Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Доноведение для обучающихся 10 классов уровень общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением английского языка





УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ № 9 с углубленным

изучением английского языка

от «__» __.2022 г. № _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Доноведение»

для обучающихся 10 классов

уровень: общее образование

на 2022/2023 учебный год

Учитель: Иванченко Екатерина Александровна

г. Таганрог

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Доноведение» ориентирована на учащихся 10 классов и разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2010 № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12. 2014 г. № 1643)

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08 апреля 2015 г. № 1/15).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса «Доноведение». Мир, окружающий обучающегося постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования». Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:


Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед обучающимся раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающегося. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у обучающихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.



Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Формы занятий:

  1. Организация экскурсий в краеведческий (исторический) музей своего города с целью ознакомления с основными событиями истории города; в парк (на луг) с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира донского края.

  2. Исследовательская, проектная деятельность.

  3. Проведение тематических встреч, бесед, диспутов.

  4. Организация праздничных мероприятий.


ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

-представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;

-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

-ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

-представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов);

-представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

-первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий



Регулятивные.

Обучающийся научится:

-- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца;
Познавательные.

Обучающийся научится:

-- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств;

- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера;
Коммуникативные.

Обучающийся научится:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.

- Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями




Планируемые результаты:

Предметные

Выпускник научится

Ученик (выпускник) получит

возможность научиться

иметь представление:

- о связях между живой и неживой природой родного края;

- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

- об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;

- об истории родного края;

знать:

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;

- государственную символику Ростовской области, своего района;

- важнейшие события в истории родного края;

- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;



- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);

- различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3- 4 названия каждого вида);

- приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»

№ п/п

Наименование разделов (тем)

Всего часов

Из них

Теория

Практикум: проекты, исследования, экскурсии



Я и окружающий мир

Донской край – мой край!

Что ты знаешь о роде своём?

3

1

2



Яркие страницы истории земли Донской

На казачьем Кругу

Донской казак хват, силой, удалью богат

Ермак Могучий

Степан Разин

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

Таганрог – первый порт России

Крепость Димитрия Ростовского

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

Вместе с Суворовым

Платов Матвей Иванович

Новочеркасск - столица казачьего Дона

Бакланов Яков Петрович

За землю и за волю

Дон в годы строительства новой жизни

Дон в годы Великой Отечественной войны

День освобождения родного города

Мирное время на Донской земле.

Волгодонск – город молодости


19

15

4



Человек и природа

Дом, в котором мы живём

Экологические проблемы воздуха, воды, почв в родном крае.

Охрана полезных ископаемых родного края.

Экологическое равновесие в природе.

Охранять природу – значит охранять Родину.

5

3

2



Жизнь на Дону

Троица

Спасы

Я – гражданин Ростовской области


3

1

2




Итого

30 ч

20 ч

10 ч


Место курса «Доноведение» в учебном плане

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1


I четверть - 8 час