Файл: Конспект урока по математике в 6 классе по теме Параллельные прямые. Умк Программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока по математике в 6 классе по теме «Параллельные прямые».

УМК: Программы общеобразовательных учреждений по математике 5-6 классы к учебному комплексу для 5-6 классов (автор Н.Я. Виленкин составитель Т.А. Бурмистрова\ – М: Просвещение», 2020

Учебник «Математика.6 класс», авт.Н.Я.Виленкин и др .Учебник для общеобразовательных учреждений. ,М.:Просвещение . 2021

Цель урока: Знать определение параллельности прямых. Уметь с помощью чертежного угольника и линейки строить произвольные параллельные прямые и отрезки, строить прямую, параллельную данной прямой и проходящую через данную точку. Уметь пользоваться символической записью параллельности прямых и отрезков. Знать, что две прямые, перпендикулярные третьей прямой, параллельны.

Оборудование: таблица «Параллельные прямые», жетоны для поощрения, чертежные инструменты, глобус, карта.

1) Устный счет.

Начнем урок с устного счета. На доске записаны примеры. Кто верно выполнит решение этих примеров и найдет зашифрованное слово, получит жетоны. За первое задание -2 жетона, за верно выполненное второе задание -1 жетон.

(На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Такие же ответы с закодированными буквами учащиеся получают индивидуально. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, сооттветствующую верному ответу. По окончании у учащихся должно появится слово).

-2/5*(-1) 26-(-5)

-3+(-4) -10*(-12)

-1/3*1/3 -8/(-10)

-49*1/7 -1/2/(-1/4)

-1/3*2 -15+17,5

-1+1/3 6,2-8,3

(12*0)*8

-1/3*1/2

1-1/3

-6+(-10)

-3.8+3,8-2.4

-10+(-4)+14

-5 д

0 е

2/3

ь

-1/9

р

6/5 к

-2/3

л

-16

н

-2.4

ы

16 у

8

я

-7

а

2/5

п


К--------------------------------- 0,8

Х--------------------------------- -31

Д-------------------------------- -21

А ------------------------------ 0

Е------------------------------- 31


Л-------------------------------- 2

И ------------------------------ 2,1

В ------------------------------- 120

Получили два слова: параллельные ,Евклид. Тема нашего урока «Параллельные прямые». Учитель обращает внимание учащихся на правописание этого слова, это слово на стенде. Сегодня на уроке научимся строить и находить параллельные прямые.

-Какие же прямые называются параллельными?

Представление о параллельных прямых – длинный прямой участок железнодорожных рельсов. Слово «параллельные» произошло от греческого слова «параллелос»- буквальный перевод-идущие рядом.

2) Работа по запоминанию учащимися определения параллельных прямых (по учебнику).

-Отрезки, лежащие на параллельных прямых называются параллельными отрезками.

-Приведение примеров параллельных отрезков в нашем окружении.

Сведения из истории:

Учения о параллельных прямых встречаются в трудах первых семи мудрецов древней Греции. Но подробное описание о параллельных прямых встречаются в трудах Евклида, жившего в древней Греции около 300 лет до н.э. История почти не сохранила сведений о жизни и деятельности ученого. Но сохранилось 13 книг «Начал геометрии», где Евклид подытожил период развития античной математики и заложил логический фундаменте ее дальнейшего прогресса. В этой же книге +введены обозначения параллельных прямых.

3) Работа по таблице «Параллельные прямые».

Нахождение, показ и запись параллельных прямых с помощью символов.

4) Работа с учебником.

На рисунке даны параллельные прямые, зрительно искаженные.

-Какие прямые называются параллельными? Параллельны ли данные прямые? Почему?

-Параллельны ли прямые на 2 рисунке? Как доказать, что прямые параллельны?

Вывод: Если две прямые плоскости перпендикулярны третьей прямой, сами параллельны. Используется это свойство при построении параллельных отрезков и прямых.

-Определение параллельности двух прямых с помощью двух угольников.

5) Практические задачи.

1. начертите прямую m и отметьте две точки на этой прямой и один вне этой прямой. Через эти точки проведите параллельные прямые.

2. Задача №168.Найти и записать пары параллельных прямых.



3. Найти с помощью линейки и угольника все пары параллельных прямых №170.

(За правильные решения учащиеся получают жетоны).

6) Интегральная связь математики с географией.

-Где в жизни встречаются параллельные прямые и отрезки параллельных прямых? Как определяют параллельность прямых плотники и столяры? (С помощью двух угольников на основе свойства: если две прямые плоскости перпендикулярны третьей прямой, сами параллельны).

Параллели встречаются и на географической карте. Прямые, проведенные параллельно экватору, называются параллелями или широтами (показ на карте и глобусе).

-Узнать, на какой географической широте мы живем, поможет блок-схема.

32 / (-8) + (-2) * (-8) - (-16) + (-10) ----- ?

( 540 северной широты. Нахождение на карте и глобусе местности, где мы живем. Определение параллели- за правильное и быстрое решение учащиеся получают жетоны).

7) Задача- шутка «Находчивый солдат».

Шел солдат п дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку-отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма.

-Добрый вечер, служивый,-молвила она.- Ишь сабля-то у тебя славная какая и ранец-то какой большой. Словом, молодчина, солдат, только денег нет у тебя.

-Это верно.

- Хочешь расскажу, где взять?

- Буду премного благодарен, отвечал солдат.

- Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько же через дремучий лес. Затем сверни на юг и по топкому болоту пройди путь в два раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку- она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди дальше по тропинке налево, на этот раз твой путь в три раза меньше, чем прошел. В конце пути - клад. Стоит ли солдату идти по этому маршруту? Что ответил солдат?

Ответ: Солдат ответил, что он придет на то же самое место. Дело в том, что ведьма указала путь вдоль сторон квадрата.

Башня

Болото дорога

Тропинка

( За правильное решение учащиеся получают по два жетона.)

8) Рефлексия.


-Какие прямые называются параллельными?

-Какие отрезки называются параллельными?

- Приведите примеры параллельных отрезков.

- Как с помощью символов записываются параллельные прямые? Приведите примеры?

Подсчитывая количество заработанных жетонов, учитель оценивает знания учащихся.

-2/5*(-1) 26-(-5)

-3+(-4) -10*(-12)

-1/3*1/3 -8/(-10)

-49*1/7 -1/2/(-1/4)

-1/3*2 -15+17,5

-1+1/3 6,2-8,3

(12*0)*8

-1/3*1/2

1-1/3

-6+(-10)

-3.8+3,8-2.4

-10+(-4)+14