Файл: 11 Претензии и иски по перевозкам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 Претензии и иски по перевозкам

Вопросы и задания для самоконтроля


1. Какие требования предъявляются к претензионному порядку?


2. Каковы сроки предъявления претензии?


3. Какие требования предъявляются к оформлению претензии?


4. Какова структура и реквизиты претензии?


5. Какие данные содержит текст претензии?


6. Какие документы могут быть приложены к претензии?


7. Каким требованиям должны отвечать прилагаемые к претензии документы?


8. Каковы срок рассмотрения претензии и виды принимаемых реше­ний?


9. Каков порядок уведомления о результатах рассмотрения претен­зии?

10. Составьте претензию грузоотправителя к перевозчику в связи с несохранностью груза (данные произвольные).
11.1 Понятие претензионно-искового порядка разрешения споров при перевозках
При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК).

Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск.

Установленный претензионный порядок дает шанс сторонам, используя упрощенную процедуру, решить между собой спор по существу без обращения в судебные инстанции. Егосуть состоит в принятии сторонами исчерпывающих мер к урегулированию возникших разногласий.

Для договорных отношений между перевозчиком и пас­сажиром обязательный претензионный порядок разрешения споров ГК не предусмотрен. В транспортных законах он реша­ется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 161 КВВТ до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира обя­зательным является предъявление претензии к перевозчику. УЖТ (ст. 121) и УАТГНЭТ (ч. 1 ст. 39) закрепляют право пасса­жира на предъявление претензии перевозчику, нарушившему обязательства. ВК предусмотрено право пассажира предъяв­лять перевозчику не претензию, а заявление, хотя по смыслу оно выполняет роль претензии (п. 1 ст. 125). Не урегулирован претензионный порядок предъявления пассажиром требова­ний к перевозчику в КТМ.


Для перевозчика обязательный претензионный порядок предъявления требований к грузоотправителю, грузополу­чателю, пассажиру не установлен. Поэтому он вправе сразу предъявлять иски к указанным лицам при нарушении ими обязательств.

Юридическое значение претензионного порядка заключа­ется прежде всего в том, что он является необходимой пред­посылкой реализации права на предъявление иска. При несо­блюдении претензионного порядка заявленное исковое требо­вание судом к рассмотрению не принимается. Следовательно, если претензия не была заявлена, сторона не вправе предъ­явить исковое требование к перевозчику.

Претензия представляет собой обращенное к перевозчику письменное требование о возмещении убытков в связи с неис­полнением или ненадлежащим исполнением им обязатель­ства по перевозке.

Законодатель установил обязательные требования к пре­тензионному порядку. К ним относятся:

• предъявление претензии надлежащим заявителем к над­лежащему ответчику;

• соблюдение сроков предъявления претензии;

• надлежащее оформление претензии с приложением необходимых документов;

• соблюдение срока и установленного порядка дачи ответа на претензию.

Перечисленные требования распространяются на претен­зионный порядок как при перевозках грузов, так и при пере­возках пассажиров.

11.2. Претензионный порядок разрешения споров при перевозках грузов

Рассматривая требование о предъявлении претензии надле­жащим заявителем, следует исходить из общего положения, в соответствии с которым право на предъявление претензий принадлежит грузоотправителю и грузополучателю. Вместе с тем нельзя не учитывать того обстоятельства, что транс­портные уставы и кодексы неодинаково подходят к решению вопроса, в каких случаях этим правом пользуется грузоотпра­витель, а в каких грузополучатель.

Так, КВ ВТ (ст. 162) установлено, что право на предъявле­ние претензии имеют:

— в случае несоблюдения сроков доставки груза — грузо­получатель;

— в случае утраты груза — грузополучатель, грузоотпра­витель;

— в случае недостачи или повреждения груза — грузопо­лучатель;

— в случае уплаты провозной платы и иных платежей в раз­мере выше установленного — грузоотправитель, грузо­получатель.

По ВК, в случаях утраты груза, его недостачи или поврежде­ния, а также просрочки доставки право на предъявление пре­тензии к перевозчику реализует грузополучатель (ст. 125).



В соответствии с УЖТ право на предъявление претензии, независимо от характера нарушения обязательств, имеет как грузоотправитель, так и грузополучатель. Кроме того, в соот­ветствии с ч. 4 ст. 120 УЖТ такое право предоставляется стра­ховщику, который выплатил страховое возмещение грузоот­правителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим испол­нением перевозчиком обязательств по перевозке. Аналогично этот вопрос урегулирован УАТГНЭТ (ч. 3 ст. 39).

КТМ не конкретизирует вопрос о том, кто вправе предъ­явить претензию перевозчику. Но он регулирует передачу права на предъявление претензий и исков. В ст. 404 ука­зывается, что передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допуска­ется, за исключением случаев передачи такого права отпра­вителем получателю или наоборот, а также отравителем или получателем экспедитору либо страховщику. При этом пере­дача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перево­зочном документе.

Претензия должна быть направлена заявителем надле­жащему лицу. Транспортные законы указывают, что таким лицом является перевозчик. Однако они по-разному регули­руют вопрос о месте предъявления ему претензии. КВВТ уста­навливает, что претензия предъявляется перевозчику по месту его нахождения (и. 2 ст. 161). В ВК этот вопрос решается по-другому. В соответствии с п. 4 ст. 124 претензия предъяв­ляется в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. УЖТ и КТМ не уточняют место предъявления претензии. Также решается этот вопрос и в УАТГНЭТ, но это единственный транспортный закон, назы­вающий в качестве лица, которому предъявляется претензия, кроме перевозчика также фрахтовщика при нарушении им обязанностей по договору фрахтования.

Большое значение имеет также соблюдение сроков предъ­явления претензии. Транспортные законы устанавливают разные сроки их предъявления. УЖТ закреплено положе­ние, согласно которому претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и пеней в течение 45 дней. Порядок их исчисле­ния следующий. В отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза срок исчисляется со дня его выдачи; за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окон­чания срока его доставки; за просрочку доставки — со дня выдачи груза. В иных случаях срок предъявления претензии исчисляется со дня наступления событий, послуживших осно­ванием для ее предъявления.


ВК установлен шестимесячный срок предъявления претен­зии, который исчисляется в отношении недостачи или повреж­дения и просрочки доставки со дня, следующего за днем выдачи, а в случае утраты груза — через 10 дней по истече­нии срока доставки. В остальных случаях возмещения вреда претензионный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

При этом в соответствии с УЖТ и ВК перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установ­ленных сроков, если признает уважительной причину пропу­ска срока предъявления претензии (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Эта норма транспортных законов указывает на пресекатель­ный характер сроков предъявления претензии.

Вместе с тем арбитражные суды ориентированы на приня­тие исковых заявлений при нарушении сроков предъявления претензий. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что «предъявление грузоотправителем, гру­зополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава, при условии соблюде­ния установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если при рассмо­трении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава сро­ков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации... вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора» (п. 42).

Таким образом, в соответствии с разъяснениями высшей судебной инстанции нарушение грузоотправителем, грузо­получателем закрепленных УЖТ претензионных сроков при соблюдении установленного порядка предъявления претен­зий не отменяет их права на исковое заявление, а влечет лишь то негативное последствие, что на них могут быть отнесены судебные расходы.

Следует отметить, что такая проблема не возникает при морских, внутренних водных и автомобильных перевозках. КТМ, КВВТ, УАТГНЭТ не выделяется специальный претензи­онный срок. В них закреплено положение, согласно которому претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давно­сти. ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определенного транспортными уставами и кодексами.


Правовые последствия нарушения этого срока определя­ются АПК. В соответствии с ч. 2 ст. 115 АПК нарушение срока исковой давности влечет возврат истцу материалов без рас­смотрения.

Достаточно конкретны закрепленные в правилах перевозок грузов, правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов для личных, бытовых нужд требования о над­лежащем оформлении претензии и приложении к ней необхо­димых документов. Претензия должна содержать следующие основные данные: наименование перевозчика, наименование предприятия (организации), заявляющего претензию, изло­жение обстоятельств, явившихся основанием для претензии, сумма претензии по каждому виду требований и ее расчет, формулировка претензии, банк, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер счета, перечень докумен­тов, приложенных к претензии, дата составления претензии и подпись.

Количество документов, прилагаемых к претензии, зави­сит от того, в связи с каким нарушением обязательств заявлена претензия. Типовой набор прилагаемых документов включает: транспортную накладную, квитанцию о приеме груза, коммер­ческий акт (акт общей формы), справку об отправке груза, документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза.

Важная роль в подтверждении фактов повреждения, порчи груза, обнаружения груза без документов, несоответствия груза в натуре его наименованию в транспортном документе отводится коммерческому акту. Без этого документа в указан­ных случаях невозможно заявление претензии. Кроме того, коммерческий акт служит основанием для розыска груза, рас­следования причин порчи, повреждения грузов, а также для организации мероприятий по недопущению их повреждения впредь.

В этом документе содержатся точное и подробное описа­ние состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обна­ружена их несохранность, данные о том, правильно ли погру­жены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах (ст. 119 УЖТ) и заполняется без помарок и исправлений. Этот доку­мент подписывает грузополучатель, если он участвовал в про­верке грузов, и перевозчик.