Файл: Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственнопрямая речь как способы передачи чужой речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Класс: 8

Предмет: Русский язык

Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Цель: выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать способы передачи чужой речи; создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»;

  • овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь;

  • различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;

  • разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи;

  • освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;

  • уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

  • оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной речи;

  • читать и воспринимать задания;

  • слушать и понимать речь других;

  • сотрудничать с товарищами по группе, в паре;

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

  • формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).


Приёмы: использование парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала; приёмы «Необъявленная тема», «Создай паспорт».
Сценарий урока

І. Организационный момент

ІІ. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа в парах, группах вызывала удовлетворение и радость!

– Давайте откроем тетради и запишем число. Обратите внимание: тема урока на доске не записана. (Приём «Необъявленная тема»)

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– С определения темы мы и начнём работу на уроке открытия новых знаний. Предлагаю поработать в парах.

– Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

– Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».


Разновидность общения
1. Составление кластера


Деятельность говорящего





Речь



Язык в действии

Публичное выступление



Построение выказывания




– Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является? Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг.

2. Лексический тренинг

– Прочитайте слова, написанные на доске, постарайтесь запомнить. (Доска закрывается). Запишите в столбик слова по памяти, но в том же порядке. Если вам будет нужна моя помощь, обращайтесь. Записали? Озвучьте. Родная

широкая

мягкая Молодцы!

пассивная

бледная

– Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы.

Родная

Чужая

широкая

узкая

мягкая

жесткая

пассивная

активная

бледная

яркая

– Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.

Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…

3. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь»

– Кто же озвучит тему нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты) Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи, точнее о способах её передачи.

4. Запись темы урока «Способы передачи чужой речи» (1-я часть), учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.

5. Литературная разминка (Карточка № 1)

Задание. Вспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие.

1. Правдин

А. Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

2. Г-н Простаков

Б. Я отроду ничего не читывал, сестрица!

3. Г-жа Простакова

В. При твоих глазах мои ничего не видят.

4. Скотинин

Г. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа.

5. Митрофанушка

Д. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

6. Стародум

Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.



IV. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

– Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти.

(Учащиеся называют способы, обращаются к учебнику (§67, с.227), учитель помогает в случае затруднения)

1. Работа в группах (Карточка № 2,5-я строка пустая)

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь)




2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения




3. Предложения с прямой речью




4. Предложения с косвенной речью




5.




– Давайте заполним вторую колонку примерами. (Карточка № 2 «Примеры») Примеры предложений с разными способами передачи чужой речи напечатаны на отдельных листочках, на обратной стороне двойной скотч)

2. Игра «Лото» (Необходимо найти место для примера - работа в группах)

– Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»). Молодцы!

Предложения для колонки «Примеры»

1. «А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

2. По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Меня спросили о моём имени и звании.

4. Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь)

Меня спросили о моём имени и звании.

2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Предложения с прямой речью

«А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

4. Предложения с косвенной речью

Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.






– Вы отлично справились с заданием. Давайте поаплодируем друг другу!

Физкультминутка (упражнения для исправления нарушений осанки)

– Вы обратили внимание, что пятая строка у нас свободна. О чём это говорит? Действительно, есть ещё один способ передачи чужой речи с необычным названием – несобственно-прямая речь! (Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы)

3. Запись 2-й части темы урока «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи»,учащимся предлагается озвучить цель, учитель корректирует.

– Итак, что мы знаем о прямой речи? О косвенной? (Ребята отвечают). Спасибо! Для начала совсем неплохо.

– А в чём наша проблема? Да, мы пока ничего не знаем о несобственно-прямой речи?Какие пути решения проблемы вы можете предложить, если учесть, что правила в учебнике нет? (Ребята называют пути решения проблемы. Один из них – приведение примера. Учитель раздаёт каждой группе карточку с примером для пятой строки).

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

Меня спросили о моём имени и звании.


2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Предложения с прямой речью

«А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

4. Предложения с косвенной речью

Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.Несобственно-прямая речь

Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии.