Файл: Программа пришкольного лагеря Содружество Орлят России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Программа пришкольного лагеря «Содружество Орлят России»
Приложение 12 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект конкурсной программы «Эврика!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна, методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей других педагогов.
Форма дела: конкурсная программа.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела: конкурсная программа предполагает соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ, где ребятам необходимо предложить своё необычное и вполне реальное решение того или иного задания. Решив кейс, команда дружно восклицает «Эврика!», тем самым обозначая, что у них есть идея решения задания.
Оборудование и материалы: стулья по количеству участников, столы по количеству отрядов, проектор, экран, ноутбук, колонка, микрофон, стол и стулья для членов жюри, оценочные бланки для жюри, презентация с заданиями, флипчарт, маркер, фломастеры и бумага для команд.
Место проведения: актовый зал.
Сценарный ход дела:
1. Приветственное слово, знакомство с членами жюри | Ведущие приветствуют все отряды-участники конкурсной программы. Каждый отряд называет своё название и девиз (или кричалку, придуманную специально для конкурсной программы). После представления всех команд-участниц ведущие представляют члены жюри. Ими могут являться представители администрации лагеря, педагоги-организаторы и другие компетентные сотрудники лагеря. Отрядные педагоги являются частью команд и помогают детям освоить методику ТРИЗ. |
2. Знакомство детей с ТРИЗ и выполнение пробного задания | После того, как команды готовы ведущий знакомит ребят с методикой ТРИЗ (описание находится ниже). Ребята знакомятся с «волшебными экранчиками» (таблицей, которая помогает разложить проблему/объект/предмет на систему, подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и будущее) и «волшебниками» (вспомогательными способами изменения предмета/объекта/ проблемы). На примере этой таблицы ребята разбирают известную сказку «Репка» и проблему, почему деду самому не удалось вытащить репку. После того, как задачка разобрана и появились различные варианты её решения, ведущие озвучивают правила конкурсной программы. Правила: «На экране будут появляться задания, которые необходимо решить таким же способом, как мы с вами сейчас решили задачку по сказке «Репка». Помогать в решении и задавать наводящие вопросы будут ваши отрядные педагоги. Как только у вашей команды есть решение задачки, нужно всем вместе сложить правые руки в центр, и с поднятием их вверх громко произнести слово «Эврика!», обозначающее то, что у вас есть идея решения задачки. После того, как одна из команд сказала: «Эврика!», ведущие останавливают решение всех остальных групп и передают слово первой команде. Команда представляет своё решение, члены жюри оценивают реальность и оригинальность/креативность решения, выставляют баллы. После этого даётся возможность всем остальным командам дополнить или предложить свой вариант решения, за что они также могут получить баллы.» |
3. Конкурсная программа решения заданий | После озвучивания правил команды получают первое задание. Примеры заданий: 1 – «После появления крыльев бабочка живёт ровно один день, но в том случае, если на её крылья не попадает вода. Как сделать так, чтобы бабочка смогла попутешествовать и увидеть мир, если в течение всего дня будет идти дождь?» 2 – «Современное время – современные технологии. Как можно трансформировать избушку на курьих ножках, если эти курьи ножки и есть те самые современные технологии?» 3 – «Семье нужно уехать на неделю в путешествие. Дома у них остаётся котёнок, который в день съедает по целой миске сухого корма. Если оставить 7 мисок с кормом, то котёнок может съесть всё сразу и остальные 6 дней ему будет нечего есть. Как сделать кормушку для него таким образом, чтобы еды хватило на все 7 дней?» 4 – «Летом ваш класс собрался на море, но большинство ребят не умеют плавать. Предложите вариант безопасного бассейна, где можно научиться плавать. Не забывайте, что на море есть волны, песчаный и каменистый пляж, а также медузы и другие морские животные» 5 – «Нас с вами стало интересно, в какую сторону течёт вода в трубе нашего дома, но если мы сломаем батарею или её распилим, то обратно её уже не восстановить. Как можно другим способом, не воздействуя на трубу, узнать, в какую сторону по ней течёт вода?» После решения одной задачки команды получают следующие задания. Количество заданий будет зависеть от скорости их решения. |
4. Подведение итогов, награждение | По итогам конкурсной программы все команды награждаются грамотами по своим номинациям (это могут быть самые креативные решения, самые творческие решения, самые быстрые решения и т.д.) |
Изобретательская задача – это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.
Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения:
- всё должно остаться так, как было;
- либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество;
- либо появиться новое, полезное качество.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач – набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
Методика ТРИЗ:
«Волшебные экранчики» (таблица, которая помогает разложить проблему/объект/предмет на систему, подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и будущее)
Структура (для взрослых) | Прошлое | Настоящее | Будущее |
Надсистема | Что окружало предмет/ объект/ проблему раньше | Что окружает предмет/ объект/ проблему на данный момент | Что будет окружать предмет/ объект/ проблему в будущем |
Система | Каким был раньше предмет/ объект/ проблема | Сам предмет/ объект/ проблема | Что ждёт предмет/ объект/ проблему в будущем |
Подсистема | Из чего состоял предмет/ объект/ проблема раньше | Из чего состоит предмет/ объект/ проблема сейчас | Из чего будет состоять предмет/ объект/ проблема в будущем |
Пример (для детей) | Прошлое | Настоящее | Будущее |
Что окружает? | Весна, лето – время посадки | Дом, дерево, земля, воздух | Зима – всё под снегом |
Что это? | Росток репки | Репка | Кусочки репки на тарелке |
Из чего состоит? | Семечко, корешки | Листья, корешки, плод в кожуре | Готовый плод без листьев, корешков и кожуры |
«Волшебники» (вспомогательные способы изменения предмета/ объекта/ проблемы):
- «Дели-Давай» – любит всё объединять или делить, дробить, разъединять;
- «Ускоритель-Замедлитель» – любит всё ускорять или замедлять;
- «Фея-Наоборот» – любит делать всё наоборот;
- «Сударыня Матрёшка» – любит размещать одну вещь внутри другой;
- «Замри-Отомри» – он может неподвижную, жесткую, неизменяемую вещь сделать складной, раздвижной, танцующей и т. д., одним словом, подвижной, динамичной;
- «Великан-Кроха» – любит для получения интересной идеи попробовать всё увеличить или уменьшить. Совсем по-другому тогда всё выглядит, и поэтому для решения задачи можно найти другой подход.
Дополнительные материалы:
-
Методика ТРИЗ с описанием и примерами выполнения заданий (сайты):
http://ratriz.ru/wp-content/uploads/2016/08/DARIZ.pdf
https://netology.ru/blog/06-2020-what-is-triz
https://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_3_7.htm
https://4brain.ru/blog/zanyatiya-triz-dlya-detej-rastim-geniev-i-prosto-schastlivyh-lyudej/