Файл: Программа пришкольного лагеря Содружество Орлят России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Программа пришкольного лагеря «Содружество Орлят России»


Приложение 12 к пояснительной записке пришкольного лагеря

План-конспект конкурсной программы «Эврика!»

Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна, методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».

Степень авторства: творческая переработка идей других педагогов.

Форма дела: конкурсная программа.

Участники дела: все отряды лагеря.

Краткое описание дела: конкурсная программа предполагает соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ, где ребятам необходимо предложить своё необычное и вполне реальное решение того или иного задания. Решив кейс, команда дружно восклицает «Эврика!», тем самым обозначая, что у них есть идея решения задания.

Оборудование и материалы: стулья по количеству участников, столы по количеству отрядов, проектор, экран, ноутбук, колонка, микрофон, стол и стулья для членов жюри, оценочные бланки для жюри, презентация с заданиями, флипчарт, маркер, фломастеры и бумага для команд.

Место проведения: актовый зал.

Сценарный ход дела:

1. Приветственное слово, знакомство с членами жюри

Ведущие приветствуют все отряды-участники конкурсной программы. Каждый отряд называет своё название и девиз (или кричалку, придуманную специально для конкурсной программы).

После представления всех команд-участниц ведущие представляют члены жюри. Ими могут являться представители администрации лагеря, педагоги-организаторы и другие компетентные сотрудники лагеря.

Отрядные педагоги являются частью команд и помогают детям освоить методику ТРИЗ.

2. Знакомство детей с ТРИЗ и выполнение пробного задания

После того, как команды готовы ведущий знакомит ребят с методикой ТРИЗ (описание находится ниже).

Ребята знакомятся с «волшебными экранчиками» (таблицей, которая помогает разложить проблему/объект/предмет на систему, подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и будущее) и «волшебниками» (вспомогательными способами изменения предмета/объекта/ проблемы). На примере этой таблицы ребята разбирают известную сказку «Репка» и проблему, почему деду самому не удалось вытащить репку.

После того, как задачка разобрана и появились различные варианты её решения, ведущие озвучивают правила конкурсной программы.

Правила:

«На экране будут появляться задания, которые необходимо решить таким же способом, как мы с вами сейчас решили задачку по сказке «Репка». Помогать в решении и задавать наводящие вопросы будут ваши отрядные педагоги. Как только у вашей команды есть решение задачки, нужно всем вместе сложить правые руки в центр, и с поднятием их вверх громко произнести слово «Эврика!», обозначающее то, что у вас есть идея решения задачки. После того, как одна из команд сказала: «Эврика!», ведущие останавливают решение всех остальных групп и передают слово первой команде. Команда представляет своё решение, члены жюри оценивают реальность и оригинальность/креативность решения, выставляют баллы. После этого даётся возможность всем остальным командам дополнить или предложить свой вариант решения, за что они также могут получить баллы.»

3. Конкурсная программа решения заданий

После озвучивания правил команды получают первое задание.

Примеры заданий:

1 – «После появления крыльев бабочка живёт ровно один день, но в том случае, если на её крылья не попадает вода. Как сделать так, чтобы бабочка смогла попутешествовать и увидеть мир, если в течение всего дня будет идти дождь?»

2 – «Современное время – современные технологии. Как можно трансформировать избушку на курьих ножках, если эти курьи ножки и есть те самые современные технологии?»

3 – «Семье нужно уехать на неделю в путешествие. Дома у них остаётся котёнок, который в день съедает по целой миске сухого корма. Если оставить 7 мисок с кормом, то котёнок может съесть всё сразу и остальные 6 дней ему будет нечего есть. Как сделать кормушку для него таким образом, чтобы еды хватило на все 7 дней?»

4 – «Летом ваш класс собрался на море, но большинство ребят не умеют плавать. Предложите вариант безопасного бассейна, где можно научиться плавать. Не забывайте, что на море есть волны, песчаный и каменистый пляж, а также медузы и другие морские животные»

5 – «Нас с вами стало интересно, в какую сторону течёт вода в трубе нашего дома, но если мы сломаем батарею или её распилим, то обратно её уже не восстановить. Как можно другим способом, не воздействуя на трубу, узнать, в какую сторону по ней течёт вода?»

После решения одной задачки команды получают следующие задания. Количество заданий будет зависеть от скорости их решения.

4. Подведение итогов, награждение

По итогам конкурсной программы все команды награждаются грамотами по своим номинациям (это могут быть самые креативные решения, самые творческие решения, самые быстрые решения и т.д.)


Изобретательская задача – это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения:

- всё должно остаться так, как было;

- либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество;

- либо появиться новое, полезное качество.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач – набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Методика ТРИЗ:

«Волшебные экранчики» (таблица, которая помогает разложить проблему/объект/предмет на систему, подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и будущее)

Структура

(для взрослых)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

Что окружало предмет/ объект/ проблему раньше

Что окружает предмет/ объект/ проблему на данный момент

Что будет окружать предмет/ объект/ проблему в будущем

Система

Каким был раньше предмет/ объект/ проблема

Сам предмет/ объект/ проблема

Что ждёт предмет/ объект/ проблему в будущем

Подсистема

Из чего состоял предмет/ объект/ проблема раньше

Из чего состоит предмет/ объект/ проблема сейчас

Из чего будет состоять предмет/ объект/ проблема в будущем



Пример

(для детей)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Что окружает?

Весна, лето – время посадки

Дом, дерево, земля, воздух

Зима – всё под снегом

Что это?

Росток репки

Репка

Кусочки репки на тарелке

Из чего состоит?

Семечко, корешки

Листья, корешки, плод в кожуре

Готовый плод без листьев, корешков и кожуры


«Волшебники» (вспомогательные способы изменения предмета/ объекта/ проблемы):

- «Дели-Давай» – любит всё объединять или делить, дробить, разъединять;

- «Ускоритель-Замедлитель» – любит всё ускорять или замедлять;

- «Фея-Наоборот» – любит делать всё наоборот;

- «Сударыня Матрёшка» – любит размещать одну вещь внутри другой;

- «Замри-Отомри» – он может неподвижную, жесткую, неизменяемую вещь сделать складной, раздвижной, танцующей и т. д., одним словом, подвижной, динамичной;

- «Великан-Кроха» – любит для получения интересной идеи попробовать всё увеличить или уменьшить. Совсем по-другому тогда всё выглядит, и поэтому для решения задачи можно найти другой подход.

Дополнительные материалы:

  1. Методика ТРИЗ с описанием и примерами выполнения заданий (сайты):

http://ratriz.ru/wp-content/uploads/2016/08/DARIZ.pdf

https://netology.ru/blog/06-2020-what-is-triz

https://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_3_7.htm

https://4brain.ru/blog/zanyatiya-triz-dlya-detej-rastim-geniev-i-prosto-schastlivyh-lyudej/