Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Доноведение для обучающихся 10 классов уровень общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
с углубленным изучением английского языка
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка от «__» __.2022 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Доноведение»
для обучающихся 10 классов
уровень: общее образование
на 2022/2023 учебный год
Учитель: Иванченко Екатерина Александровна
г. Таганрог
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Доноведение» ориентирована на учащихся 10 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2010 № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12. 2014 г. № 1643)
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса «Доноведение». Мир, окружающий обучающегося постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования». Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед обучающимся раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающегося. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у обучающихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Формы занятий:
-
Организация экскурсий в краеведческий (исторический) музей своего города с целью ознакомления с основными событиями истории города; в парк (на луг) с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира донского края. -
Исследовательская, проектная деятельность. -
Проведение тематических встреч, бесед, диспутов. -
Организация праздничных мероприятий.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»
Планируемые результаты: | |
Личностные | Метапредметные |
У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к школе и учебной деятельности; -представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); -представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу; -умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; -ценностные представления о своей семье и своей малой родине; -представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов); -представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным; -первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; -бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий | Регулятивные. Обучающийся научится: -- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца; Познавательные. Обучающийся научится: -- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; - использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера; Коммуникативные. Обучающийся научится: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. - Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями |
Планируемые результаты: | |
Предметные | |
Выпускник научится | Ученик (выпускник) получит возможность научиться |
иметь представление: - о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле; - об истории родного края; знать: - объекты неживой и живой природы Ростовской области; - особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; - водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве; - полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; - правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области; - государственную символику Ростовской области, своего района; - важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех); - родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; | - различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида); - различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3- 4 названия каждого вида); - приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края; - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); - описывать наиболее важные события истории родного края; - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); - показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; - использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; - пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Всего часов | Из них | |
Теория | Практикум: проекты, исследования, экскурсии | |||
| Я и окружающий мир Донской край – мой край! Что ты знаешь о роде своём? | 3 | 1 | 2 |
| Яркие страницы истории земли Донской На казачьем Кругу Донской казак хват, силой, удалью богат Ермак Могучий Степан Разин Роль Петра 1 в истории России и родного края. Таганрог – первый порт России Крепость Димитрия Ростовского Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания Вместе с Суворовым Платов Матвей Иванович Новочеркасск - столица казачьего Дона Бакланов Яков Петрович За землю и за волю Дон в годы строительства новой жизни Дон в годы Великой Отечественной войны День освобождения родного города Мирное время на Донской земле. Волгодонск – город молодости | 19 | 15 | 4 |
| Человек и природа Дом, в котором мы живём Экологические проблемы воздуха, воды, почв в родном крае. Охрана полезных ископаемых родного края. Экологическое равновесие в природе. Охранять природу – значит охранять Родину. | 5 | 3 | 2 |
| Жизнь на Дону Троица Спасы Я – гражданин Ростовской области | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 30 ч | 20 ч | 10 ч |
Место курса «Доноведение» в учебном плане
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1
I четверть - 8 час