Файл: К 70летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается Вклад ученых физиков Осетии в дело Великой Победы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Представители инженерно-технической интеллигенции Северной Осетии: Д. А. Такоев, В. Б. Терпогосов, Л. И. Седов, У. Д. Кудзиев, Г. Ц, Медоев, Т. М. Золоев, Г. X. Габуев за выдающиеся открытия в годы войны были удостоены званий лауреатов Ленинских и государственных премий СССР. 

Вдали от Осетии трудились наши земляки:

БЕРИЕВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ 

Известный авиаконструктор, доктор технических наук, дважды лауреат  

Государственной премии, генерал-майор.  





Бериев.Г.М. родился 13 февраля 1903 г. в Тифлисе (Тбилиси).  Умер 12 июля 1979 г.

В 1934 г. назначен Главным конструктором и начальником Центрального Конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС), и бессменно им руководит до 1968 г. Под его руководством созданы:

  • гидросамолеты МБР-2, МП-1, МП-1Т,

  • корабельные катапультные КОР-1 и

  • КОР-2, Бе-6,

  • реактивная лодка Бе-10,

  • амфибии Бе-12 (с модификациями) и Бе-12ПС ,

  • серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 –

  • опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10.

Дамзова Д. (Н. Батако) Мамсуров Юрий Георгиевич родился в 1918 году в городе Орджоникидзе. В последствие, генерал-майор инженерно-технической службы, выпускник Ленинградской Военно-Воздушной инженерной академии, инженер авиаэскадрильи, старший инженер Инженерно-авиационной службы воздушной армии. Имея высокую инженерную подготовку, в период войны не только осваивал новую авиационную технику, но и вносил рационализаторские инженерные находки для совершенствования боевых самолетов, а также тактики ведения воздушного боя.



Баразгова З: B конструкторских бюро танкостро­ения тоже полным ходом шла напряжен­нейшая творческая работа. B 1943 г. под руководством инженеров Ж. Я.Котина, А. И.Благонравова, Н. Л.Духова в очень короткие сроки был создан новый тяже­лый танк (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

ИС-2 Эта машина совмещала в себе мощь полевого орудия, подвижность и надежную броневую защиту. Ее прозвали «царь-пушка». Она вступила в строй в конце войны и нанесло сокрушительный удар по представлениям фашистов o техническом превосходстве их танков — «пантер», «тигров», «фердинандов» — над нашими.

Фарн Гутнов Батырбек Каурбекович
  (1901 — 1938) 

Инженер, директор московского танкостроительного завода,  

первый осетин — кавалер ордена Ленина (10.05.1936 г.). 

Репрессирован 20.08.1938 года. В последствии реабилитирован. 

 Б.К.Гутнов закончил институт стали в Ленинграде в конце 20-х годов. После этого, работая на военном заводе, внес много предложений по усовершенствованию производства танков. По рекомендации Серго Орджоникидзе был отправлен в Германию на стажировку. Однако, после прихода к власти Гитлера, Батырбек вернулся на родину. Был назначен директором 37-го танкового завода и членом коллегии комиссариата тяжелой промышленности. За высокие достижения Б.Гутнов был награжден орденом Ленина и премирован легковой автомашиной. На свои средства он приобрел два грузовика «ЗИС-101» и отправил их в родной Кадгарон. Под руководством Батырбека конструктора завода разработали танк-амфибию.

(метроном)

Гугкаева А.:  B 1937-1938 по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий; она захватила и специалистов, работав­ших на оборону. В марте 1938 г. попал за решетку один из ведущих специалистов в области реактивной техники Валентин Петрович Глушко, а в конце июня — Сергей Павлович Королев (С. П.Королев пробыл в тюрьмах и на Колыме землекопом до 1944 г). B 1937 г арестовали Андрея Николаевича Ту­полева — знаменитого авиаконструкто­ра, на счету которого: создание самолетов, совер­шивших известные всему миру переле­ты через Северный полюс в Америку. B заключении он про­вел почти 4 года, часть из которых работал в «шараге» — тюрьме для талантов, которая называлась «Осо­бое техническое бюро...». Рядом с ним за решеткой, трудились люди, большинство из кото­рых были лидерами мирового масшта­ба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, самолетов, боевых кораблей. B этик условиях А. Н.Туполев c коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик Ту-2!

Панюков Я.: Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую уста­новку — реактивную, которая обеспе­чивала мощный массированный огонь; ее называли любовно «Катюша».

Муз. Пауза «Катюша»

Баразгова З.: Но не многие знают, что в ноябре 1937 г. «отцы» знаменитой «катюши» —Георгий Лангемак и Иван Клейменов были арестованы и через два месяца приговорены к расстре­лу. Работы по ракетной технике затормози­лись. B результате реактивная артиллерия смогла выступать в военных операциях как мощное и широкомасштабное сред­ство подавления врага лишь c лета 1944 г.



Варламова К.: Коцоев Айтек Бицкоевич родился в 1909 году в селении Дарг-Кох Северной Осетии. Генерал-лейтенант артиллерии, имел совершенную техническую подготовку по прикрытию с воздуха важнейших государственных объектов, закончил Артиллерийскую академию им. Ф. Э. Дзержинского и руководил боевой подготовкой войск ПВО. Технически модернизировал применение артиллерии по прикрытию с воздуха важнейших государственных объектов. Был командиром последовательно: взводом, батареей, дивизионом, полком, дивизией, корпусом.



Панюков Я.: Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Потому один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-морской флот нашей страны. Фашисты рассчитывали уничтожить ос­новную часть нашего флота неожидан­ным мощным ударом, a другую — «запе­реть» на морских базах, перекрыв выход c них c помощью мин разной конструк­ции (в том числе новейшей), a затем лик­видировать. Мины были секретным и грозным оружием врага .

Баразгова З.: Удалось обнаружить, что новые мины —магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококва­лифицированные научные специалисты. Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте под руководст­вом профессора А. П.Александрова группа yченыx начала иссле­дования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. B процессе их был со­здан обмоточный метод размагничивания кораблей.

Рубаева М.: Бритаев Хаджи-Мурат Элбас - Дукоевич родился в селении Дзуарикау Северо-Осетинской АССР в 1916 году. В последствии генерал-майор технических войск, Военно-Транспортная академия в Ленинграде, инженер железнодорожного транспорта. Во время боевых событий начальник службы заграждения и разминирования, начальник отделения разведки Управления гвардейской железнодорожной бригады. Способствовал улучшению техники минного дела в боевых условиях.



Дамзова Д.: - Единственный из наших земляков герой-подводник - Кесаев Астан Николаевич. Родился далеко от морских просторов в селении Дигора Северной Осетии. Капитан первого ранга, подводник, снайпер торпедной стрельбы, преподаватель высшего военно-морского инженерного училища. Умело использовал тактику морского боя. Не только знания и грамотное применение военной науки, но и собственная практика морских сражений позволили Астану грамотно вести боевые действия против врага. Его отвага и мужество не знали пределов. Подводная лодка Астана Кесаева «Малютка-117»
была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир в мае 1944 года получил звание Героя Советского Союза.



Панюков Я.: Через 5 дней после начала военных действий (27 Июня 1941 г.) пришел при­каз об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В состав этих бригад вошли офицеры, ученые ленин­градского Физтеха, инженеры, монтаж­ники. Научным руководителем работ назначили физика А. П.Алексакдрова. B одну из бригад добровольцем пошел физик, профессор И. В.Курчатов.

Джаджиева Л.:B истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть много достойных восхищения эпизодов. Остановимся только на одном, который связан c «Дорогой жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. Научный сотрудник ленинградского Фи­зико-технического института Павел Павло­вич Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда, создал аппара­туру, установили вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в трид­цатиградусную стужу; их вела группа го­лодных сотрудников Физтеха

Баразгова З.:На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасно­го движения по ладожской трассе; со­ставили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения c разными грузами. Эти таблицы и прави­ла были напечатаны. размножены и строго соблюдались на всем фронте. Ледовые аварии прекратились, «Дорога жизни» функционировала.

СОШ № 2: Наши земляки вдали от фронта тоже вносили огромный вклад. Например, Золоев Татаркан Магометович  (17 ноября 1905 года —

 15 июля 1985 года ) — геолог-нефтяник. Лауреат Государственной премии СССР (1946, 1959). Заслуженный деятель науки и техники РФ (1957), почетный нефтяник СССР (1975).

М. Золоев родился 7 ноября 1905 г. в с. Чикола Северной Осетии в бедной крестьянской семье. В 1907 г. его малограмотного отца арестовали за участие в крестьянском бунте и сослали в Сибирь в Александровский централ, где он просидел 3 года. После освобождения ему было запрещено возвращаться на родину. В Северную Осетию он смог вернуться только в начале 1918 г., будучи глубоким стариком. После ареста отца на руках матери осталось 8 детей – шесть сыновей и две дочери. Семья очень бедствовала. Татаркан Магометович начал трудиться с 8 лет, но никогда не расставался с мечтой об учебе. В сельской школе он учился до 1916 г. В 1919 г. после смерти матери ушел из дома и несколько лет скитался в поисках работы и учебы.


Во время Великой Отечественной войны Красная Армия все больше нуждалась в горюче-смазочных материалах, промышленность – в теплоснабжении и электричестве. Правительство приняло решение о срочном освоении залежей нефти на Урале, которые были предсказаны академиком

И.М. Губкиным. Со всех районов страны были собраны лучшие силы специалистов для поисков новых месторождений нефти. Среди них был и Т. М. Золоев, которого срочно перевели на работу в район Волга - Урала и назначили главным геологом треста «Туймазанефть» в г. Октябрьский Башкирской АССР. В те годы трест добывал в сутки около 200 тонн нефти из отложений карбона, залегающих на глубине 1200 м. Дебиты скважин составляли не более 5–10 тонн в сутки, поэтому объемы буровых работ не развивались. В то время решался вопрос бурения скважин на глубокозалегающие (около 2 км) девонские отложения.

Татаркан Магометович был одним из тех, кто с самого начала поверил в наличие нефти в девонских пластах и настоял на бурении скв.№100, которая в сентябре 1944 г. дала фонтан девонской нефти дебитом 250 т/сут. С этого времени НГДУ «Туймазанефть» превратилось в одно из самых крупных в стране нефтедобывающих предприятий. Одновременно из девонских пластов был получен фонтанный приток нефти на месторождении Яблоневый овраг в Куйбышевской области. Расстояние меду этими двумя скважинами, первенцами девона, около 400 км. Они открыли перспективы большой нефти в Волго-Уральской провинции («Второе Баку»). Быстро стали расти объемы геологоразведочных работ, последовали открытия новых крупнейших нефтяных месторождений с миллиардными запасами. За открытие девонской нефти Т. М. Золоев в числе других нефтяников в 1946 г. был удостоен Сталинской (ныне Государственной) премии первой степени.

Н. Батако Варламова К., Абоева Я. - Продолжаем список ученых Осетии внесших огромный вклад в дело Великой Победы

- Борукаев Рамазан Асланбекович  (1899-1967) Лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Государственной премии КазССР  . Геолог, академик АН КазССР (1954), доктор геолого-минералогических наук (1954), профессор (1958), заслуженный деятель науки КазССР (1958), лауреат Ленинской премии (1958). Лауреат Государственной премии КазССР (1982- посмертно).  Окончил Ленинградский горный институт (1931).  Начальник, технический руководитель Бощекульской базы