Файл: Банки и их роль в современной экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного ЦБР, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом счете, открытом каждому коммер­ческому банку на пассивном балансовом счете № 815 в региональном Главном управлении ЦБР.

Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное управление ЦБР. Перечисление производится с дебета лицевого счета, открытого на активном банковском счете № 816 в коммерческом банке, в кредит лицевого счета, открытого коммерческому банку на балансовом счете № 815 в региональном Главном управлении ЦБР. При этом расчеты осуществляются через корреспондентский счет коммерческого банка, открытый ему в этом управлении.

В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление ЦБР на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым счетам.

В целях укрепления финансового положения коммерческого банка и дисциплины внесения резервируемых средств региональное Главное управление ЦБР может применять к нему экономические меры воздействия в виде взимания штрафа в размере 0,5% от суммы уставного капитала: при нарушении установленных сроков внесения средств; при отсутствии средств у коммерческого банка.

При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера, поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита и соответственно его доход.


В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации.

Помимо вышерассмотренного фонда обязательных резервов ЦБР, до 1994 г. осуществлялось формирование таких централизованных фондов банковской системы республики, как фонд страхования депозитов в коммерческих банках и фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Создание всех этих фондов было направлено на поддержание постоянного устойчивого финансового положения и ликвидности каждого коммерческого банка, защиты интересов его вкладчиков, акционеров (пайщиков), всех кредиторов и клиентов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 г. «О защите сбережений граждан Российской Федерации» Советом директоров ЦБР принято решение о прекращении формирования, фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные средства в фонд страхования депозитов в коммерческих банках передаются в создаваемый федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения в качестве страховых взносов коммерческих банков. Средства, перечисленные в фонд страхования коммерческих банков от банкротств, возвращаются коммерческим банкам.

Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Так, первоначально в 1992 г. ЦБР планировал темпы роста кредитов, предоставляемых им коммерческим банкам. В частности, по состоянию на 1 апреля 1992 г. прирост задолженности по ссудам ЦБР коммерческим банкам не должен превышать 15% по сравнению с началом года, а процентная ставка по этим ссудам увеличивалась с уровня 6-9%, применявшегося в 1991 г., до 20% в 1992 г. Эти меры были призваны ограничивать объем кредитных вложений коммерческих банков в народное хозяйство и соответственно денежную массу в обращении, противодействовать развитию инфляции в экономике. Однако в дальнейшем выдержать такую жесткую рестрикционную политику не удалось.



К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся: операции ЦБР на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБР, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, огра­ничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБР в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБР была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной политикой

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства. правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБР может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБР по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).


Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка России, давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы. осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием, как экономических, так и административных методов управления.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР.

При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;

-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на

кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.


Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что особенностью становления российской банковской системы является инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала. Встроившись в механизм инфляции, банки развивались за счет производственного капитала, вследствие чего большинство предприятий постоянно испытывали недостаток оборотных средств, средств на амортизацию, не говоря уж о новых капитальных вложениях, которые моментально сгорали в пламени инфляции.

В этой связи преодоление сегодняшних проблем видится прежде всего "в подключении банковской системы (банковских капиталов) к процессу производства добавленной стоимости", интеграции воспроизводственных контуров банковского и производственного капиталов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации

2.Закон РСФСР от 2 декабря 1992 г. "О банках и банковской деятельности"

3.Закон "О центральном банке Российской Федерации

4.Федеральный Закон от 22 июня 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

5.Указ президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"

6."Основные направления денежно - кредитной политики на 1998 год"

7.Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 января 1997 г. №5 "Об осуществлении кредитными организациями операций с ценными бумагами на рынке ценных бумаг"

8.Инструкция Банка России №1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" от 1 октября 1997 г.

9.Амбрацумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. - М., 1994

10.ДадашевА. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России. - М., 1997

11.Дробозин Л. А. Финансы, денежное обращение