Файл: Ного правонарушения на лицо, возбудившее это дело. Повторим, что по мнению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного правонарушения на лицо, возбудившее это дело. Повторим, что по мнению ЕСПЧ в таком случае бремя доказывания вины ложится на суд.

Проект требует внесения изменений, в которых должны содержаться нормы по возложению обязанности доказывания обвинения на лицо, возбудившее дело об ад- министративном правонарушении.

Мы считаем, что с учетом позиции ЕСПЧ следует включить обвинителя в состав лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении в суде. При этом обвинителем должен выступать работник того органа, который возбудил данное дело об административном правонарушении, при этом в целях эко- номии человеческих ресурсов им может быть и лицо непосредственно возбудившее дело. Прокурор же в качестве стороны обвинения должен выступать по делам, воз- бужденным по инициативе прокурора. Такое замечание не вызовет существенной перегрузки должностных обязанностей работников прокуратуры. Примерно такой же позиции придерживается Ф.Н. Багаутдинов1.
УДК 347.91/.95

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ

С.Н. Рублёв


магистрант Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Тамбов, Российская Федерация)

Научный руководитель: А.Д. Золотухин


заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Института права и национальной безопасности

Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, к.ю.н., доцент

(Тамбов, Российская Федерация)
Иностранные лица определяются в гражданском судопроизводстве как комплекснаякатегория, которая включает в себя иностранных граждан, лиц без гражданства, ино-странные организации, международные организации, а также иностранное государство.Указанные субъекты имеет иностранное происхождение, обладают теми же процессуаль-ными правами и несут те же обязанностями, что и российские граждане, однако в силусвоей специфики наделены определенными особенностями, которые влияют на рассмотре-ниедела.

Ключевые слова: гражданское судопроизводство, участие иностранных лиц в граждан-скомпроцессе,пророгационноесоглашение,извещениеиностранныхлиц,представительство.
Производство по делам с участием иностранных граждан, наряду с иными кате- гориями рассмотрения дел имеет свою специфику, требующую разрешения вопросов не только со стороны законодателя, но и со стороны как российских судов, так и иностранных граждан. Данная позиция складывается из сложившихся вопросов в данной сфере, выраженной в проблеме определения подсудности, направления су-




1 Багаутдинов Ф.Н. Актуальные вопросы участия прокурора в производстве по делам об админи- стративных правонарушениях // Законность. 2019. № 1. С. 20.


дебных поручений и их исполнение в адрес иностранных судов и др. Подобное по- ложение обусловлено необходимостью соблюдения двусторонних договоров право- вой помощи и международных конвенций, с учетом положений действующего рос- сийского законодательства.

Понятие иностранного лица имеет комплексный характер. Согласно ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, меж- дународные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интере- сов1. В не зависимости от категории лица, при исследовании гражданского судопро- изводства можно обозначить некоторые вопросы, требующие внимания.

Возбуждение гражданского судопроизводства, как основополагающий этап движения и осуществления гражданского процесса, включает в себя действия суда и иных участников дела, основанные на требованиях процессуального законодатель- ства. На данной стадии возникает вопрос определения подсудности если основанием ее возникновения является пророгационное соглашение. Данное соглашение являет- ся процессуальным документом, дающим основание для возникновении полномочий по рассмотрению и разрешению дела у соответствующего суда. В рамках процессу- ального законодательства определение процессуального договора не конкретизиро- вано, что в определенной степени «компенсируется» понятием соглашения в рамках материального права. Однако нельзя не согласится с позицией Н.Б. Зейдера, под- тверждающей отсутствие конкретного закрепления статуса процессуального согла- шения: необходимо разграничивать процессуальные и материальные правоотноше- ния, по поводу которых возникло судебное производство, причем установление про- цессуальных правоотношений представляет собой отдельное и самостоятельное зна- чение2. Значение документов подобного рода выражаются в возможности регулиро- ваний материальных правоотношений, что выражается в изъявлении сторон достиг- нутого консенсуса относительно условий рассмотрения

и разрешения споров.

Здесь следует внести дополнение, разделяющее значение понятий «материаль- ный договор» и «пророгационное соглашение», тем самым, сделав последнее само- стоятельным и действующим в независимости от статуса материального договора. Суд приобретает полномочия по рассмотрению и разрешению дела только в случае наличия заключенного в соответствии с законом соглашения о выборе суда, что так же представляет собой определенную проблему, поскольку на практике данный мо- мент не всегда проверяется, что может повлечь за собой ряд проблем с дальнейшим разрешением конфликтной ситуации.

Наличие договорных отношений в нескольких государствах может породить конфликт юрисдикций, который выражается в объявлении двумя и более судами о своих полномочиях разрешения определенного спора. Исход подобной ситуации может повлечь за собой принятии совершенно противоположных решений по одно- му и тому же делу.

В подобных случаях суду следует обращать внимание на исключительную под- судность иностранного государства, а также возникающую возможность рассмотре- ния спора на различных уровнях, которая обеспечивается достижением договорен-




1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. 138-ФЗ // Соб- рание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

2 Зейдер Н.Б. Гражданские процессуальные правоотношения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965.

С. 19.

ности сторонами. Выбор компетенции суда посредством пророгационного соглаше- ния является наиболее приемлемым способом разрешения вопросов, связанных с разрешением конфликтов в сфере международных правоотношений.

Подготовкой дела к судебному разбирательству является совокупность процес- суальных действий, охватываемых не конечной, а какой-либо близлежащей целью процесса, необходимостью правильного возбуждения гражданского дела, его подго-
товки к судебному разбирательству, проведения судебного разбирательства, обжа- лования судебного решения, действий по его исполнению1. В силу особенности ка- тегории дел с участием иностранных лиц, суду необходимо обращать внимание на решение вопросов об извещении таких лиц о дате предварительного судебного засе- дания или о непосредственном разбирательстве дела, ввиду того, что ненадлежащее извещение может повлечь за собой отмену принятого судебного акта.

В настоящее время используется три способа извещений иностранных лиц: ди- пломатический, прямой и непосредственный. Первый используется только в тех случаях, когда документ должен быть вручен гражданину иностранного государства. Прямой способ предполагает передачу документов через специализированный орган (в России – Министерство юстиции РФ) и примечателен тем, что отсутствие инфор- мации о подобном органе не влечет невозможность исполнения поручения, доста- точно иметь сведения о его наименовании и местонахождении. Непосредственный способ регламентируется Конвенцией 1965 г. и способы его реализации могут быть выражены в форме: почтового отправления, вручения должностными лицами компе- тентного органа иностранного государства, извещением через любого участника су- дебного разбирательства.

Российские суды чаще прибегают к «прямому» способу, через Министерство юстиции РФ, что затягивает разрешение гражданского дела. Это объясняется тем, что европейские страны не допускают практику вручения документов прямым спо- собом. Извещение может быть исполнено только на стадии подготовки, что пре- пятствует своевременному рассмотрению и разрешению спора, поскольку кроме перевода требуется нотариальное заверение, а после направление в Министерство юстиции РФ с последующей отправкой, что занимает неприемлемое количество времени.

В подобном вопросе В.Г. Гусев считает, что более эффективным способом из- вещения субъектов гражданского производства является извещение через курьера
2. Данный способ, выраженный в пересылке переведенных на иностранный язык до- кументов почтой или курьерской службой, можно признать приемлемым вариантом сокращения сроков извещения, однако необходимо учитывать, что иностранное го- сударство, согласно международным актам, могло сделать оговорку о запрете пря- мого извещения.

Судебного разбирательства с участием иностранных лиц примечательна вопро- сом представительства. Категории лиц, допущенных к представительству включают в себя адвокатов и консулов иностранных государств. Согласно Федеральному зако- ну от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Россий- ской Федерации» (ст. 2), «адвокаты иностранного государства могут оказывать юри-
1 Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО

«Издательский Дом «Городец», 2007. С. 188.

2 Гусев В.Г. Проблема извещения участников гражданского судопроизводства // Журнал россий- ского права. 2003. № 8. С. 58-60.

дическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства»1. Здесь возникает вопрос о том, кто должен представ- лять интересы – иностранный адвокат, либо российский адвокат. Каждый из них является специалистом в области права своего государства и вопрос эффективно- сти работы зависит от сути спора. Есть и ограничения, связанные с оказанием по- мощи иностранными адвокатами в России дела, связанные с государственной тайной. В Азербайджанской Республике иностранный адвокат может оказывать правовую помощь исключительно путем предоставления консультаций и заключе- ний по применению законов государства, уроженцем