Файл: Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственнопрямая речь как способы передачи чужой речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс: 8
Предмет: Русский язык
Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи.
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).
Цель: выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать способы передачи чужой речи; создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-
актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»; -
овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь; -
различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью; -
разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи; -
освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-
уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока; -
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -
проговаривать последовательность действий при выполнении задания; -
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; -
оценивать правильность выполнения действий;
Коммуникативные УУД:
-
уметь оформлять свои мысли в устной речи; -
читать и воспринимать задания; -
слушать и понимать речь других; -
сотрудничать с товарищами по группе, в паре;
Познавательные УУД:
-
уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; -
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
Личностные:
-
уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; -
формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.
Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Приёмы: использование парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала; приёмы «Необъявленная тема», «Создай паспорт».
Сценарий урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация к учебной деятельности
Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа в парах, группах вызывала удовлетворение и радость!
– Давайте откроем тетради и запишем число. Обратите внимание: тема урока на доске не записана. (Приём «Необъявленная тема»)
ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
– С определения темы мы и начнём работу на уроке открытия новых знаний. Предлагаю поработать в парах.
– Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).
– Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».
Разновидность общения
1. Составление кластера
Деятельность говорящего
Речь
Язык в действии
Публичное выступление
Построение выказывания
– Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является? Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг.
2. Лексический тренинг
– Прочитайте слова, написанные на доске, постарайтесь запомнить. (Доска закрывается). Запишите в столбик слова по памяти, но в том же порядке. Если вам будет нужна моя помощь, обращайтесь. Записали? Озвучьте. Родная
широкая
мягкая Молодцы!
пассивная
бледная
– Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы.
Родная | Чужая |
широкая | узкая |
мягкая | жесткая |
пассивная | активная |
бледная | яркая |
– Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.
Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…
3. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь»
– Кто же озвучит тему нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты) Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи, точнее о способах её передачи.
4. Запись темы урока «Способы передачи чужой речи» (1-я часть), учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.
5. Литературная разминка (Карточка № 1)
Задание. Вспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие.
1. Правдин | А. Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! |
2. Г-н Простаков | Б. Я отроду ничего не читывал, сестрица! |
3. Г-жа Простакова | В. При твоих глазах мои ничего не видят. |
4. Скотинин | Г. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. |
5. Митрофанушка | Д. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. |
6. Стародум | Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. |
IV. Выявление места и причины затруднения
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
– Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти.
(Учащиеся называют способы, обращаются к учебнику (§67, с.227), учитель помогает в случае затруднения)
1. Работа в группах (Карточка № 2,5-я строка пустая)
Способы передачи чужой речи | Примеры |
1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь) | |
2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения | |
3. Предложения с прямой речью | |
4. Предложения с косвенной речью | |
5. | |
– Давайте заполним вторую колонку примерами. (Карточка № 2 «Примеры») Примеры предложений с разными способами передачи чужой речи напечатаны на отдельных листочках, на обратной стороне двойной скотч)
2. Игра «Лото» (Необходимо найти место для примера - работа в группах)
– Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»). Молодцы!
Предложения для колонки «Примеры»
1. «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша.
2. По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.
3. Меня спросили о моём имени и звании.
4. Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.
Способы передачи чужой речи | Примеры |
1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь) | Меня спросили о моём имени и звании. |
2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения | По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая. |
3. Предложения с прямой речью | «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша. |
4. Предложения с косвенной речью | Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику. |
5. | |
– Вы отлично справились с заданием. Давайте поаплодируем друг другу!
Физкультминутка (упражнения для исправления нарушений осанки)
– Вы обратили внимание, что пятая строка у нас свободна. О чём это говорит? Действительно, есть ещё один способ передачи чужой речи с необычным названием – несобственно-прямая речь! (Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы)
3. Запись 2-й части темы урока –«Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи»,учащимся предлагается озвучить цель, учитель корректирует.
– Итак, что мы знаем о прямой речи? О косвенной? (Ребята отвечают). Спасибо! Для начала совсем неплохо.
– А в чём наша проблема? Да, мы пока ничего не знаем о несобственно-прямой речи?Какие пути решения проблемы вы можете предложить, если учесть, что правила в учебнике нет? (Ребята называют пути решения проблемы. Один из них – приведение примера. Учитель раздаёт каждой группе карточку с примером для пятой строки).
Способы передачи чужой речи | Примеры |
1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи | Меня спросили о моём имени и звании. |
2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения | По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая. |
3. Предложения с прямой речью | «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша. |
4. Предложения с косвенной речью | Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику. |
5.Несобственно-прямая речь | Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии. |