Файл: Контрольная работа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности Вариант 5 Выполнил студент группы атбз181 Ф. А. Варенчук подпись.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт заочно-вечернего обучения

Наименование института
Кафедра автоматизации и управления

Наименование кафедры

Контрольная работа по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Вариант №5


Выполнил студент группы АТбз-18-1 Ф.А.Варенчук

подпись

Проверил ст. преподаватель О.И. Никитина

подпись

Иркутск 2023 г.

Содержание




Введение.

Система управления охраной труда на предприятии.

Основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работников – непосредственная обязанность каждого работодателя, независимо от масштаба и направления деятельности организации.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) устанавливает политику, цели в области охраны труда и процедуры по их достижению у конкретного работодателя.

В разработке и применении эффективной системы управления охраной труда заинтересован, прежде всего, сам работодатель, поскольку с ее помощью можно повысить производительность труда на предприятии и избежать расходов, связанных с предоставлением гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и штрафов за нарушения требований охраны труда.

Практика показывает, что именно системный подход позволяет разрабатывать и применять на практике эффективные механизмы обеспечения производственной безопасности, в то время как разовые акции, проводимые работодателем от случая к случаю, не способны обеспечить хороший результат.


С 1 январе 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» установил правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а так3 же определил правовое положение, права, обязанности и ответственность участников данной процедуры. В свою очередь, Федеральный закон № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внес значительные изменения в пенсионное и страховое законодательство, Трудовой кодекс Российской Федерации и др. Так, в статью 209 Трудового кодекса РФ было внесено понятие «системы управления охраной труда» как «комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей». При этом статья 212 Трудового кодекса, касающаяся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, была дополнена новым абзацем, а именно: работодатель обязан обеспечить «создание и функционирование системы управления охраной труда». В связи с этим у органов исполнительной власти города Москвы, работодателей, представителей профсоюзов и др. назрела необходимость определиться в принципиальных подходах к созданию систем управления охраной труда в организациях.

В сложившейся российской практике принято считать, что вопросы охраны труда лежат в области ответственности только службы или специалиста по охране труда. Но это далеко не так. Устанавливая распределение ответственности в области охраны труда при разработке СУОТ становится очевидным, что для нормального функционирования системы необходимо непосредственное участие: − руководство организации (именно первое лицо организации) не только несет ответственность за жизнь и здоровье нанятых им работников, но и выделяет необходимые 4 людские, материальные и финансовые ресурсы и оценивает эффективность использования выделенных ресурсов; − кадровой службы (чаще всего именно кадровая служба занимается вопросами подбора персонала необходимой квалификации, обучения и повышения его квалификации); − административно-хозяйственных служб, привлекаемых к закупке СИЗ и т.п.); − линейных руководителей, непосредственных руководителей работ, которые обязаны следить за выполнением своими подчиненными установленных требований охраны труда; − других структурных подразделений, которые, например, занимаются организацией обязательных медицинских осмотров и т.п.; − самих работников; Настоящие Рекомендации помогут работодателям в решении вопросов по созданию системы управления охраной труда в их организациях.



Состояние охраны труда

Оценка состояния охраны труда необходима для определения экономического и социального эффектов от мер, принимаемых работодателем для улучшения условий трудового процесса на предприятии. Под социальным эффектом имеется в виду снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, под экономическим — как результат социального эффекта — снижение расходов на компенсацию последствий производственных травм, потери способности к труду, заболеваний и т. п

Сначала проводится исходный анализ состояния охраны труда. Он выполняется компетентными лицами после обязательного обсуждения и договоренности с работниками или их представителями. Объективная оценка в организации всех сторон деятельности по охране труда на производстве должна выявить основные проблемы, затем на их основе будут сформированы заключительные выводы. Для оценки необходимы следующие шаги:

  • определить действующие законы, правила, специальные стандарты, программы по охране труда, другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;

  • идентифицировать, предположить, оценить опасности, риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды, организации трудового процесса;

  • определить полноту планируемых или действующих мер защиты для ликвидации опасностей или ограничения рисков для жизни и здоровья работников;

  • проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

Результат проведенного анализа оформляется документально. На его основе работодатель принимает решение, можно ли внедрять или необходимо совершенствовать систему управления охраной труда. Исходный анализ определяет базовый уровень для сравнения, а затем оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда на предприятии.

Чаще всего при анализе учитывают коэффициент тяжести и коэффициент частоты несчастных случаев на производстве. Помимо них можно использовать оценочные показатели: количество пострадавших в результате несчастных случаев, общее количество дней утраты трудоспособности по всем несчастным случаям, коэффициент частоты смертельного травматизма.

Но данные показатели имеют один существенный недостаток: они не дают полного представления о состоянии охраны труда, так как не учитывают существующие на предприятиях опасные производственные факторы, риски, которые приводят к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.


Оценка состояния охраны труда — это комплексная сложная работа. Методы и критерии проведения оценки на предприятиях должны регулярно совершенствоваться работодателем. В оценку входят наблюдение и измерение результатов деятельности руководства в обозначенной сфере. Для большей эффективности оценки полномочия и ответственность по наблюдению должны распределяться по разным уровням управленческой структуры. Текущая проверка выполняется каждый месяц, более полная — каждый год.

Измерения должны основываться на выявленных на предприятии опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторах, рисках, а также на принятых на себя организацией обязательствах, связанных с политикой и целями по ОТ. Помимо этого, измерения должны поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

Что включает в себя наблюдение: наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и поставленных целей, проведение систематической проверки производственных систем, помещений, цехов, оборудования. Обязательно ведется наблюдение за производственной средой, а также за состоянием здоровья работников, на тех предприятиях, где это целесообразно — регулярно проводятся соответствующие медицинские осмотры для раннего выявления признаков симптомов нарушения здоровья, чтобы определить эффективность профилактических и контрольных мер. Необходимо оценивать соответствие трудовых условий национальным законам, а также иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям, другим обязательствам, принятыми на себя организацией.

Проведенное должным образом наблюдение обеспечивает обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда, собирает информацию для определения результативности, эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению, ограничению опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторов, рисков. На основе проведенных наблюдений работодатель принимает решения о совершенствовании как мер по определению опасностей и ограничению рисков, так и самой системы управления охраной труда.

Фиксация в записях результатов анализа является необходимым условием эффективности проводимых измерений и наблюдений.


В оценку состояния охраны труда также входят мероприятия по периодическому проведению проверок для определения эффективности системы управления ОТ.

Проверка должна охватывать:

  • политику в области охраны труда;

  • участие работников или их представителей;

  • обязанности и ответственность;

  • компетентность и подготовку;

  • документацию системы управления охраной труда;

  • передачу и обмен информацией;

  • планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;

  • предупреждающие и контролирующие меры;

  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ними ликвидация их последствий;

  • материально-техническое снабжение;

  • подрядные работы;

  • наблюдение и измерение результатов деятельности;

  • расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их влияние на меры безопасности;

  • предупреждающие, корректирующие действия;

  • непрерывное совершенствование;

  • любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.

Результат проверки — выводы о результативности политики организации, реализации поставленных целей, вовлеченности персонала в процесс обеспечения охраны труда; соответствует ли ситуация требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности предприятия.

Итоги оценки состояния охраны труда на предприятии оформляются отчетом, форму которого определяет работодатель. На основе результатов оценки состояния охраны труда на предприятии работодатель должен регулярно корректировать (или сформировать) политику, цели, задачи по совершенствованию системы управления охраной труда на предприятии.

Производственный травматизм

Официальная статистика травматизма на производстве подводится по итогам каждого завершившегося года: таким образом, на сегодняшний день последним доступным для оценки периодом становится 2021 год. При этом такие данные имеет смысл оценивать не самостоятельно, а в динамике, то есть в сравнении с результатами, достигнутыми в промышленности в предыдущие годы. Такая оценка показывает, что по критерию производственного травматизма ситуация в России в 2021 году несколько ухудшилась в сравнении с предыдущими периодами. Такие данные приводит Росстат.