Файл: К 70летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается Вклад ученых физиков Осетии в дело Великой Победы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
«Вклад ученых физиков Осетии в дело Великой Победы»
Разработка составлена на основе исследовательской работы по поиску исторического материала о вкладе ученых физиков Осетии в дело Великой Победы учителями физики Правобережного района РСО-Алания А. В. Хадарцевой, Е. В.Остаевой, Р. И. Тагаевой, Н. В. Кудуховой.
(Презентация сопровождает все мероприятие)
Панюков Я.: Много лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт o капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточенности и человеческим потерям война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле — без малого 4 года — 1418 дней. Война унесла жизни миллионов людей. Неимоверным напряжением всех сил — душевных и физических, она была выиграна Советским Союзом.
Баразгова З.:Для молодого поколения нашей страны, это событие — далекая история. Нам, живущим в совсем ином мире и другой стране, где господствует современная техника, трудно, почти невозможно представить, какими были для нашего народа годы великой битвы и КАКОЙ ЦЕНОЙ была завоевана Победа над врагом.
Гугкаева А. Тема истории Великой Отечественной войны неисчерпаема. Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германии вторглись в пределы Советского Союза, и над Родиной нависла смертельная опасность, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества. Силы и помыслы миллионов людей были направлены к одной общей цели - разгрому врага.
( фоном звучит «Священная война»)
Баразгова З.:Наука и техника тоже встали на военную вахту. Как писал выдающийся физик С. И. Вавилов: “Научная громада - от академика до лаборанта и механика направила без промедления все свои усилия, свои знания на прямую, или косвенную помощь фронту”. Физики-теоретики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы, отложив на время острейшие вопросы космической радиации занялись магнитными и акустическими минами, радиолокацией. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину.
(песня «А закаты алые» Габеева Д.)
Панюков Я.: Перевернем несколько пожелтевших страниц истории огненных военных лет
Хубулова К.: ( фоном звучит «Священная война»)
Товарищ, ты видишь: над краем родимым
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь - сквозь гул орудийный
Надорванный стон деревень.
Смотри — под фашистской пятого кровавой
Томятся, как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях.
Гугкаева А.: B первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
Хубулова К.: И народ в едином порыве встал, встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту жизни и Своей Родины. Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А. Ф.Иоффе и Л. Л.Капица, специалисты в области механики А. Н.Крылов и С. А.Чаплыгин.
Баразгова З.:B нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом. отдавая все силы борьбе c фашистскими поджигателями войны - во имя зашиты своей родины и во имя зашиты свободы, мировой науки и спасения культуры ...»
Гугкаева А.: Предстояла сложнейшая организаторская работа, которую к тому же требовалось выполнить в кратчайшие сроки. Нужно было: переместить все крупные научные центры в отдаленные и поэтому безопасные районы страны; сохранить научный потенциал страны — людей и важнейшее оборудование, создаваемое годами; развернуть на новых местах научную работу, но подчинить ее нуждам фронта.
Баразгова З.:Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Секретарь президиума Академии Наук П. А.Стеклов писал: « Я еще ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда и мошной волны трудового энтузиазма и творческого порыва...». И результат не замедлил сказаться: уже через 2-3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта.
Панюков Я.: Итак, часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был в те годы не только приказом, но естественной потре6ностью почти каждого человека. Часть людей науки пошла в действующую армию или в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках. Вот что рассказывали участники тех событий. Вице-президент Академии педагогических наук
В. г. Зубов: «Когда в 1941 г. фашисты напали на нашу страну, я был аспирантом физфака МГУ. Почти все не призванные в армию уходили в Народное ополчение... Я пришел в ополчение рядовым... вскоре был уже инструктором политотдела дивизии. Мы строили оборонительные сооружения под Можайском, Вязьмой».
Гугкаева А.: Не счесть учителей физики, которые, оставив свои классы, пошли воевать. Бывший учитель, а впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук, известный специалист в области школьного физического эксперимента Б. .Зворыкин вспоминал: «Когда началась Великая Отечественная война, я работал учителем физики в 175-й московской школе. Так как я был радиолюбителем, имевшим довольно большой практический опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 месяца, весной 1942 г, я стал командиром радиовзвода... Мы обеспечивали бесперебойную радиосвязь штаба батальона c ротами, находящимися на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряженную учебу…» .
Абоева Я. Тетдоев ТимофейТимофеевич родился в 1918 году в селении Кадгарон Северной Осетии.
(инженер) Генерал-майор войск связи, крупный инженер, общепризнанный высококвалифицированный специалист радиотехники, радиолокации, радиоэлектроники, тактики применения средств связи в бою. Во время войны начальник радиостанции, командир радиовзвода, начальник связи связи бригад. Принимал активное участие в разработках для улучшения связи в боевых условиях.
Хубулова К.: Работали на Победу не только взрослые, но и подростки. Вот, что вспоминал преподаватель МГУ, автор школьных учебников физики для Х—Х1 классов, по которым мы занимаемся до сих пор Б. Б.Буховцев: «В июне 1941 г., сдав экзамены за восьмой класс, я перешел в девятый. A через несколько дней мирная жизнь всех советских людей была прервана. Нападение фашистской Германии на нашу Родину изменило и мою судьбу. O продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. И я пошел на завод. Почти полтора года работал токарем. B 1943 г, когда мне исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардейские минометные части, на вооружении которых находились орудия, зашифрованные загадочными буквами РС (ракетные системы) и оказавшиеся грозными «катюшами»...»
Гугкаева А.: Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов. K началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. У нее были совершенные танки, самолеты... Она превосходила нашу страну не только по качеству, но и по количеству единиц военной техники. Вот несколько цифр: промышленная база Германии вместе c базами ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5-2 раза, а в 1942 г. в связи c захватом богатейших районов нашей страны — в 3-4 раза.
Хубулова К.: C первых дней войны начался величайший в истории поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовалисьнаши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшие, чем y врага, самолеты, a для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные.
4 класс Первым делом самолеты
Баразгова З.: Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности: С. А.Христновичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость. близкую к скорости звука;
Гугкаева А.: профессорами А. А.Дородницыным и Л. Г. Лойцянским по методике расчета сил трения c учетом сжимаемости воздуха при больших скоростях движения; М. Келдышем o причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете:
Баразгова З.:А. И.Макаревского, который предложил оригинальные методы расчета самолета на прочность.
Хубулова К.: Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С. А. Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его. я воюю с ним... Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два новых самолета —наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем»'.
Панюков Я.:Так думали и такую мысль главной считали многие создатели отечественной военной техники.B суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить в серийное производство 25 (!) новых и модернизированных уже используемых типов военных самолетов. B их числе: истребитель Ла-5 конструкции С. А.Лавочкина, самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны — Як-3, сконструированный в 1943 г. в конструкторском бюро А. С.Яковлева; пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А. Н.Туполева. Штурмовик Ил-10 конструкции С. В.Ильюшина.
Фарн На защите Родины
Война потребовала от советских людей большой организованности огромного напряжения сил, идейной сплоченности и железной дисциплины, готовности пойти на любые жертвы во имя победы над врагом. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил жизнь тыла.
Победа советских воинов на фронте ковалась героическим трудом миллионов рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу. Незабываемый подвиг в годы минувшей войны совершили труженики промышленности, особенно рабочие оборонных заводов, транспорта, связи.
Значителен вклад в Победу всех отрядов советской интеллигенции, весома ее роль в мобилизации духовных сил народов, в воспитании советского патриотизма, в охране и восстановлении здоровья советских воинов и тружеников тыла.
К концу 1941 г. в ходе перестройки работы завода «Электроцинк» на военный лад усилиями рабочих и инженерно-технического состава впервые в Советском Союзе решена задача комплексного извлечения из цинковых концентратов свинца, кадмия, меди, серебра, золота и серной кислоты, из заводских отходов был получен дефицитный металл — кобальт, важнейший компонент в производстве танков.
Впервые в стране рабочими Северной Осетии была организована флотация свинцово-цинковых кеков и обогащение клинкера, позволившие сократить расходы топлива на 6 тыс. т в год, освоена электропечь для плавки цинка.
В июле 1942 г. за активную помощь фронту и производственные успехи заводу «Электроцинк» было присвоено звание «Лучший завод цветной металлургии СССР» и выдано 300 тыс. руб, премии. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод «Эпектроцинк» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Огромный вклад в победу над врагом внесла и интеллигенция Северной Осетии. Благодаря новаторству научно-технической интеллигенции в кондитерском производстве кристаллический сахар был заменен глюкозным. Вместо дорогостоящего зерна спиртзаводы использовали тапинамбур, вареньеварочные заводы - дикорастущие плоды и ягоды. Отходы сырья на мясокомбинате применялись в производстве хозяйственного мыла.
Профессор В. Ф. Раздорский и доцент И. С. Виноградов разработали рекомендации по использованию растительных ресурсов Северо-Осетинской АССР в пищевой промышленности.
Профессора В. Г. Агеенков, Е. И. Жуковский, А. И, Сташенко, доцент В. Г. Тибилов совершили изобретения, значительно увеличившие производительность завода «Электроцинк» и Садонского свинцово-цинкового комбината. Профессор В. Е. Робинсон создал препарат «Протезоген», ускоряющий заживление гнойных ран, Профессор И. А. Полиэвктов изобрел приспособление для эффективного лечения переломов, а также препарат «Гемохлор», ускоряющий заживление огнестрельных ран.