ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ. Часть 1. (до 1917 века)
2. Древнерусское государство (Древняя Русь)
8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
9. Московское княжество в XIV веке.
Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
12. Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время»
15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
18. Внешняя политика России во 2–й половине ХVIII века при Екатерине II и Павле I
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
Состояние российской экономики в 2000–2011 гг.
В 2004 г., после ухода в отставку правительства премьер-министра М.М. Касьянова (род. 1957), работавшего с 2000 г., новый состав правительства возглавил М.Е. Фрадков (род. 1950). В сентябре 2007 г. главой правительства назначен В.А. Зубков (род. 1941). В 2008-2012 гг., после избрания Президентом РФ Д.А. Медведева, правительство возглавлял В.В. Путин.
Достижения российской экономики в 2000-2007 гг. С 2000 г. началось медленное оздоровление экономики, «очеловечивание бизнеса». Позитивную роль сыграло повышение мировых цен на нефть. На этой основе руководству страны удалось предъявить обществу положительные результаты развития российской экономики в 2000–2007 гг.:
-вырос объём промышленного производства. Возродились отрасли производства, находившиеся до этого в упадке;
-укрепился рубль, объём золотовалютных резервов Центрального Банка достиг 33,7 млрд. долларов в 2006 г. (3-е место в мире). В сер. 1990-х гг. он составлял всего 12 млрд. долларов;
-Россия – крупнейший в мире экспортёр газа и занимает 2-е место (после Саудовской Аравии) по экспорту нефти;
-по объёму ВВП (внутреннего валового продукта) Россия в 2007 г. вышла на 10-е место в мире.
-Россия в 2006 г. досрочно расплатилась с внешними долгами, уплатив 22 млрд. долларов Парижскому клубу. В сер. 1990-х гг. внешний долг России составлял 165 млрд. долларов;
-принят новый Налоговый кодекс. Ради выведения доходов «из тени» в 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога – 13%. В.В. Путин, объявив своей целью удаление олигархов от власти, инициировал уголовное преследование некоторых из них. В. Гусинскому, Б. Березовскому, М. Ходорковскому было инкриминировано незаконное присвоение собственности и налоговые преступления. Двоим – Гусинскому и Березовскому удалось выехать за границу. Ходорковский был осуждён на длительный срок.
Социальные реформы. Возросшие экономические возможности страны в 2000–2007 гг. позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, в рост благосостояния людей:
-произошли повышение уровня жизни и рост доходов населения. В 2006 г. доходы выросли на 10%, пенсии – на 5,4%;
-мероприятия по решению демографической проблемы. С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о материнском капитале – выплата государством 250 тыс. рублей за второго и последующего ребёнка (в 2010 г. сумма проиндексирована до 343 тыс. руб.);
-ипотека, государственный проект «Доступное жильё»;
-пенсионная реформа.
Минусы экономического развития России в 2000–2011 гг.:
-некачественная, неэффективная, малопроизводительная экономика. Россия «сидит на нефтяной игле», продавая природные ресурсы;
-производительность труда в РФ в 2009 г. составила лишь 29,5% по отношению к США;
-низкое качество отечественных товаров (кроме оружия и водки);
-устаревшие технологии и машинный парк;
-коррупция, разъедающая все сферы общества. Генпрокуратура РФ в 2006 г. оценила объём коррупции в 240 млрд. долларов в год, что сопоставимо с доходами федерального бюджета. Россия в рейтинге борьбы с коррупцией находится лишь на 146 месте в мире, рядом с такими слаборазвитыми африканскими странами, как Камерун (2010 г.);
-разворовывание чиновниками капиталовложений, уход бизнесменов от налогов и отток за рубеж капиталов;
-значительный разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан. В 2011 г. 10% самых богатых россиян контролировали 1/3 всех денег страны, а 10 % самых бедных имели менее 2% денег. В 2012 г. 18 млн. человек (13% населения) находились за черной бедности. По данным журнала «Форбс», в России в 2008 г. насчитывалось 110 долларовых миллиардеров. Несмотря на кризис, за 2009 г. количество миллиардеров в России удвоилось. Среди них: Владимир Лисин (род. 1956), владелец состояния в 15,8 $ млрд., Михаил Прохоров (род. 1965) – 13,4 $ млрд., Михаил Фридман (род. 1964) – 12,7 $ млрд., Роман Абрамович (род. 1966) – 11,2 $ млрд., Олег Дерипаска (род. 1968) – 10,7 $ млрд. и т. д.
-недоступность, дороговизна и низкое качество жилья;
-высокие цены на коммунальные услуги при плохой работе ЖКХ;
-неэффективное, зачастую убыточное сельское хозяйство;
-дороговизна и недоступность лекарственных препаратов;
-неудовлетворительное состояние образования и здравоохранения;
-Россия занимает лишь 100-е место в мире по продолжительности жизни и 134-е – по продолжительности жизни мужчин;
-в России почти 800 тыс. чел. находятся в местах лишения свободы;
-в России около 4 млн. чел. являются бомжами;
-в России около 5 млн. наркоманов (2011 г.). Ежегодно от наркотиков погибают 30 тыс. чел. (2010 г.).
Задачи, стоящие перед правительством РФ:
-модернизация и диверсификация экономики России (создание многопрофильных производств);
-борьба с инфляцией. В 2009 г. инфляция в РФ составила 8,8%;
-борьба с коррупцией;
-вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию);
-ликвидация гигантского разрыва между доходами самых богатых и самых бедных граждан.
Таким образом, власть и общество пришли к пониманию того, что накопившиеся проблемы требуют не революционного натиска, а упорного труда, выдержки и воли всего народа.
75. Внешняя политика России в 1992–2011 гг.
Россия и страны СНГ.
После распада СССР в декабре 1991 г. страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. В 1992 г. страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а в 1993 г. – Устав СНГ.
Развитие СНГ проходит со сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а некоторые политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу «имперских амбиций» Москвы.
В 1992–1993 гг. Вооружённые Силы России под эгидой СНГ взяли на себя функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов на территории бывших советских республик: 14-я армия в Приднестровье, миротворческие контингенты в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах, 201-я дивизия в Таджикистане. Украина и Казахстан в 1993–1994 гг. ратифицировали договор о нераспространении ядерного оружия, отказались от притязаний на него и согласились на вывоз ядерного оружия в Россию для уничтожения. Контроль над ядерным оружием бывшего СССР остался только у России как правопреемницы СССР.
В 1995 г. началось формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, что позволило обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. Параллельно шло оформление союза России и Белоруссии, «единого экономического пространства» центральноазиатских стран – Казахстана, Узбекистана и Киргизии, ГУАМа – объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (после вступления Узбекистана – ГУУАМ). Дробление Содружества на миниблоки усилило центробежные тенденции, способствовало ориентации части блоков на зарубежных партнёров.
Россия и Украина. Российско-украинские отношения носят переменчивый, противоречивый характер. В 1997 г. республики подписали
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Однако существует ряд спорных вопросов:
-вопрос о разделе Черноморского флота. В 1997 г. флот был поделён. Россия получила право на аренду военно-морской базы в г. Севастополе на срок до 2017 г. (в 2010 г. срок был продлён до 2042 г.).
-вопрос о статусе г. Севастополя. Некоторые российские политики, в частности, Ю.М. Лужков, считают, что в момент передачи в 1954 г. Н.С. Хрущёвым Крыма из состава РСФСР в состав Украины Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и поэтому юридически остался российским городом;
-стремление некоторых политиков Украины войти в НАТО;
-Украина нерегулярно платила за российский газ, недовольна повышением цен на него, производила «несанкционированный отбор газа».
Президентские выборы 2004–2005 гг. вылились в «оранжевую революцию» и жёсткое противостояние двух претендентов: В.А. Ющенко (род. 1954) и В.Ф. Януковича (род. 1950). «Оранжевая революция» переросла в длительный политический кризис, показавший нестабильность Украины. Произошёл раскол украинского населения на сторонников сближения с США и Западной Европой (запад и центр республики), и на пророссийские восток и юг страны. Ющенко, понимая, что он самостоятельно не сможет решить проблемы национальной целостности и экономического кризиса, пытался, вступив в Евросоюз и НАТО, переложить решение этих проблем на Запад. В 2007 г. премьер-министром Украины стала Ю.В. Тимошенко (род. 1960).
На президентских выборах 2009 г. победу одержал В.Ф. Янукович. Это привело к улучшению российско-украинских отношений. В 2010 г. парламенты двух стран ратифицировали соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота России в Крыму до 2042 г.
Россия и Белоруссия. В 1996 г. подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии (с 1997 г. – Союз России и Белоруссии). Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться и проживать на территории обеих стран. Долгое время муссируется вопрос о создании единого государства. Однако В.В. Путин в 2002 г. высказал мнение, что объединение стран возможно лишь путём вхождения Белоруссии в состав России.
Оппозиция считает политическую систему Белоруссии авторитарной, а правление президента А.Г. Лукашенко (род. 1954) незаконным, так как он продлил свои президентские полномочия, нарушив Конституцию. Лукашенко часто критикует РФ за повышение цен на газ. В 2010 г. создан
Таможенный союз Белоруссии, РФ и Казахстана.
Россия и страны Балтии. Эстония, Латвия и Литва в 2004 г. вступили в НАТО. Прибалтийские политики поднимают вопрос о взыскании с России ущерба за оккупацию 1940 г., так как РФ – правопреемница СССР. Россия протестует против политики дискриминации «неграждан» в Эстонии, Латвии и Литве. Правительства этих стран вытесняют русский язык из сферы образования. Россию возмущает активизация в странах Прибалтики ветеранов войск СС, воевавших на стороне фашистов, преследование ветеранов Советской Армии, попытки героизации фашизма.
Россия и государства Закавказья.
Россия и Армения являются стратегическими союзниками. Президенты Армении Р.С. Кочарян (1998-2008, род. 1954) и С.А. Саргсян (с 2008, род. 1954) отличаются разумной внешней политикой. Россия строит в Армении АЭС. В г. Гюмри́ размещена российская военная база сроком до 2044 г..
Россия иАзербайджан.Азербайджан построил нефтепровод Баку – Джейхан в обход России. В 2002 г. В.В. Путин и президент Азербайджана Г.А. Алиев (1923–2003) урегулировали вопрос о разграничении нефтяных месторождений Каспийского моря. После смерти Г.А. Алиева в 2003 г. новым президентом Азербайджана был избран И.Г. Алиев (род. 1961, сын Г.А. Алиева). К 2007 г. рост ВВП Азербайджана стал самым высоким в странах СНГ.
Россия и Грузия. Наиболее сложными являются российско-грузинские отношения. Грузия в нач. 1990-х гг. обвинила Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии. Россия в 2002 г. обвинила грузинское руководство в попустительстве чеченским террористам, окопавшимся на территории Грузии в Панкисском ущелье.
После «революции роз» 2003 г. президент Э.А. Шеварднадзе (род. 1928) ушёл в отставку. Новый президент – проамерикански настроенный амбициозный политик М.Н. Саакашвили (род. 1967) вывел из Грузии российские военные базы, обвинил Россию в стремлении аннексировать Абхазию и Южную Осетию. Политический конфликт сопровождался экономической войной: Россия запретила ввоз грузинских вин и минеральной воды «Боржоми». В 2006 г. Россия ввела транспортную и почтовую блокаду Грузии, выслала несколько сотен грузин