Файл: Особенности реализации инклюзивного образования в условиях электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный

университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения

с применением дистанционных образовательных технологий»


Реферат на тему:

«Особенности реализации инклюзивного образования в условиях

электронного обучения и обучения с применением дистанционных

образовательных технологий»

М


осква, 2023 г


Содержание

Введение 2

Глава 1. Анализ проблем инклюзивного образования

1.1 Инклюзивное образование: понятие, принципы и особенности 3

1.2 Показатели эффективности для реализации инклюзивной образовательной среды в образовательной организации 4

Глава 2. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации инклюзивного образования

2.1 Специфика электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 6

2.2 Реализация инклюзивного образования в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 8

Заключение 13

Библиографические ссылки 14

Введение.

На современном этапе развития общества приобретают особую актуальность проблемы качества жизни детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Политика современной России имеет курс на снижение изоляции указанной категории граждан. Обучение для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности и возможности реализации его образовательных потребностей. Государством сформулировано четкое представление о механизме создания школы для всех обучающихся. [1. с. 5]. Важным моментом при получении образования детьми с ОВЗ является создание условий с учетом интеллектуального и психофизического развития путем дифференцированного обучения.

В большинстве случаев дети обучаются на дому по индивидуальной программе. Но такое обучение приводит к дезадаптации, снижает возможность в полной мере конкурировать со сверстниками, адаптироваться в детском коллективе. Эффективным средством организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение. С помощью дистанционного обучения можно создать максимально доступное и эффективное образовательное пространство, при организации которого будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся, и в это образовательное пространство будут включаться все участники образовательных отношений: обучающиеся, их родители, педагоги, специалисты помогающего профиля.


Цель работы: изучить особенности реализации инклюзивного образования в условиях электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Задачи:

1. Изучить понятие «Инклюзивное образование», принципы и особенности.

2. Проанализировать организацию инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

3. Рассмотреть особенности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. Изучить условия реализация инклюзивного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Глава 1. Анализ проблем инклюзивного образования.

1.1. Инклюзивное образование: понятие, принципы и особенности.

В настоящее время как образование, так и место в обществе человека с ограниченными возможностями здоровья отражает термин «инклюзия» (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю, вовлекаю) – «включение», под которым подразумевается необходимость адаптации обучения к потребностям обучающегося. Инклюзия – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как трансдисциплинарный подход в организации деятельности системы образования по всем направлениям в целом. Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Инклюзивное образование базируется на следующих основных принципах:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;

2) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

3) все люди нуждаются друг в друге;

4) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

5) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

6) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;



7) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, инклюзивное образование – это процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов. [2].

Лица с (ОВЗ) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. [3]. Понятие «обучающийся с ОВЗ» более широкое и общее, включающее не только обучающихся, имеющих статус инвалида, но и обучающихся с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины. Понятие «обучающийся с ОВЗ» в законодательных актах соотносится главным образом с необходимостью создания для этой категории обучающихся специальных условий получения образования, в том числе среднего профессионального образования. Студентов с ОВЗ так же включают в группу обучающихся «с особыми образовательными потребностями». [4].
1.2 Показатели эффективности для реализации инклюзивной образовательной среды в образовательной организации.

Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовали развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс образовательной организации, изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Распространение инклюзии на детей в образовательных организациях, представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.


Показателями эффективности для реализации инклюзивной образовательной среды в образовательной организации являются:

1) Инклюзивная культура образовательной организации: мировоззрение, убеждение, ожидания.

Все представители образовательной организации должны разделять убеждения, что все дети способны учиться. Педагоги в эффективной инклюзивной школе направляют свои усилия на развития ресурсов ребенка для достижения определенных целей в обучении и социализации. Ожидания результатов обучения должны соответствовать его возможностям и учитывать его особенности. Этот критерий эффективности позволяет выявлять, насколько адаптивны и гибки в своих установках педагоги и насколько модифицируемы программы, которые они разрабатывают для обучения и воспитания ребенка, насколько условия обучения мотивируют ребенка на достижения результатов.

2) Кадровые ресурсы и психолого-педагогическое сопровождение.

Этот критерий эффективности инклюзии подразумевает наличие высокопрофессиональных кадров в образовательной организации, которые знакомы с основными принципами инклюзии, готовы обучаться и повышать уровень своей компетентности в вопросах образования детей с разными потребностями. Также этот критерий предполагает наличие в школе команды помогающих специалистов, готовых прийти учителю или воспитателю на помощь: психологи, координаторы инклюзии, методисты, дефектологи, социальные реабилитологи и др.

3) Специальные образовательные условия и наличие специальных технологий для обучения детей с ОВЗ.

Хорошим показателем инклюзии является тот факт, что образовательные организации создает все условия, необходимые для обучения детей с различными нарушениями здоровья. Здесь имеются в виду следующие условия: архитектурные условия (пандусы, специальные подъезды к школе и проч.); наличие специального оборудования, дидактические материалы, обеспечивающие процесс воспитания и обучения детей с различными нарушениями в развитии; научно-методическое обеспечение; программно-методическое обеспечение.

4) Сетевые формы взаимодействия (наличие ресурсных центров).

Этот показатель также является мощным инструментом развития инклюзивного образования. Эффективные инклюзивные школы развития инклюзивного образования. Эффективные инклюзивные школы имеют высокую культуру межпрофессионального доверия, которая способствует открытости, результативности, нивелированию рисков и трансляции инноваций.


5) Удовлетворенность всех участников образовательного процесса (педагогов; обучающихся с ОВЗ; обучающихся, не имеющих нарушений в развитии; родителей).

Глава 2. Использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в рамках реализации инклюзивного образования.

2.1 Специфика электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под ЭО понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы и обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. [5].

Рассмотрим отличительные особенности использования дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса.

1) Доступность. Возможность получать качественное образование, находясь при этом в любой точке земного шара. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.