ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Можаева Татьяна Геннадьевна.
Карточки по литературе. 5 класс.
Карточки по литературе составлены в соответствии со школьной программой и учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» 1 часть, авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Карточки содержат вопросы, направленные на проверку и закрепление знаний по теории литературы. Также данный дидактический материал поможет обучающимся научиться определять лексическое значение слов, позволит проверить знание текстов изученных произведений.
1.Кто такой Перун?
2.Определите жанр: Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
3.Выбери жанры древнерусской литературы: сказание, сказка, поучение, житие, закличка.
4.О ком Карамзин писал: «Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства»?
5.Запиши название и автора басни, в которой есть строки: « А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
Карточка 2.
-
Что такое кушак? -
К какому роду относятся повесть, роман, рассказ? -
Что это? Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. -
Определи вид рифмы: Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя…
5.Определи жанр: Вся семья вместе, так и душа на месте.
Карточка 3.
1.Кто такой Коперник?
2.Назови эпические жанры.
3.Великий русский писатель, родившийся в семье украинского помещика в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Запиши имя, фамилию, отчество писателя.
4.Кто автор? Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
5.Что это? Изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим.
Карточка 4.
1.Кто такой шорник?
2.К какому жанру относится произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
3.Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки Назовите автора и название произведения.
Ползли гурьбою бурлаки…
4.Подбери сравнение к слову: цветы пестреют, словно…
5.Собери четверостишие: над рекой широкой, сонный лес стоит, в тишине глубокой, сумраком
покрыт.
Карточка 5.
1.Что такое аул?
2.Главная мысль произведения- это…
3.Подбери эпитет к слову «земля».
4.«И живёт до сих пор…бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен.». Как зовут героя? Назови произведение и его автора.
5.Какой из жанров буквально переводится как «танцевальная песня»?
Карточка 6.
1.Кто такой пророк?
2.Продолжи ряд фольклорных жанров: загадка, пословица, сказка…
3.Определи вид рифмы: Месяц плывёт
И тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идёт.
4.Подбери эпитет к слову «Россия».
-
«В светлой горнице; кругом Чья это горница? Назови произведение и автора.
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.»
Карточка 7.
1.Что такое целковый?
2.Как называется рифма, при которой рифмуются первая и четвёртая строки?
3.Подбери сравнение к слову «вода».
4.Соедини заглавия произведений и их авторов:
1)Н.В. Гоголь а) «Кавказский пленник»
2)И.А. Крылов б) «Заколдованное место»
3)Л.Н. Толстой в) «Квартет»
5.Определи жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок».
Карточка 8.
1.Что такое люлька?
2.Определи троп в строке: Но когда заря смеётся…
3.Определи жанр: Что за чудо-красота!
Расписные ворота.
Показались на пути?..
В них ни въехать, ни войти…
4.Соедини заглавия произведений и их героев:
1)Людмила, Пересвета, Мирослава а) «Кавказский пленник»
2)Курятин б) «Хирургия»
3)Абдул-Мурат в) «Три пояса»
5.Перечисли литературные роды.
Карточка 9.
1.Что такое лукоморье?
2.Определи троп: А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
3.Что это? Созвучие окончаний стихотворных строк.
4.Назови героиню: «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, с антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости». Укажи название и автора произведения.
5.К какому жанру относится произведение 4 вопроса?
Карточка 10.
1.Что такое кафтан?
2.Подбери эпитет к слову «ночь».
3.Определи вид рифмы: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.
4.Что это? Цепь событий, происходящих в произведении.
5.Назови произведение и его автора: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи? Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, расширился ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…»
Карточка 11.
1.Кто такой бобыль?
2.Определи троп: Красною кистью рябина зажглась.
3.Какой это жанр? Небольшое повествовательное произведение, обьединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
4.К какому роду литературы относится произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
5.Кто эта героиня: «Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…» Назови произведение и автора.
Карточка 12.
1.Кто такие басурманы?
2.Определи жанр: Уж ты, котичка-коток,
Котик-серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать…
3.Определи троп: Плачет где-то иволга…
4.Какое историческое событие отображено в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»?
5.Как называется эта часть сказки: В тредевятом царстве, в тридесятом государстве…?
Карточка 13.
1.Кто такая Лада?
2.Определи вид рифмы: Со вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролётный сентября!
3.К какому тропу относится подчёркнутое во 2 задании слово?
4.Назови героя: «Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу. Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман…конопляного зёрнышка в нём не было!» Назови произведение и его автора.
5.К какому жанру относится произведение из 4 вопроса?
Карточка 14.
1.Что такое сеча?
2.Подбери эпитет к слову «рябина».
3.Определи вид рифмы: Я помню день, когда впервые-
На третьем от роду году-
Услышал трубы полковые
В осеннем городском саду.
4.За какое стихотворение Лермонтов был сослан на Кавказ?
5.К какому жанру относится произведение «Царевна-лягушка»?
Карточка 15.
1.Что такое котомка?
2.Определи вид рифмы: Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
3.Подбери сравнение к слову «месяц».
4.Запиши название и автора произведения: Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах…
5.Определи жанр произведения из 4 вопроса.