Файл: Сущность государственного управления и исполнительной власти. Соотношение понятий исполнительная власть и государственное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) осуществляет систематический контроль за иx исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Правительство РФ принимает также акты, не имеющие правового характера.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;


б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

в) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

д) реализация права законодательной инициативы.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных вопросов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума. Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения — департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются постоянно действующими совещательными органами.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.



Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

26. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации (Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ)

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.


Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ (Президент или Председатель Правительства) одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (лицо не моложе 35 лет и не старше 65). Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ:

1) указы (постановления) – они носят нормативный характер;

2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;


4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

К настоящему времени в разных регионах России сложились разные варианты организации публичных органов власти в соответствии с приоритетами и традициями, поддерживаемыми субъектом РФ

27. Понятие и виды обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ

Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан - заявлениях и особенно жалобах - и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Итак, обращения граждан - устное и письменное, индивидуальное и коллективное - имеют формы заявления, предложения и жалобы.

Заявление - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

Предложение - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.