах женил своего сына Юрия (будущего Долгорукого) на дочери половецкого хана Аепы. Так в семье Рюриковичей кроме славян, шведов, греков, англичан появилась и половецкая династи­ческая линия.

Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113–1125 гг.). Мономах являлся самым влиятельным русским князем. В 1113 г. в Киеве после смерти Святополка вспыхнуло восстание. Киевляне вне очереди призвали на княжение 60-летнего Владимира Мономаха (1053–1125).

В 1113 г. Мономах ввёл «Уставы о рéзах (процентах)» и «Уставы о закупах». Он упорядочил взимание процентов ростовщиками
, облегчил положение смердов, закупов, рядовичей. «Устав» завершил про­цесс соз­дания «Рус­ской правды». Сыновья Мономаха («Мономаховичи») правили в Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале. Владимир Мономах пытался объединить все русские земли, но ему не подчинились Полоцкое, Черни­говское, Перемышльское, Теребовль­ское княжества.

Мономах укреплял внешнеполитические связи Руси через династические браки. Он был женат на принцессе Ги́те (Гиде) – дочери английского короля Гарольда Годвинссона, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Дочь Марию Мономах выдал замуж за греческого царевича Леона Диогеновича, внучку – за византийского императора Иоанна Комни́на. Его сын Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине, сын Юрий – на дочери половецкого хана, а после её смерти – на дочери Иоанна Комни́на. Мономах написал «Поучение» – рассказ о своей жизни. Смерть 72-летнего Мономаха в 1125 г. вызвала новые усобицы и раздробление русских земель.

Мстислав Великий (1125–1132 гг.). Сын Мономаха, Мстислав (1076–1132), по словам летописца, «много пота утёр за землю Русскую». Но после его смерти в 30-е гг. XII в. «раздрася (распалась) вся Русская земля» на несколько самостоя­тельных государств.

Зна­чение суще­ствования Древнерусского государства: в это время утвер­дились феодальные отношения, развились международные связи. Русь заложила основы госу­дарственности рус­ского, украин­ского и белорусского народов.

**

5. Новгородская земля (Новгородская республика)



Причины усиления Новгорода.Новгородская земля распола­галась между озё­рами Ильмень и Чудским, по берегам р. Вóлхов, Лó­вать.

Города Новгородской земли: Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки и др.

Новгород являлся одним из самых крупных и богатых городов Ев­ропы. Здесь был построен каменный Кремль. Го­род имел высокий уровень благоустройства: деревянные мос­товые появились здесь раньше, чем в г. Париже.

Новгород распола­гался на торговых путях, связывающих Балтий­ское море с Чёрным и Кас­пийским морями. Город торговал со Скандина­вией и горо­дами Германии, заключив­шими в XIV в. тор­гово-политический союз Гáнза. Нов­городский экспорт составляли пушнина, мёд, воск, соль, кожа, рыба.


Слабое место Новгорода: суровый холодный климат, плохие условия для земледелия, необхо­димость импорта хлеба. Главный противник Новгорода – Влади­миро-Суздальское княжество – часто перекрывал ему поставки хлеба.

Особенности Новгородской республики. В Новгороде не было мо­нархической княжеской системы власти. Здесь ус­тановилась боярская феодальная республика.

Система управления. Новгород первым отделился от Киева. В 1136 г. был изгнан князь Все­волод Мстиславич.

Высшим органом власти являлось вечесобрание мужского населения города, орган государственного управления и самоуправления. Вече состояло из 300–500 человек, решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало за­коны, заключало дого­воры с другими землями.. Вече было гласным – го­лосовали при помощи крика, иногда решение принималось посредством драки: осилившая сторона и призна­валась большинством.

На вече избирались посадник, тысяцкий, епископ.

-Посадник осу­ществлял управление городом, дипломатические пере­говоры, суд, контролировал дея­тель­ность князя.

ысяцкий – глава народного ополчения, он также судил по торговым делам.

-Епископ (с 1165 г. – архиепископ), глава церкви, выбирался пожизненно на вече. Он воз­главлял церковный суд, распоряжался казной и «владычным» полком, своей личной печатью скреплял междуна­родные соглашения.

-Князь новгородский – военачальник, глава дру­жины, исполнял военно-поли­цейские функции, в мирное время поддерживал порядок в городе.

Жители Новгорода со времён «призвания варягов» приглашали князя из других земель. С ним заключался договор, запрещавший князю вмешиваться в дела города, присутствовать на вече, покупать новгородские земли и недвижимость, селиться в городе. Вече имело право изгнать князя в случае нарушения им договора. Самый знаменитый князь Новгорода – Александр Невский.

Вече Новгорода не являлось властью всего народа Новгорода. Фактически республикой правили бояре и ку­пече­ство. Должности посадников и тысяцких занимали только бояре («300 золотых поясов»). Поэтому Новгород можно считать аристократической, олигархической республикой. Часто вспыхивали восстания недовольного народа (в 1136 г., 1207 г., 1229 г. и т.д.).