Файл: Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственнопрямая речь как способы передачи чужой речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


V. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

1. Продуктивный диалог

– Кто узнал цитату? И что связывает её с предыдущими примерами таблицы?

– Как вы думаете, почему этот способ передачи чужой речи получил такое название?

– Какие знаки препинания преобладают в отрывке из «Пиковой Дамы»?

– Для какого стиля речи, судя по всему, характерна несобственно-прямая речь?

VI. Первичное закрепление (разработка алгоритма действий для выбора способа передачи чужой речи с помощью учителя).

Способы передачи чужой речи


Чужая речь, оформленная





как придаточная часть в таком сложноподчинённом предложении, где главной частью являются слова автора

как самостоятельное предложение (или ряд предложений)



От лица автора

От лица автора

От лица того, кто её произносит

От чьего лица передаётся чужая речь?







Несобственно-прямая речь (НПР)

Прямая речь (ПР)

Косвенная речь (КР)

()

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Задание. Опираясь на алгоритм, определить способ передачи чужой речи. Работа в паре. (Карточка № 3)

1) Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

2) Витя взволнованно смотрел на Мишу, державшего в руке книгу. Уж очень хотелось ему прочитать эту книгу! 3) Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2. Проверка работы, оценивание

3. Игра «Шифровальщики»

– Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков: зашифруем предложения. Как? Каждому способу передачи чужой речи мы дадим свой номер:

прямая речь – 1

косвенная речь – 2

несобственно-прямая – 3

Примеры:

  • «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»», – думал я… (Л.Н.Толстой)

  • Я сказал, что не я её кавалер. (Л.Н.Толстой)

  • Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать. (Л.Н.Толстой)

  • «Подать свежих шпицрутенов!» крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. (Л.Н.Толстой)

  • Не прошло трех недель с той поры, как она в первый раз увидела в окошко молодого человека, — и уже она была с ним в переписке, — и он успел вытребовать от нее ночное свидание! Она знала имя его потому только, что некоторые из его писем были им подписаны; никогда с ним не говорила, не слыхала его голоса, никогда о нем не слыхала... до самого сего вечера. Странное дело! (А.С.Пушкин)

  • «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», думал он про полковника. (Л.Н.Толстой)

  • Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. Н она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов). 

– Напомните себе, из какого произведения взята большая часть примеров для игры? (Л.Н.Толстой. «После бала»)

Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки).

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.



– Подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги.

– Стал ли он для вас уроком открытия?Что нового для себя вы сегодня открыли?

– Чему учились на уроке? Что было для вас самым полезным?Что было трудным?

– Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь.

– Урок открытия нового знания хочу завершить словами русского театрального режиссёра, актёра и педагога Константина Сергеевича Станиславского: «День, в который вы не узнали для себя ничего нового, прошел впустую». Надеюсь, наш урок не прошёл впустую!

– Спасибо за работу!

IX. Домашнее задание:

1. Выучить § 66, с.224, § 67, с.227 .

2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» 2-3 примера предложений:

  • с несобственно-прямой речью (учащиеся, имеющий высокий и достаточный уровень учебных достижений);

  • с прямой речью (учащиеся, имеющий средний уровень учебных достижений).


Приложение 1

Лист самооценки

1.

Я знаю, что такое речь




2.

Я знаю, что такое чужая речь




3.

Я знаю способы передачи чужой речи




4.

Я знаю, что такое тематическая речь




5.

Я умею находить предложения с прямой речью




6.

Я знаю структуру предложений с прямой речью




7.


Я знаю, какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью




8.

Я понимаю, что такое предложения с косвенной речью




9.

Я понимаю, что такое несобственно-прямая речь




10.

Я могу объяснить, что такое несобственно-прямая речь