Файл: Баланс и отчетность (Понятие и функции бухгалтерской отчетности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и функции бухгалтерской отчетности
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой отчетности
1.2. Правила составления бухгалтерских отчетов
Глава 2. Теоретические основы образования бухгалтерского баланса
2.1. Роль и функции бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта
2.2. Нормативно-правовое регулирование порядка формирования бухгалтерского баланса в России
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса:
· текущей ликвидности;
· обеспеченности собственными средствами;
· способности восстановления (утраты) платежеспособности. [22]
При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как:
· наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе;
· убытки [19];
· просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность;
· не погашенные в срок кредиты и займы;
· полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет;
· уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом;
· положение организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений [30].
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится:
· характеристика структуры источников средств;
· степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов;
· характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций [2].
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются:
· широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
· репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация;
· степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения);
· уровень эффективности использования ресурсов организации.
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно [17].
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно [3].
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации [1].
Глава 2. Теоретические основы образования бухгалтерского баланса
2.1. Роль и функции бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта
Данный экономический анализ содержит две составляющие: анализ финансовой отчетности организации и комплекс экономического анализа.
Экономический анализ включает в себя оценку или изучение тем или вопросов с точки зрения экономиста. Экономический анализ - это изучение экономических систем. Это также может быть исследование производственного процесса или отрасли. Анализ используется для определения того, насколько эффективно работает экономика или что-то в ней. [26]
Трудно переоценить роль экономического анализа в организации и управлении современным предприятием или фирмой. Наиболее полным ее вариантом является Комплексный экономический анализ, который позволяет принимать оптимальные решения по этим вопросам, обеспечивать их максимальную эффективность. В процессе любого экономического исследования первичная информация анализируется следующим образом: сравнение показателей деятельности предприятия с показателями предыдущих периодов, плановыми прогнозами и показателями других предприятий, установление наиболее важных факторов, влияющих на экономическое положение предприятия, выявление недостатков и просчетов при принятии управленческих решений по управлению предприятием или фирмой. [18].
Содержание, цели и принципы, которые подразумевает всесторонний экономический анализ, таковы: содержание-это знание и владение достоверной экономической информацией, дающей представление о работе субъекта анализа. [5] Это позволяет принимать правильные решения по управлению предприятием, адекватно оценивать его бизнес-планирование, находить слабые места и Внутрихозяйственные резервы для преодоления негативных явлений [18].
Экономический анализ зародился в качестве анализа бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с появлением стандартизированной и обязательной финансовой отчетности.
Как пишет Кондракова Н.П., бухгалтерский баланс - это системой показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). [23]
Бухгалтерский баланс по Ковалеву В.В. – важная форма бухгалтерской отчетности, которая представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.
Вахрушина М.А. дает определение бухгалтерскому балансу по своему: элемент метода бухгалтерского учета, представляющий экономическую группировку имущества по составу и размещению и источникам его формирования на определенную отчетную дату. В бухгалтерском балансе разделяют имущество по составу и размещения и источнику формирования. [12]
Баланс основан на фундаментальном уравнении: Активы = Обязательства + Собственный капитал.
Эта формула интуитивно понятна: компания должна платить за все принадлежащие ей вещи (активы) либо заимствуя деньги (принимая на себя обязательства), либо привлекая их у инвесторов (выпуская акционерный капитал).
Например, если компания берет пятилетний кредит в банке на сумму 4000 долларов, ее активы (в частности, кассовый счет) увеличатся на 4000 долларов. Его обязательства (в частности, счет долгосрочного долга) также увеличатся на 4000 долларов, уравновешивая обе стороны уравнения. Если компания берет у инвесторов 8000 долларов, ее активы увеличатся на эту сумму, равно как и капитал ее акционеров. Все доходы, которые компания генерирует сверх своих обязательств, поступают на счет акционерного капитала, представляющий чистые активы, которыми владеют владельцы. Эти доходы будут сбалансированы на стороне активов, представленные в виде денежных средств, инвестиций, запасов или какого-либо другого актива [19].
Активы, обязательства и собственный капитал состоят из нескольких небольших счетов, которые разбивают финансы компании. Эти учетные записи сильно различаются в зависимости от отрасли, и одни и те же условия могут иметь различные последствия в зависимости от характера бизнеса. В целом, однако, есть несколько общих компонентов, с которыми могут столкнуться инвесторы. [8]
Баланс представляет собой снимок, отражающий состояние финансов компании в данный момент времени. Само по себе это не может дать представление о тенденциях, которые развиваются в течение более длительного периода. По этой причине баланс должен сравниваться с данными предыдущих периодов. Его также следует сравнивать с другими предприятиями в той же отрасли, поскольку разные отрасли имеют уникальные подходы к финансированию [29].
Баланс делится на две стороны (или разделы). В левой части баланса перечислены все активы компании, справа в балансе указаны обязательства компании и акционерный капитал. С обеих сторон основные позиции обычно классифицируются по ликвидности. Более ликвидные счета, такие как товарно-материальные запасы, кредиторская задолженность и торговая кредиторская задолженность, размещаются перед неликвидными счетами, такими как основные средства, основные средства и долгосрочная задолженность. Активы и обязательства также подразделяются на две категории: текущие активы / обязательства и внеоборотные (долгосрочные) активы / обязательства.
Статьи бухгалтерского баланса - строки актива и пассива бухгалтерского баланса [1].
Бухгалтерского баланс – в самом названии заложен смысл - равенство итогов (валюты) актива и пассива. Все, чем владеет компания и что можно обратить в денежные средства – это активы: машины и оборудование, недвижимость, финансовые вложения, материалы, задолженность дебиторов и т.д. [24]
В актив баланса включены два раздела:
I - «Внеоборотные активы»;
II - «Оборотные активы».
В активе находит отражение стоимость имущества организации в раз-бивке по его составу и направлениям размещения.
Текущие активы:
- Денежные средства и их эквиваленты являются наиболее ликвидными активами и могут включать казначейские векселя и краткосрочные депозитные сертификаты, а также твердую валюту.
- Товарные ценные бумаги - это долевые и долговые ценные бумаги, для которых существует ликвидный рынок.
- Дебиторская задолженность относится к деньгам, которые клиенты должны компании, возможно, включая резерв по сомнительным счетам, поскольку можно ожидать, что определенная часть клиентов не будет платить.
- Товарно- материальные запасы - это товары, имеющиеся в наличии для продажи, которые оцениваются по более низкой цене или по рыночной цене. [7]
- Предоплаченные расходы представляют собой уже оплаченную стоимость, такую как страховка, рекламные контракты или аренда [21].
Долгосрочные активы включают в себя следующее:
- Долгосрочные инвестиции - это ценные бумаги, которые не будут или не могут быть ликвидированы в следующем году.
- Основные средства включают землю, машины, оборудование, здания и другие долговременные, как правило, капиталоемкие активы [9].
- Нематериальные активы включают нефизические (но все еще ценные) активы, такие как интеллектуальная собственность. В целом, нематериальные активы перечислены в бухгалтерском балансе только в том случае, если они приобретены, а не разработаны собственными силами [14].
Счета активов показывают, как компания использовала деньги, полученные от кредиторов, инвесторов и доходы компании. Активы - это ресурсы с «вероятными будущими экономическими выгодами, полученными или контролируемыми предприятием в результате прошлых транзакций или событий». Активы группируются как денежные (денежные средства и дебиторская задолженность), ликвидные (могут ли они быть легко конвертированы в денежные средства), материальные или нематериальные.
Пассив организации - это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторская задолженность, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III - «Капитал и резервы»;
IV - «Долгосрочные обязательства»;
V - «Краткосрочные обязательства». [10]
Обязательства - это деньги, которые компания должна внешним компаниям, от счетов, которые она должна платить поставщикам, до процентов по облигациям, которые она выдавала. Текущие обязательства - это те обязательства, которые должны быть выплачены в течение одного года и перечислены в порядке их наступления. Долгосрочные обязательства подлежат оплате в любой момент после одного года.
Счета текущих обязательств могут включать: текущая часть долгосрочной задолженности, банковская задолженность, проценты к выплате, аренда, налог, коммунальные услуги, заработная плата, предоплата клиентов, дивиденды к выплате и другие [27].
Долгосрочные обязательства могут включать: долгосрочный долг - проценты и основная сумма по выпущенным облигациям; обязательства пенсионного фонда: деньги, которые компания должна платить на пенсионные счета своих сотрудников; обязательство по отложенному налогу: налоги, которые были начислены, но не будут выплачены в течение другого года (кроме сроков, этот показатель согласовывает различия между требованиями к финансовой отчетности и способом оценки налога, таким как расчеты амортизации.) [18]
Некоторые обязательства считаются вне баланса, что означает, что они не появятся в балансе [4].
В пассиве баланса указываются источники формирования активов. Их разделяют на собственные (раздел III) и заемные (разделы IV и V). В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Обязательства - это требования кредиторов к активам бизнеса. Это долги предприятия. Существуют два вида обязательств: текущие обязательства и долгосрочные обязательства. Обязательства располагаются на балансе в порядке того, как скоро они должны быть погашены. Текущие обязательства включают следующее: