Файл: Литература Мистическое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Ершова Саратовской области имени Героя Советского Союза Спирина В.Р»

Индивидуальный итоговый проект

Предмет: литература
«Мистическое» в произведении как основной элемент идиостиля Н.В. Гоголя.
Выполнила:

Кузнецова Екатерина,

обучающаяся 10 класса
Руководитель:

Р.А.Морковина,

учитель русского языка

и литературы

г. Ершов – 2022 г.

Содержание
I. Введение………………………………………………………..3стр.

Актуальность

Цель

Задачи

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

II. Основная часть…………………………………………………5стр.

1. Теория

2. Практика

3. Анкетирование………………………………………………….13стр.

4. Продукт проекта………………………………………………..14стр.

III. Заключение…………………………………………………….14стр.

Список литературы………………………………………………..15стр.

Приложение………………………………………………………..20стр.

I.Введение
«С Гоголя водворился в России совершенно

новый язык; он нам безгранично нравился

своей простотой, силой, меткостью,

поразительной бойкостью и близостью к натуре.»

В.В.Стасов(русский историк).
На мой взгляд, Николай Васильевич Гоголь –один из самых таинственных и загадочных писателей русской литературы. Человек православный, верующий, он был не чужд мистики и верил, что чёрт водит за собой людей, заставляя их делать грешные поступки и всякие злодеяния. Во многих произведениях Н.В. Гоголя можно увидеть, как в мир людей проникают злобные сущности: ведьмы, чёрты, колдуны. Все они приходят из иного мира и портят людям жизнь, ища выгоду лишь для себя, и насмехаются над их бедами. Если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что злых существ в произведениях Гоголя оказывается больше, чем добрых. Возможно, именно такое распределение «добра и зла» негативно отразилось на отношении людей к загадочному миру, мистике и если с этим взаимодействовать человеку, то это может привести его к непредсказуемым последствиям.

Чтобы понять сущность мистического идиостиля в творчестве Н.В Гоголя, я проследила саму связь с народным творчеством, объективной реальностью, которая окружала писателя, выявила из рассматриваемого произведения.

Актуальность
выбранной темы определена тем, что каждый автор в процессе творчества разрабатывает свой идиостиль – авторский стиль. Я считаю, что данная тема в современном мире очень востребована, потому что во многом помогает раскрыть содержание и саму суть художественного текста автора. «Мистическая» тема в произведениях Н.В. Гоголя является основой не только его творчества, но и жизни писателя.

Цель: исследовать мистические мотивы в произведении Гоголя, понять их сущность и как они повлияли на жизнь автора.Повысить интерес одноклассников к чтению художественной литературы.

Задачи исследования:

-выявитьидиостиль писателя;

-изучить «мистическое» в произведениях писателя;

-выявить особенности мистических персонажей в произведении «Вий»;

-выявить, как болезнь повлияла на жизнь автора.

Объект исследования: произведение Н.В. Гоголя повесть «Вий».

Предмет исследования: само «мистическое» в произведении Н.В Гоголя.

Гипотеза. Рост интереса к чтению мистических произведений Гоголя и художественных произведений у одноклассников. Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку за счет использования произведения.

II. Основная часть
Теория

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражаетзаконченнуюмысль.Может быть простымилисложным.

Тритипапредложенийпоцеливысказывания:

  • повествовательное

  • вопросительное

  • побудительное

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены посмыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть однаграмматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две илиболееграмматическихоснов.

Простоепредложение

Предложение является простым — у которого всего одна грамматическаяоснова.Например: В человека . (А.Чехов)

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятсяна:

Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.Односоставныеконструкции делятся на:

Определённо-личные предложения

— это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола вформе1 или2 лица,илиглаголомвповелительномнаклонении.

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лицамножественногочисла внастоящемилибудущемвремени,или

множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено —действиесовершаетсякем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственногочисла или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем временлибо в форме 2 лица единственного или множественного числаповелительногонаклонения.

Безличные предложения — это односоставные предложения с главнымчленом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числанастоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшеговремени.

Примерыодносоставныхпредложений:

Лето!

Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).Еговзялинадолжность(неопределенно-личное).

Стало моросить(безличное).Примерыдвусоставныхпредложений:

Я пришла поздно с учебы.Выстрелилфейерверк.

Оченьстраннаяисторияпроизошласомнойсегодняутром.

  1. Второстепенныечленыпредложения:

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет,накоторыйнаправленодействие илиорудие этогодействия.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой,чей.

Обстоятельствообозначаетпризнакдействияилидругогопризнака.

Видыпростыхпредложенийпоналичию второстепенныхчленов:

Есливпредложенииесть хотябыодинвторостепенныйчлен,ононазывается

распространенным.

Если в предложении второстепенных членов нет, а есть толькограмматическаяоснова,оносчитаетсянераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простыепредложения можноразделить наполныеинеполные.

Характеристикиполныхпредложений:

Есливпредложенииестьвсенеобходимыедляпониманиякомпоненты.

Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться кдругимпредложениям.


Примерыполныхпредложений:

Я не боюсь привидений.Онанехочетвшколу.

Характеристикинеполныхпредложений:

Еслидляпониманияпредложениянехватаеткомпонентов.

Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседнимпредложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные иливторостепенныечлены.

Примерынеполныхпредложений:

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст егоупотребления).

Тызакончил?
Мне стало интересно: кто из ученых-лингвистов занимвлся предложениями. ?????


Что же такое идиостиль?

Идиостиль— это индивидуальный авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики.

Первые исследования идиостиля связаны с именами Ю. Н. Тынянова, Ю. Н. Караулова и В. В. Виноградова, которые в середине XX века занимались изучением языковой личности.

На сегодня - это быстро развивающееся направление науки, исследования которого вызывают интерес у ученых-специалистов и у простых читателей.

Также понятие идиостиля тесно связано с понятием концепта, поскольку, анализируя стиль писателя, автор обращает внимание на ключевые понятия, которые встречаются в его текстах.

Говоря о стиле Н.В. Гоголя(приложение фото 1), можно отметить, что его творчество оказало влияние на развитие русского литературно-художественного языка. Стиль разговорно-бытовой речибыл освобожден от условных стеснений и литературных штампов.То есть появился новый язык, который отличался своей простотой и близостью к природе.Одной из характерных черт стиля Гоголя была способность умело смешивать русскую и украинскую речь, высокий стиль и жаргон, канцелярский, помещичий, охотничий, лакейский, картежный, мещанский, язык кухонных рабочих и ремесленников, вкрапляя архаизмы и неологизмы в речь, как действующих лиц, так и в авторскую речь.

«Мистика» в произведениях Гоголя играет важную роль не просто так, а потому что «мистическое» окружало его и в жизни. Из книги Зинаиды Агеевы под названием «Душевная болезнь Гоголя»(приложение фото 2) я прочла примерпервых признаков душевного расстройства с мистическим уклоном в виде детских страхов, которые были замечены в 5-летнем возрасте у писателя в 1814 году. Тогда он увидел в глазах кошки что-то недоброе и ему показалось, что она надвигается на него. Сильно испугавшись этого, решил её утопить в пруду. Когда он пришел в себя, то понял, что натворил и его мучила совесть. Кроме того, у него было еще немало странностей, но как выражался сам о себе Гоголь в одном из писем:
«Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен быть странен во многом.»

Практика

В своей работе я рассмотрела мистические мотивы на примере повести «Вий»(приложение фото3).

Особенность повести «Вий» заключается в том, что это погружение во внутренний мир человека, грешная душа, населенная дьяволами и спасение которой возможно лишь путем исправления пороков через молитвы, приближающие человека к Богу. Сама повесть была опубликована в сборнике «Миргород» 1835 года. Её считают одну из самых мистических и страшных среди остальных. Название повести – это имя славянского демонического существа мужского пола, с которым и связан сюжет. Оно было придумано Гоголем в результатесоединения имени властителя преисподней вукраинской мифологии «железного Ния» иукраинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко.

В примечании к «Вию» Гоголь указывает,что «вся эта повесть есть народноепредание» и что он его передал именно так, как слышал,почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одного произведения фольклора или сюжет, который точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.

Несмотря на то, что в произведении присутствует много мистики и фантастики, автор в своём повествовании переходит на бытовой уровень. Николай Васильевич показывает реальную картину, где люди из духовной семинарии полны грешной душой, так как они устраивают драки, пьют и курят. Тем самым они нарушают заповеди Бога и за это должны понести наказание. Возможно, такое наказание как в повести всего лишь является гоголевским вымыслом, а в реальности такому не быть, но тут каждый размышляет по-своему. Я считаю, что кара небесная всё же существует. Писатель показывает в своем произведении, что души этих людей полностью черны, поэтому такому концу как в повести быть.

Основной мотив гоголевской повести - это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим.Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут. Уже само желание дочери сотника настораживает самогоХому, он чувствует что-то недоброе и сначала отказывается, но, несмотря на свой страх, он помышляет о корысти:

«…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»