Файл: Конспект урока по математике в 6 классе по теме Параллельные прямые. Умк Программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока по математике в 6 классе по теме «Параллельные прямые».
УМК: Программы общеобразовательных учреждений по математике 5-6 классы к учебному комплексу для 5-6 классов (автор Н.Я. Виленкин составитель Т.А. Бурмистрова\ – М: Просвещение», 2020
Учебник «Математика.6 класс», авт.Н.Я.Виленкин и др .Учебник для общеобразовательных учреждений. ,М.:Просвещение . 2021
Цель урока: Знать определение параллельности прямых. Уметь с помощью чертежного угольника и линейки строить произвольные параллельные прямые и отрезки, строить прямую, параллельную данной прямой и проходящую через данную точку. Уметь пользоваться символической записью параллельности прямых и отрезков. Знать, что две прямые, перпендикулярные третьей прямой, параллельны.
Оборудование: таблица «Параллельные прямые», жетоны для поощрения, чертежные инструменты, глобус, карта.
1) Устный счет.
Начнем урок с устного счета. На доске записаны примеры. Кто верно выполнит решение этих примеров и найдет зашифрованное слово, получит жетоны. За первое задание -2 жетона, за верно выполненное второе задание -1 жетон.
(На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Такие же ответы с закодированными буквами учащиеся получают индивидуально. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, сооттветствующую верному ответу. По окончании у учащихся должно появится слово).
-2/5*(-1) 26-(-5)
-3+(-4) -10*(-12)
-1/3*1/3 -8/(-10)
-49*1/7 -1/2/(-1/4)
-1/3*2 -15+17,5
-1+1/3 6,2-8,3
(12*0)*8
-1/3*1/2
1-1/3
-6+(-10)
-3.8+3,8-2.4
-10+(-4)+14
-5 д | 0 е | 2/3 ь | -1/9 р |
6/5 к | -2/3 л | -16 н | -2.4 ы |
16 у | 8 я | -7 а | 2/5 п |
К--------------------------------- 0,8
Х--------------------------------- -31
Д-------------------------------- -21
А ------------------------------ 0
Е------------------------------- 31
Л-------------------------------- 2
И ------------------------------ 2,1
В ------------------------------- 120
Получили два слова: параллельные ,Евклид. Тема нашего урока «Параллельные прямые». Учитель обращает внимание учащихся на правописание этого слова, это слово на стенде. Сегодня на уроке научимся строить и находить параллельные прямые.
-Какие же прямые называются параллельными?
Представление о параллельных прямых – длинный прямой участок железнодорожных рельсов. Слово «параллельные» произошло от греческого слова «параллелос»- буквальный перевод-идущие рядом.
2) Работа по запоминанию учащимися определения параллельных прямых (по учебнику).
-Отрезки, лежащие на параллельных прямых называются параллельными отрезками.
-Приведение примеров параллельных отрезков в нашем окружении.
Сведения из истории:
Учения о параллельных прямых встречаются в трудах первых семи мудрецов древней Греции. Но подробное описание о параллельных прямых встречаются в трудах Евклида, жившего в древней Греции около 300 лет до н.э. История почти не сохранила сведений о жизни и деятельности ученого. Но сохранилось 13 книг «Начал геометрии», где Евклид подытожил период развития античной математики и заложил логический фундаменте ее дальнейшего прогресса. В этой же книге +введены обозначения параллельных прямых.
3) Работа по таблице «Параллельные прямые».
Нахождение, показ и запись параллельных прямых с помощью символов.
4) Работа с учебником.
На рисунке даны параллельные прямые, зрительно искаженные.
-Какие прямые называются параллельными? Параллельны ли данные прямые? Почему?
-Параллельны ли прямые на 2 рисунке? Как доказать, что прямые параллельны?
Вывод: Если две прямые плоскости перпендикулярны третьей прямой, сами параллельны. Используется это свойство при построении параллельных отрезков и прямых.
-Определение параллельности двух прямых с помощью двух угольников.
5) Практические задачи.
1. начертите прямую m и отметьте две точки на этой прямой и один вне этой прямой. Через эти точки проведите параллельные прямые.
2. Задача №168.Найти и записать пары параллельных прямых.
3. Найти с помощью линейки и угольника все пары параллельных прямых №170.
(За правильные решения учащиеся получают жетоны).
6) Интегральная связь математики с географией.
-Где в жизни встречаются параллельные прямые и отрезки параллельных прямых? Как определяют параллельность прямых плотники и столяры? (С помощью двух угольников на основе свойства: если две прямые плоскости перпендикулярны третьей прямой, сами параллельны).
Параллели встречаются и на географической карте. Прямые, проведенные параллельно экватору, называются параллелями или широтами (показ на карте и глобусе).
-Узнать, на какой географической широте мы живем, поможет блок-схема.
32 / (-8) + (-2) * (-8) - (-16) + (-10) ----- ?
( 540 северной широты. Нахождение на карте и глобусе местности, где мы живем. Определение параллели- за правильное и быстрое решение учащиеся получают жетоны).
7) Задача- шутка «Находчивый солдат».
Шел солдат п дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку-отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма.
-Добрый вечер, служивый,-молвила она.- Ишь сабля-то у тебя славная какая и ранец-то какой большой. Словом, молодчина, солдат, только денег нет у тебя.
-Это верно.
- Хочешь расскажу, где взять?
- Буду премного благодарен, отвечал солдат.
- Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько же через дремучий лес. Затем сверни на юг и по топкому болоту пройди путь в два раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку- она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди дальше по тропинке налево, на этот раз твой путь в три раза меньше, чем прошел. В конце пути - клад. Стоит ли солдату идти по этому маршруту? Что ответил солдат?
Ответ: Солдат ответил, что он придет на то же самое место. Дело в том, что ведьма указала путь вдоль сторон квадрата.
Башня
Болото дорога
Тропинка
( За правильное решение учащиеся получают по два жетона.)
8) Рефлексия.
-Какие прямые называются параллельными?
-Какие отрезки называются параллельными?
- Приведите примеры параллельных отрезков.
- Как с помощью символов записываются параллельные прямые? Приведите примеры?
Подсчитывая количество заработанных жетонов, учитель оценивает знания учащихся.
-2/5*(-1) 26-(-5)
-3+(-4) -10*(-12)
-1/3*1/3 -8/(-10)
-49*1/7 -1/2/(-1/4)
-1/3*2 -15+17,5
-1+1/3 6,2-8,3
(12*0)*8
-1/3*1/2
1-1/3
-6+(-10)
-3.8+3,8-2.4
-10+(-4)+14