Файл: Учебникомхрестоматией Литература 5 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Можаева Татьяна Геннадьевна.

Карточки по литературе. 5 класс.

Карточки по литературе составлены в соответствии со школьной программой и учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» 1 часть, авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Карточки содержат вопросы, направленные на проверку и закрепление знаний по теории литературы. Также данный дидактический материал поможет обучающимся научиться определять лексическое значение слов, позволит проверить знание текстов изученных произведений.
1.Кто такой Перун?

2.Определите жанр: Сшит колпак, вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

Надо колпак переколпаковать,

Да перевыколпаковать.

3.Выбери жанры древнерусской литературы: сказание, сказка, поучение, житие, закличка.

4.О ком Карамзин писал: «Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства»?

5.Запиши название и автора басни, в которой есть строки: « А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
Карточка 2.

  1. Что такое кушак?

  2. К какому роду относятся повесть, роман, рассказ?

  3. Что это? Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

  4. Определи вид рифмы: Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, моё дитя;

Жизнь твоя пройдёт шутя…

5.Определи жанр: Вся семья вместе, так и душа на месте.
Карточка 3.

1.Кто такой Коперник?

2.Назови эпические жанры.

3.Великий русский писатель, родившийся в семье украинского помещика в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Запиши имя, фамилию, отчество писателя.

4.Кто автор? Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

5.Что это? Изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим.
Карточка 4.

1.Кто такой шорник?

2.К какому жанру относится произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

3.Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки Назовите автора и название произведения.

Ползли гурьбою бурлаки…

4.Подбери сравнение к слову: цветы пестреют, словно…

5.Собери четверостишие: над рекой широкой, сонный лес стоит, в тишине глубокой, сумраком


покрыт.
Карточка 5.

1.Что такое аул?

2.Главная мысль произведения- это…

3.Подбери эпитет к слову «земля».

4.«И живёт до сих пор…бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен.». Как зовут героя? Назови произведение и его автора.

5.Какой из жанров буквально переводится как «танцевальная песня»?

Карточка 6.

1.Кто такой пророк?

2.Продолжи ряд фольклорных жанров: загадка, пословица, сказка…

3.Определи вид рифмы: Месяц плывёт

И тих и спокоен,

А юноша воин

На битву идёт.

4.Подбери эпитет к слову «Россия».

  1. «В светлой горнице; кругом Чья это горница? Назови произведение и автора.

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.»
Карточка 7.

1.Что такое целковый?

2.Как называется рифма, при которой рифмуются первая и четвёртая строки?

3.Подбери сравнение к слову «вода».

4.Соедини заглавия произведений и их авторов:

1)Н.В. Гоголь а) «Кавказский пленник»

2)И.А. Крылов б) «Заколдованное место»

3)Л.Н. Толстой в) «Квартет»

5.Определи жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок».
Карточка 8.

1.Что такое люлька?

2.Определи троп в строке: Но когда заря смеётся…

3.Определи жанр: Что за чудо-красота!

Расписные ворота.

Показались на пути?..

В них ни въехать, ни войти…

4.Соедини заглавия произведений и их героев:

1)Людмила, Пересвета, Мирослава а) «Кавказский пленник»

2)Курятин б) «Хирургия»

3)Абдул-Мурат в) «Три пояса»

5.Перечисли литературные роды.
Карточка 9.

1.Что такое лукоморье?

2.Определи троп: А как речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

3.Что это? Созвучие окончаний стихотворных строк.

4.Назови героиню: «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, с антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости». Укажи название и автора произведения.

5.К какому жанру относится произведение 4 вопроса?
Карточка 10.

1.Что такое кафтан?

2.Подбери эпитет к слову «ночь».



3.Определи вид рифмы: За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

4.Что это? Цепь событий, происходящих в произведении.

5.Назови произведение и его автора: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи? Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, расширился ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…»

Карточка 11.

1.Кто такой бобыль?

2.Определи троп: Красною кистью рябина зажглась.

3.Какой это жанр? Небольшое повествовательное произведение, обьединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

4.К какому роду литературы относится произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

5.Кто эта героиня: «Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…» Назови произведение и автора.
Карточка 12.

1.Кто такие басурманы?

2.Определи жанр: Уж ты, котичка-коток,

Котик-серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать…

3.Определи троп: Плачет где-то иволга…

4.Какое историческое событие отображено в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»?

5.Как называется эта часть сказки: В тредевятом царстве, в тридесятом государстве…?

Карточка 13.

1.Кто такая Лада?

2.Определи вид рифмы: Со вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролётный сентября!

3.К какому тропу относится подчёркнутое во 2 задании слово?

4.Назови героя: «Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу. Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман…конопляного зёрнышка в нём не было!» Назови произведение и его автора.

5.К какому жанру относится произведение из 4 вопроса?

Карточка 14.

1.Что такое сеча?

2.Подбери эпитет к слову «рябина».

3.Определи вид рифмы: Я помню день, когда впервые-

На третьем от роду году-

Услышал трубы полковые

В осеннем городском саду.

4.За какое стихотворение Лермонтов был сослан на Кавказ?

5.К какому жанру относится произведение «Царевна-лягушка»?
Карточка 15.

1.Что такое котомка?


2.Определи вид рифмы: Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

3.Подбери сравнение к слову «месяц».

4.Запиши название и автора произведения: Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретён

Духу не было в домах…

5.Определи жанр произведения из 4 вопроса.