Файл: 2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1:
1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов

социально-культурного характера природного фактора.

2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с

политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение

Владимира Мономаха «Поучение».

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в XV веке, ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва – третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света.

7. «Философское пробуждение» России относят к XVIII веку – веку эпохи Просвещения.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.

Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковорода Григория Саввича.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен.

10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир

и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.

Здесь зафиксирована позиция позиция атеизма.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее

народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным

ценностям, были Ю.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во

множестве», называется триединство.

14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза.

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение .

16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития

и задачи – дух народа.

17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то


важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие».

18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной

ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,

есть София.

19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности.

20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как

саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких

потусторонних силах – диалектический материализм .

21. Назовите его представителей Э.В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М.К. Мамардашвили.

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX – начала XX века .

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. « Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми.

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я. Чаадаева.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и

этической мысли А.А. Гусейнов.

Задание 2:


Основные этапы русской философии

Временные рамки

Актуальные проблемы

Древнерусская Философская мысль

X – XVII в.в

Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку; нравственные аспекты бытия человека, место России в мировой истории

Русское просвещение

XVIII в.

Проблемы крепостничества, российского самодержавия

Религиозная русская философия

XIX в.

Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, свободы, «Русская идея».

Марксиско – ленинская философия

XX в.

Проблема построения коммунизма и нового человека


Задание 3:
Отличия русской философии по А.Ф. Лосеву

«Если мы теперь возьмёмся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии, то можно выделить такие пункты:



1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik).

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными».