Файл: Организация межбанковских расчетов Организация безналичных расчетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 3. Система расчётов через клиринговые организации, их правовое
регулирование; Классификация клиринговых расчётных операций;
Внутрибанковская система расчётов. Порядок проведения и учета операций
между головным банком и его филиалами, между филиалами одного банка
Наряду с межбанковскими расчётами на валовой основе существуют расчёты на чистой основе, так называемая клиринговая система межбанковских расчётов.
Банковский клиринг представляет собой систему безналичных расчётов, основанную на зачёте взаимных требований, осуществляемую посредством банков и специально создаваемых клиринговых учреждений. Клиринг может проводиться как внутри страны, так и между странами
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка, и общегосударственным, который предполагает зачёт взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны. В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый: через учреждения
Центрального банка Российской Федерации и крупнейшие коммерческие банки; через специальные межбанковские организации – расчётные (клиринговые) палаты; через клиринговый отдел (расчётный центр) головного банка.
Клиринговая организация - юридическое лицо (небанковская кредитная организация), имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему
Задачи клиринговых учреждений:

ускорение и оптимизация расчётов;

повышение достоверности и надежности расчётов;

развитие и обеспечение форм безналичных расчётов; рациональное использование временно свободных ресурсов банков;


внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов; создание информационной банковской структуры;

приём, передача данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты; контроль достоверности данных на всех этапах.
Если клиринг проводится через банк, то обычно участвующие в нём стороны должны иметь в этом банке свои банковские счета. При этом параллельно с их банковскими счетами участникам расчётов открываются специальные клиринговые счета. По Дебету с этих счетов списываются суммы, причитающиеся другим участникам клиринга по различным расчётным документам (платёжным поручениям, аккредитивам, чекам, слипам и т.д.), а по
Кредиту – зачисляются суммы, поступающие от других участников клиринга. В заранее определённый срок клиринговые счета закрываются, и происходит сальдирование. Если при закрытии клирингового счёта имеется дебетовое сальдо, то владелец данного счёта является должником и соответствующая сумма денежных средств списывается с его банковского счёта. Если клиринговый счёт имеет кредитное сальдо, то его владелец является кредитором и соответствующая сумма денежных средств зачисляется на его банковский счёт. После окончания этих расчётов сальдо по всем клиринговым счетам должно быть нулевым.
Аналогичная система взаиморасчётов может быть организована и с участием нескольких банков или филиалов одного банка. В первом случае роль организатора клиринга выполняет либо какой-то один банк, выбранный всеми банками – участниками расчётов, либо специализированная организация – клиринговый центр. Во втором случае организатором клиринга выступает головной банк. При этом взаимозачёт встречных требований и расчёты по незачтённым суммам производятся в конце каждого рабочего дня.
Банки, участвующие в расчётах по клирингу, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени, по окончании которого производится их взаимозачёт, И по счетам участников расчётов реальные денежные средства перечисляются лишь в сумме незачтённого сальдо. Основная задача функционирования межбанковской клиринговой системы - ликвидация дебетового сальдо, которая осуществляется путём:

перечисления реальных денег по субкорреспондентским счетам;

предъявление для оплаты дебетового сальдо по результатам зачёта к корреспондентскому счёту участника в соответствующем учреждении ЦБ;

пересчет сальдо (зачёт кредитовых и дебетовых записей по лицевому счёту, если кто-либо из участников будет не в состоянии урегулировать своё дебетовое сальдо).
Рассмотрим две модели создания клиринговых учреждений. Согласно первой клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. По второй – клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга.
Одной из основных задач функционирования межбанковской клиринговой системы является ликвидация дебетового сальдо, т.е. проведение окончательного расчёта по результатам клиринга. Здесь возможны три варианта.
Первый: В клиринговой палате (центре) соучредители создают резервный фонд. Второй: Клиринговый центр предъявляет для оплаты дебетовое сальдо по результатам зачёта к корреспондентскому счёту участника в соответствующем учреждении Центрального банка Российской Федерации. Третий: Если после осуществления зачёта кредитовых и дебетовых записей по лицевому счёту кто- либо из участников будет не в состоянии урегулировать своё дебетовое сальдо,

производится пересчёт многосторонних позиций, восстанавливающих платежи или обязательства.
Система клиринговых расчётов основана на зачёте взаимных требований и обязательств участников. В такой системе каждый отдельный платёж по счёту не проводится ― в течение установленного времени идёт накопление встречных требований и обязательств, после чего производится их взаимный зачёт на равновеликие суммы и вычисление чистых позиций (нетто-позиций) участников.
Окончательные расчёты в клиринговой системе осуществляются по результатам проведенного зачёта в сумме полученных сальдо.
При зачёте взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Банки, их учреждения могут вводить расчёты путем зачёта взаимных требований, организовывать свои расчётные (клиринговые) центры для совершения расчётов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачётные операции взаимных требований, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчётов своих клиентов. Сальдо взаимных плат погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в расчётно-кассовых центрах (РКЦ) Банка
России.
Внутрибанковская система расчётов означает, что расчёты между клиентами одного банка (т.е. внутрибанковские расчёты) проводятся путём списания или зачисления средств на соответствующие счета клиентов, минуя корреспондентский счёт банка. Движение денежных средств осуществляется по лицевым счетам клиентов. Если банк имеет филиальную сеть, то расчёты могут проводится через счета межфилиальных расчётов.
Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчётов (счета МФР). По этим счетам могут быть проведены платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организации лицензией Банка России, определенным положением о филиале и внутрибанковскими правилами. Правила проведения расчётных операций по счетам МФР должны обеспечивать условия для составления головным банком сводного баланса, способствовать эффективному управлению ликвидностью банка и обеспечению своевременного проведения платежей. Расчётные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчётов.
Для осуществления межфилиальных расчётов банком составляются
Внутрибанковские правила, которые оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом кредитной организации и должны содержать: порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчётов; процедуру идентификации каждого участника расчётов в системе межфилиальных расчётов кредитной организации; описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов и т.д. Каждое подразделение кредитной организации должно иметь уникальный номер, для идентификации его как участника расчётов, который указывается в лицевом счете по межфилиальным расчётам, открываемом подразделению кредитной организации.
Расчётные операции кредитных организаций осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корреспондентскому счёту по балансу кредитной организации, открывшей корреспондентский счёт в другой кредитной организации и по балансу кредитной организации, в которой открыт корреспондентский счёт указанной кредитной организации, а также по счетам межфилиальных расчётов подразделений одной

кредитной организации (головной кредитной организации, филиалов кредитной организации). В этом заключается порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций.
Вывод по вопросу 3:
Банковский клиринг представляет собой систему безналичных расчётов, основанную на зачёте взаимных требований, осуществляемую посредством банков и специально создаваемых клиринговых учреждений. Основная задача функционирования межбанковской клиринговой системы - ликвидация дебетового сальдо.
Вопрос 4. Доходность расчётных операций банка; Риски проведения банком
расчётных операций. Виды рисков
Доходность банка отражает эффективность управления банком и выявляет положительный совокупный результат работы во всех сферах его финансово- хозяйственной и коммерческой деятельности. Доходность расчётных операций определяют путём сопоставления полученных и уплаченных комиссионных платежей за определенный период.
Комиссию при проведении расчётных операций банки берут: за открытие банковского счёта (не всегда), за проведение операций (проведение расчетов по аккредитивам, инкассо и платёжным картам, выдача наличных денежных средств и др.) и, как правило, её величина не превышает расходов банка по их проведению. Необходимо отметить, что комиссионные доходы от расчётных операций входят в показатель «Чистые комиссионные доходы» и по экспертным оценкам составляют порядка 80 % всех комиссионных доходов. Сравнение доходов и расходов расчётных операций производится за определенный период (внутри месяца, помесячно поквартально и т.д.). Полученные результаты позволяют установить позицию доходности расчётных операций банка, рассмотреть возможности внесения изменений в политику КБ в отношении этого вида операций. Блок расчётных операций банков разнообразен. Существует деление на кассовые и расчётные операции, на операции по проведению международных расчётов и расчётов в рублях, проведение сложных видов расчётов, например, аккредитивы или инкассо, расчётов предприятий и физических лиц. Кассовые операции включают услуги инкассации, выдачи и приёма наличных, контрольного пересчёта. Помимо этого, существуют менее распространённые операции, например, депозитарные, ответственного хранения и т.п. Для каждого из этих видов операций существует своя экономика банка, своя доходность и прибыльность.
Доходы коммерческого банка включает в себя разные виды доходов по основным направлениям деятельности банка, в том числе и доходы от расчётных операций, которые включают в себя:

доходы от открытия и ведения банковских счетов;

доходы от операций купли-продажи валюты;

доходы от операций с драгоценными металлами.
В заключении необходимо остановится на таком немаловажном вопросе, как риски, которые возникают в банке при осуществлении расчётных операций.
Во всем многообразии рисков расчётный риск занимает особое положение. Он связан с недостатками в организации и обеспечении деятельности системы расчётов. Расчётный риск — это риск нарушения бесперебойности осуществления платежа путем прерывания трансакции в процессе исполнения сделок.
Выделяют два основных типа расчётного риска – это риск неплатежа и риски сроков расчётов. Риск неплатежа – это вероятность того, что одна из сторон не выполнит договор полностью или частично (в этом случае говорят, что не выполнен объём платежа). Риски сроков расчётов означают потенциальные

ситуации, когда расчёты проводятся не в согласованные сроки. Риск неплатежа или нарушения сроков платежа может генерироваться отсутствием средств на счетах плательщика, обслуживающего банка, банков-корреспондентов. В этом случае банк как пассивный наблюдатель обязан просто фиксировать не оплаченные в срок платежные документы, а при поступлении на счёт средств — совершить соответствующие трансакции.
Организация расчётов осложняется по различным причинам:

недостаточность денежных средств на счёте плательщика;

нарушение расчетных технологий;

несоблюдение банками-участниками правил платежной системы;

несоблюдения установленных законодательством нормативных требований к организации безналичных расчетов.
Причины финансового характера, таким как недостаточность денежных средств на счёте плательщика, ведут к запаздыванию или неосуществлению расчётов Чаще всего расчётный риск связан с различного рода нарушениями расчетных технологий. В частности, несоблюдение срока и объема платежа может произойти из-за технических неполадок и недостатков в организации работы участвующих в расчётных операциях подразделений банка, мошеннических операций в расчётах, хакерских атак и прочих причин. Вероятность проявления расчётных рисков возрастает при несоблюдении банками-участниками платёжной системы единого свода правил. В процессе расчётов возникают и правовые риски.
Они составляют особую группу рисков в организации расчётов и связаны с нарушениями законодательных и нормативных правил расчётов. Например, несоответствие документооборота по расчётной операции характеру сделки, форме расчётов или способу платежа. Если банк не соблюдает установленную
Гражданским Кодексом Российской Федерации очерёдность платежей или превышает сроки их осуществления, к нему применяются штрафные санкций.
Являясь разновидностью финансовых рисков, расчётный риск тесно связан с операционным риском, риском ликвидности, кредитным риском и с другими рисками. Например, задержка возврата кредита и несвоевременной выплаты по нему процентов из-за проблем с платёжной системой ведет к уменьшению ликвидных средств банка, что в конечном итоге может трансформировать риск непогашения обязательств и риск ликвидности. Общим ключевым свойством расчётных рисков является их способность провоцировать системный риск. Так, неспособность одной кредитной организации исполнить принятые на себя обязательства по расчётам провоцирует неспособность всех или большинства участников платёжной системы своевременно исполнить их обязательства и создает угрозу стабильности банковской системы в целом и может привести: к невозможности проведения окончательных расчётов до момента завершения операционного дня; увеличению объёма неисполненных расчётных документов; прекращению исполнения поступивших в систему расчётных документов.
Вывод по вопросу 4:
Доходность расчётных операций определяют путём сопоставления полученных и уплаченных комиссионных платежей за определенный период.
Расчётный риск — это риск нарушения бесперебойности осуществления платежа путем прерывания трансакции в процессе исполнения сделок.
Вывод по теме:
1. Посредническая функция банка в осуществлении безналичных расчётов определяет необходимость организации МБР.
2. Корреспондентский счёт в ЦБ РФ является условием функционирования кредитной организации.


3. Централизованная система МБР - расчёты через расчётную сеть Банка
России.
4. Прямые корреспондентские отношения осуществляются по счетам
«Лоро» и «Ностро».
5. Внутрибанковская система расчётов - проведение и учет операций между головным банком и его филиалами, между филиалами одного банка.
6. Система клиринговых расчётов основана на зачёте взаимных требований и обязательств участников.
7. Доходность расчётных операций определяют путём сопоставления полученных и уплаченных комиссионных платежей.
8. Риски расчётных операций банка: риск неплатежа и риск несоблюдения сроков расчётов.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте роль Банка России в организации системы межбанковских расчетов.
2. Дайте понятие системы межбанковских расчетов и перечислите элементы системы МБР.
3. Охарактеризуйте прямые корреспондентские отношения между банками.
4. Дайте понятие системы межбанковских расчетов через клиринговые организации.
5. Охарактеризуйте клиринговые расчетные операции, и приведите их классификацию.
6. Дайте понятие внутрибанковской системы расчетов.
7. Раскройте порядок проведения и учёта операций банков по корреспондентским счетам.
8. Раскройте понятие доходность расчетных операций банка.
9. Охарактеризуйте риски проведения банком расчетных операций.