Файл: Методические рекомендации о порядке проведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РД-15-13-2008
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ И РУДНИКАХ*
_______________
* Разработчики: С.В.Лобков, В.И.Демидов, В.А.Тряпышко (ЗАО НИИЦ КузНИУИ),
Г.С.Ерофеев (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области).
Дата введения 2008-08-01
УТВЕРЖДЕНЫ приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.04.08 г. N 207.
Настоящие Методические рекомендации, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими нормативными техническими документами, предназначены для применения экспертыми организациями, имеющими лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности в угольной и горно-рудной промышленности.
Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на все модели стационарных и передвижных КУ, применяемых на угольных шахтах и рудниках: поршневые и винтовые КУ с подачей 5 м
/мин и более, центробежные КУ
(турбокомпрессоры) с подачей 115, 250 и 500 м /мин отечественного и иностранного производства.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности компрессорных установок, используемых на уголных шахтах и рудниках
(далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N
30. Ст.3588); постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации.
2001. N 15. Ст.1489); постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 "О применении технических устройств на опасных производственных объектах";
Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), с
Изменением N 1 [ПБИ 03-490(246)-02], утвержденных постановлениями Федерального
горного и промышленного надзора Российской Федерации от 06.11.98 N 64, от 01.08.02 N
48, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.98 г., регистрационный N 1656; 23.08.02 г., регистрационный N 3720;
Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.10.01 N 44, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 31.01.02 г., регистрационный N 3214;
Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД
03-484-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.07.02 N 43, зарегистрированным Министерством юстиции
Российской Федерации 05.08.02 г., регистрационный N 3665;
Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 05.06.03 N
50, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации России 19.06.03 г., регистрационный N 4737.
2. В настоящих
Методических рекомендациях используются термины, установленные в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности, а также термины и их определения, приведенные в приложении N 1.
3. Целями проведения экспертизы являются всестороннее определение технического состояния компрессорной установки (КУ) и принятие на этой основе решения о возможности и условиях ее дальнейшей безопасной эксплуатации.
4. Настоящие
Методические рекомендации определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей и экспертной организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза) находящихся в эксплуатации компрессорных установок.
5. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения экспертными организациями, имеющими лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности в угольной и горнорудной промышленности.
6. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы полностью или частично при проведении эксплуатирующей организацией технических обслуживаний и текущих ремонтов КУ.
7. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на все модели стационарных и передвижных КУ, применяемых на угольных шахтах и рудниках: поршневые и винтовые КУ с подачей 5 м
/мин и более, центробежные КУ
(турбокомпрессоры) с подачей 115, 250 и 500 м /мин отечественного и иностранного производства.
8. Экспертиза КУ проводится: по истечении нормативного срока эксплуатации; после проведенного капитального ремонта.


9. Срок эксплуатации КУ определяется по нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, а также по стандартам и правилам безопасности, согласно Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, по которым срок эксплуатации КУ составляет семь лет.
10. Если в составе КУ применяется новое или после капитального ремонта оборудование, предусмотренное технической документацией на КУ, то это оборудование не подлежит экспертизе.
11. Экспертиза
КУ планируется и проводится таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. Контроль за своевременным проведением экспертизы осуществляет служба производственного контроля эксплуатирующих организаций.
12. Экспертиза
КУ не заменяет проводимых в плановом порядке их освидетельствований и технических обслуживаний.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
13. Экспертная организация назначает состав и руководителя экспертной группы по проведению экспертизы. При этом в составе группы принимают участие аттестованные в установленном порядке эксперты, для которых работа в данной организации является основной.
14. Экспертизе должны подвергаться КУ, находящиеся в рабочем состоянии, по графику, разработанному эксплуатирующей организацией и согласованному с территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба)*.
___________________
* Здесь и далее под территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду орган, на установленной территории деятельности которого находится эксплуатирующая организация.
15. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. В документах: определяются договаривающиеся стороны; определяются объекты экспертизы; определяются сроки проведения экспертизы и порядок выделения времени для проведения экспертного обследования КУ; приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной документацией (далее - НД); подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов и оплате

расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата.
16. Экспертиза КУ должна проводиться в соответствии с программой, согласованной с руководством эксплуатирующей организации.
17. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией предусмотренного комплекта документов.
18. Программа работ по экспертизе КУ оформляется в соответствии с требованиями раздела III настоящих Методических рекомендаций.
19. Документация, представляемая заказчиком для проведения экспертизы: данные о заказчике (наименование предприятия, организации, (эксплуатирующей организации), юридический адрес, бухгалтерские реквизиты); перечень, тип, места установки КУ, подлежащих экспертизе; паспорта (формуляры) на КУ и отдельное оборудование, установленное на КУ за годы ее эксплуатации; руководства (инструкции) по эксплуатации КУ; акты (отчеты) о проведении ревизии и наладки специализированной организацией; график планово-предупредительных ремонтов (ППР); технологические регламенты по обслуживанию КУ; акты проверки изоляции электрооборудования и проверки заземления КУ; сведения (акты, справки, журналы) о выполненных ремонтах КУ; информация о применяемых на КУ маслах и смазочных материалах; протоколы проверки повышенным напряжением высоковольтного оборудования КУ
(кабели, электродвигатели, распредустройства); заключение по вибродиагностике КУ; акты (протоколы) неразрушающего контроля основных составных частей КУ; акты замеров шума и вибрации на рабочих местах КУ; эксплуатационные документы на комплектующее КУ электрооборудование; документы на внесение конструктивных изменений в КУ; предписания органов Службы и инспекции по охране труда; акты расследования аварий (инцидентов) и несчастных случаев при работе с КУ;
результаты предыдущих экспертиз (экспертных обследований) КУ.
20. При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на КУ эту документацию сначала требуется восстановить.
21. При проведении практических работ в процессе экспертизы работники экспертной организации обязаны соблюдать требования безопасности, изложенные в разделе VI настоящих Методических рекомендаций.
22. Обязательным этапом программы работ по экспертизе является экспертное обследование КУ.
23. Допускается проведение обследования в состоянии ремонта, но с обязательной последующей проверкой оборудования под нагрузкой.
III. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
24. Программа проведения экспертизы
КУ разрабатывается экспертной организацией, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем экспертной организации*.
________________
* Объем экспертизы определен в Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности
(РД 06-318-99), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов (РД
11-589-03).
25. Программа должна предусматривать: проверку наличия и анализ документации, представленной заказчиком в соответствии с перечнем, указанным в п.19 настоящих Методических рекомендаций; проверку выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке КУ к экспертному обследованию; идентификацию оборудования КУ; разработку рабочей карты экспертного обследования (приложение N 2); экспертное обследование технического состояния КУ; определение остаточного ресурса (при необходимости) деталей, составных частей и агрегатов, срока продления безопасной эксплуатации КУ; подготовку итогового заключения экспертизы; разработку эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы; проведение эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий;

контроль за выполнением корректирующих мероприятий.
26. В общем случае программой экспертного обследования КУ предусматривается применение следующих методов технического диагностирования в такой последовательности: неразрушающий контроль (далее - НК); испытания.
Методы неразрушающего контроля: визуальный и измерительный контроль (ВИК); магнитопорошковый контроль (МК); контроль проникающими веществами (ПВК); ультразвуковой контроль (УК).
IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
27. Проверка наличия документации, представляемой экспертам в соответствии с перечнем, приведенным в п.19 настоящих Методических рекомендаций, а также готовности КУ к экспертному обследованию.
Если при проверке будет выявлено отсутствие у владельца КУ необходимых документов, работы по ознакомлению с рабочей документацией, проверке технического состояния оборудования приостанавливаются до приведения перечня документации в соответствие с требованиями настоящих Методических рекомендаций.
28. Проверка выполнения эксплуатирующей организацией работ по подготовке
КУ к экспертному обследованию (очистка оборудования от пыли, грязи, масел, коррозии, освобождение проходов, обеспечение доступа экспертов к составным частям компрессора и агрегатам, проведение необходимых наладочных работ, проверок, испытаний, выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе).
29. Анализ эксплуатационной документации, чертежей, паспортов, актов проведения наладочных
(пусконаладочных) работ, материалов полного технического освидетельствования и предписаний надзорных органов, а также актов расследования аварий и несчастных случаев.
Цель анализа документации - установление технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и качественного экспертного обследования.
При анализе технической документации проводится идентификация КУ, определяются объемы и полнота ППР, проверок отдельных составных частей и агрегатов, контрольных испытаний и наладок аппаратуры управления, защиты и сигнализации.

В целях установления соответствия конструкции, компоновки КУ паспортным данным проводится идентификация оборудования, подлежащего экспертному обследованию, по имеющейся эксплуатационной, конструкторской документации и данным бухгалтерского учета. При этом также обращается внимание на наличие на оборудовании табличек, выполненных по ГОСТ 12969-67, ГОСТ 12971-67, с товарным знаком завода-изготовителя, на которых указываются: товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение электровоза; заводской порядковый номер; год и месяц изготовления.
При идентификации оборудования проверяется его комплектность, а также его соответствие эксплуатационной документации. Электровоз должен быть укомплектован необходимым оборудованием и иметь электрическую схему, соответствующую эксплуатационной документации.
По результатам анализа технической документации могут быть назначены повторные или проверочные испытания электрического или механического оборудования.
Проверяются правильность и соответствие использования оборудования нормативной технической документации, устанавливаются фактические технические параметры его эксплуатации, сравниваются с заданными или предельно допустимыми параметрами по паспорту и проекту.
Оценка указанных параметров производится как по представленной документации, так и непосредственной проверкой экспертами.
При анализе формуляра на КУ обращается внимание на наличие в нем предусмотренных его формой сведений, а именно: сведения о рекламациях; данные учета работы оборудования; данные учета неисправностей при использовании изделия по назначению; сведения об изменениях конструкции изделия и его составных частей во время эксплуатации и капитального ремонта; сведения о замене деталей и сборочных единиц за время использования изделия по назначению; сведения о капитальных, средних и текущих ремонтах.
При наличии конструктивных изменений, произведенных во время эксплуатации и капитального ремонта, должно быть представлено разрешение на внесение конструктивного изменения, оформленное в соответствии с требованиями Положения о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на

угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденного постановлением
Госгортехнадзора России от 28.06.02 N 40.
Запрещается изменять конструкцию следующих сборочных единиц: всех видов электрооборудования, имеющего взрывозащищенное исполнение; всех видов и назначений электрических предохранительных и защитных устройств; систем управления и регулирования приводов; сборочных единиц, приводящих к изменению параметров КУ, предельные значения которых регламентированы действующими Правилами безопасности в угольных шахтах,
Правилами технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, а также другими действующими документами по безопасности, санитарии и гигиене труда.
30. Разработка рабочей карты экспертного обследования.
Рабочая карта (см. приложение N 2) составляется на основании анализа представленной документации в зависимости от конструкции КУ. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов КУ, подлежащих экспертному обследованию. В зависимости от типа и конструкции КУ в рабочую карту должны быть внесены соответствующие изменения позиций. По результатам экспертного обследования в рабочей карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты.
31. КУ состоит из основных частей и ряда систем, обеспечивающих ее нормальную работу. Привод КУ осуществляется электродвигателем через редуктор, повышающий число оборотов (при наличии). Очистка воздуха от пыли на всасывании производится с помощью воздушных фильтров.
Основные части поршневых
КУ: фундамент, рама
(станина, картер), цилиндропоршневая группа, электропривод, маслоотделитель, воздухоохладитель
(теплообменный аппарат), воздухосборник.
Системы, обеспечивающие нормальную работу поршневых
КУ: воздухораспределения, смазки, охлаждения, регулирования и автоматизации.
Основные части центробежных КУ: фундамент, корпус, ротор, электропривод, подшипники и воздухоохладители (теплообменный аппарат), воздухосборник.
Системы, обеспечивающие нормальную работу центробежных КУ: смазки, охлаждения, регулирования и автоматизации.
Основные части винтовых КУ: рама, компрессорный блок, маслоотделитель, электропривод.
Системы, обеспечивающие нормальную работу винтовых КУ: смазки, охлаждения, маслоотделения, регулирования и автоматизации, тепловой защиты.
Для всех типов КУ обследованию подлежит также сеть сжатого воздуха.

32. ВИК - наибольший по объему работ этап экспертного обследования КУ. При
ВИК определяются общее состояние всех узлов и механизмов, состояние крепежных и сварных соединений, наличие и величина деформаций, отклонений, износа, механических повреждений, коррозионного износа.
ВИК элементов (металлических конструкций) КУ проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.
ВИК проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от
11.06.03 N 92, зарегистрированным Минюстом России 20.06.03 г., регистрационный N
4782.
При визуальном контроле технического состояния производят: внешний осмотр элементов КУ; проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниках; проверку качества затяжки элементов крепления механизмов; оценку степени коррозии элементов; выявление расслоений основного металла; проверку допустимых зазоров шарнирных соединений; измерение износа пальцев и проушин шарнирных соединений; визуальный контроль болтовых, заклепочных и сварных соединений; проверку отсутствия (наличия) механических повреждений поверхностей; проверку отсутствия (наличия) изменений формы элементов конструкций
(деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения); проверку отсутствия (наличия) трещин и других поверхностных дефектов в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.
При обнаружении признаков трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают обязательному дополнительному контролю с помощью измерительного микроскопа и методами НК.
Контроль соединительных элементов металлических конструкций (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с проверки наличия и состояния фиксирующих элементов, а затем осей (пальцев) и посадочных гнезд. Наличие люфтов в шарнирных соединениях определяют визуально в процессе эксплуатации оборудования по характерным признакам