ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью – две параллели.
На третью ночь прослеживается психологическое состояние героя, которое подвергается искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь, дабы набраться смелости на не свежую голову.
Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, так и не услышав петушиный крик. Гоголь перед созданием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла бы встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают.
Также как оказалось, в Украине ведьмой называли ту женщину, которая свою душу чёрту продала. По описанию она красива и молода, но например, у русского народа, выглядит как старуха. Такой её и видел Хома при первой их встрече. Когда три бурсака – богослов Халява, сам философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себекак раз таки старуха и разместила отдельно.
Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома приступает к своему первому ночному дежурству возле гроба с телом панночки:
«Её тело было живо и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови. Она приподняла голову…встала и идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь. Она шла к нему, но не смогла переступить черту круга, который нарисовал Хома».
Теперь хочу рассказать о героях повести.
Одним из главных героев повести является ХомаБрут(приложение фото4)– он семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, неверующий, считающий: «Чему быть, тому не миновать».
И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят его из привычного равновесия. Брут не был готов к борьбе, так как ни во что не верил. Ещё до встречи с панночкой его душа наполнялась пороками. Вместо того чтобы стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и потребляет горилку, а также постоянно произносит ругательства. Конечно, можно заметить, что в какой-то момент богослов не совсем отвернулся от веры, ведь он начал читать молитвы при первой встрече с ведьмой, но даже и таков урок не пошёл ему на пользу. Когда вера была ему крайне необходима, Хома начинал мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь к Богу за помощью, а лишь чертя языческий круг. В итоге это не привело его к хорошему концу, и он умер.
Панночка(приложение фото5) – дочь пана. Являлась в образе старушки и девушки, но все в округе знали, что она была ведьмой, которая уже многих хуторян довела до смерти. По её вине сгорел псарь, умерла мать ребёнка, из которого ведьма выпила кровь. И неизвестно, сколько бы еще погубила жизней ведьма, если бы Хома не остановил её, пусть даже и ценой собственной жизни.Интересен образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота:
«Глаза светлые, сверкающие, вторгающиеся в душу. Она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытые глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности».
Ещё одно главное действующее лицо – это мифический персонаж, чудовище Вий(приложение фото6). Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землёй, с огромными веками, которые сам поднять не может. Также древнее существо не в состоянии самостоятельно передвигаться и его тащат вурдалаки. Его способность – этоубивать лишь одним взглядом.
Мистическая тема, затронутая в повести, не раз поднималась в кинематографе.
В 1967 году появилась самая удачная и любимая мной экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Фильм меня очень впечатлил, а персонажей я себе такими и представляла при чтении повести.По понятным причинам было отсутствие компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Её любят не только поклонники старого кино, но и нынешнее молодое поколение. Главные роли исполнили Наталья Варлей (приложение фото 7) и Леонид Куравлёв (приложение фото 8). Совсем недавно 30 января этого года в возрасте 85-ти лет ушел из жизни Куравлёв Леонид Вячеславович.
И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек и даже такой «никудышный» и грешной, как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем в свою победу.
Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.В. Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.
Однажды мне попалась на глаза статья, в которой рассказывалось о страхах Н.В. Гоголя. Они были связаны, как со смертью писателя, так и с мистикой.
В этой статье говорилось, что Николай Васильевич страдал тафофобией, то есть боялся быть погребённым заживо. Дело в том, что в разгар душевной болезни писатель падал в обмороки и не приходил часами в сознание, поэтому он боялся, что его могут посчитать мёртвым. Гоголь даже спал сидя и работал стоя. Также писатель составил завещание, где требовал дождаться разложения своего тела, а только после его хоронить.
Советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, опираясь на воспоминания друзей классика и на его откровенные письма, поставил Гоголю неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Для маниакально-депрессивного психоза свойственно чередование фаз: маниакальной, характеризующейся чрезвычайным душевным подъемом и высокой работоспособностью, и депрессивной, когда психически нездоровый человек словно впадает в спячку и его физическая и умственная деятельность практически затухает.
Вполне вероятно, что свой недуг Николай Васильевич унаследовал от родителей. Отец писателя, дворянин Василий Гоголь-Яновский, страдал приступами, во время которых впадал то в жестокую тоску «от страшных воображений», то вдруг становился неудержимо веселым. Мария Гоголь-Косяровская была либо чересчур весела и делала бессмысленные покупки на последние деньги из семейного бюджета, либо становилась мрачной и часами сидела в одной и той же позе. Исследователи считают, что и у матери, и у отца писателя были симптомы как раз напоминающие маниакально-депрессивный психоз. А если им страдают оба родителя, то в 67% случаев болезнь передается ребенку.
Не только Гоголь говорил в своих письмах о том, чего боится, но и многие современники из воспоминаний упоминали о его страхах. Меня это заинтересовало, и я начала искать дальше! Вот ещё яркие примеры из них:
Писатель очень сильно боялся смерти. Он говорил, что слышит голоса и его беспокоят видения, когда болезнь сильно им завладевала, он начинал в разговоре с окружающими говорить про различные пророчества. Гоголь только и говорил о спасении души и о грехах человека.
Писатель боялся быть отравленным лекарствами, поэтому во время болезни отвергал все препараты.
С 1852 года у Гоголя обострилась душевная болезнь. Все его фобии стали беспокоить его с большей силой. В то время никто понятия не имел
, что такое психические заболевания, депрессия и как это лечится.
Ему ставили десятки различных заболеваний. Писателя мучили боли в животе, груди, сердце, пояснице, голове, а врачи лечили его сомнительными методами и препаратами, которые только усугубляли состояние больного.
Николай Васильевич сильно похудел, депрессия не давала ему спать и есть. Он слёг в постель и отказывался есть. Принудительные приёмы пищи не давали результатов, писатель просил, чтобы его просто оставили в покое.
К сожалению, врачи продолжали принудительно лечить писателя холодными обливаниями, пиявками, капали на голову спирт. Конечно же такое лечение привело к неутешительному результату.
Накануне своей смерти Гоголь успокоился и уснул, но во сне выкрикивал:"Лестницу мне, лестницу!".
В детстве бабушка рассказала писателю об ангелах, которые спускают лестницу с небес. Для того, чтобы попасть в рай надо было преодолеть 7 ступеней этой лестницы. На утро 4 марта 1852 года писателя не стало. Умер в возрасте 42-ух лет.
После смерти Николая Васильевича череда мистических событий не прекратилась. На похороны писателя явился чёрный кот. Откуда он взялся так никто и не смог ответить. После погребения писателя кот исчез также внезапно, как и появился.
В связи с упразднением кладбища, где был похоронен Гоголь, его прах перезахоронили на кладбище Новодевичьего монастыря. Когда гроб вскрыли, то крышка гроба Гоголя была поцарапана изнутри.
Этот факт был зафиксирован актом экспертизы, составленным сотрудниками НКВД. Рассказы о том, что скелет писателялежал в неестественной позе, до сих пор никем не доказаны, но в документах НКВД было внесено, что в гробу не оказалось и черепа писателя.
Ходили слухи, что известный коллекционер пополнил свою коллекцию черепом Гоголя. Существует даже поверье, что тот, кто стал владельцем черепа писателя способен общаться с тёмными силами и исполнять любые желания.
Анкетирование
В самом начале работы над проектом я решила выяснить, что думают о произведении Н.В. Гоголя «Вий» и о идиостиле мои одноклассники. Провела опрос. Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов:
1. Нравится ли вам мистика в художественных произведениях?
2. Понятен ли вам смысл повести «Вий» Гоголя?
3. Что вас привлекло в этом произведении?
4. Видите ли вы отличия идиостилей у разных писателей?
Было опрошено 16 учащихся из моего класса.
Ответ на первый вопрос показал, что многие предпочитают мистику, но некоторые интересуются романтизмом.
По ответам на второй вопрос можно сделать вывод, что смысл произведения понятен не всем, так как читали его поверхностно и не углублялись в поставленную автором проблему.
Ответы на третий вопрос разделились на две группы: одних привлекают персонажи, а других –присутствие мистики.
Ответ на последний вопрос показал, что кто-то видит отличия, а кто-то нет.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что это произведение далеко не всех заинтересовало, не все поняли его глубокий смысл, не прониклись сюжетом и о идиостиле мнения разделились.
Продукт проекта
На основании итогов анкетирования подготовила информационные буклетыи иллюстрации(приложение фото 9)с информацией о мистических героях и экранизации повести «Вий» 1967 годадля распространения среди одноклассников. Затем снова провела опрос. Выяснилось, что интерес одноклассников к повести возрос на 100%.
III. Заключение
В ходе работы пришла к выводу, что Гоголь с детства интересовался мистикой. Болезнь Николая Васильевича повлиялана его жизнедеятельность.Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. Она раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Также мистическая линия в творчестве Николая Васильевича связана с желанием показать читателю истинные пороки общества. Уникальность такой личности, как Гоголь состоит в том, что вопреки тяжёлому душевному недугу он создал шедевры литературного искусства и до конца жизни сохранял высокий интеллектуальный потенциал.
Список литературы
1.«Душевная болезнь Гоголя» Агеева З. М., 2016 ООО «ТД Алгоритм», 2016, 120 с.
2.Н.В. Гоголь Вий – М.: ООО ТД «Белый город», 2014 – 48 с.
3. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 1-2 ч. / В.И. Сахаров, С.А. Зинин. – 10 изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 288 с.
Интернет-ресурсы
1.https://ru.wikipedia.org/
2.https://ilibrary.ru/text/1070/p.15/index.html
3.https://studwood.net/1388155/literatura/osobennosti_stilya_proizvedeniy_gogolya
4.https://zen.yandex.ru/media/id/60afd4dc765b0b243c2d7293/nikolai-vasilevich-gogol-misticheskaia-sudba-velikogo-peresmeshnika
5.http://kniga.lib-i.ru/26yuridicheskie/198155-1-nikolay-vasilevich-gogol-odin-samih-tainstvennih-zagadochnih-russkih-pisateley-chelo.php
Приложение
Ф ото ном.1
Ф