Файл: 31. Общая характеристика производства и сферы услуг. Измерители экономической деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
управления и планирования, применении научных достижений.
Экономическим поведением называют характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных экономических условиях. Потребителем, т.е. лицом, заказывающим работы и услуги для бытовых нужд, без цели извлечения прибыли выступает и гражданин, и организация, и государство в целом. Целью потребителя является извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг. Ограничениями при этом выступают потребительский бюджет, цены на товары и услуги, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Иногда зависть или необдуманность трат потребителя ведут к нерациональным, демонстрационным затратам, которые должны «всем показать», что потребитель может себе позволить больше, чем предполагают окружающие. Рациональное поведение потребителя характеризуется продуманностью действий, взвешенным соизмерением доходов и расходов, предполагаемых результатов действия с затратами. Это особенно необходимо в странах с рыночной экономикой, где потребитель обладает свободой экономического поведения, потребительским суверенитетом, т.е. правом самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением собственными ресурсами. Выделяют следующие этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.
Источниками доходов потребителя могут быть: 1) заработная плата; 2) социальные выплаты (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской или иной деятельности; 4) доход от собственности (плата за аренду имущества, процент на денежный капитал, дивиденды). Потребительские расходы делят на: 1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (отдых, книги, машины). Доход в домашних хозяйствах разделяется на две части: 1) используется для покупки необходимых товаров и оплаты услуг; 2) сбережения. Разместить сбережения можно по-разному: 1) открыть сберегательный счёт в банке; 2) приобрести ценные бумаги; 3) приобрести недвижимость; 4) застраховать жизнь, здоровье, имущество. При выборе вариантов учитываются надёжности размещения сбережений, предполагаемый размер процентов
, ликвидность (возможности лёгкого обращения в наличные деньги). Рациональная организация экономической деятельности производителя требует от него решения целого ряда вопросов: Как, имея ограниченные ресурсы, добиться производственных целей? Каким образом комбинировать производственные ресурсы для сокращения издержек? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования доступных ресурсов является производительность – объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Производительность может быть увеличена путём 1) расширения объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь), 2) увеличения эффективности их использования (интенсивный путь). Эффективности работы производства способствует и высокая производительность труда, достигаемая за счет разделения труда, специализации, использования новой техники или технологии, повышения профессионализма, управленческой эффективности. Экономическая деятельность характеризуется сочетанием экономической свободы и ответственности. Экономическая свобода включает свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий, но без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Социальная ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и к другим людям, характеризующееся не только осознанным соблюдение законов, но и предвосхищением последствий экономической деятельности.
40. Социальные отношения и социальные изменения.
Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы. Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений. Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.
Структура социальных отношений
В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:
Субъекты связи. В данном случае речь идет о двух и более индивидах, социальных группах, или индивиде и социальной группе;
Связующее звено. Сюда можно отнести предмет, интерес, разделяемую ценность, они выступают в качестве основы для возникновения коммуникации;
Четко обозначенная система обязанностей или набор функций, обязательные для всех партнеров в рамках взаимодействия друг с другом.
На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти. В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего. Социальные отношения – это комплексное понятие, в содержании которого представлено несколько видов взаимодействий, разделенных по следующим признакам: Субъекты. Сюда можно отнести широкий спектр социальных отношений между личности и группами на всех уровнях, начиная с международного уровня, заканчивая индивидуальным уровнем;
Объекты. В данном случае речь идет о таких видах как семейные связи, отношения, основанные на религии, взаимодействие в экономическом и политическом поле, отношения с правовым подтекстом;
Модальность. Здесь на первый план выдвигается эмоциональное состояние человека, сюда можно отнести: соперничество и партнерство между людьми, конфликтность и субординацию как ориентиры в отношениях;
Формальность. Данный признак подразумевает разделение социальных связей на следующие виды: неформальные и формальные отношения. Ярким примером формальных отношений является взаимодействие между подчиненными и их руководителями; а примером неформальных — дружба.
Важно отметить, что некоторых из видов социальных отношений могут состоять из подвидов. Существует еще одна классификация социальных отношений — по степени регулярности, в рамках которой выделяют следующие виды:
Случайное взаимодействие представляет собой незапланированную коммуникацию между двумя и более людьми, призванную удовлетворить актуальную потребность, например, когда человек спрашивает у незнакомца на улице о том, сколько сейчас времени;
Повторяющееся взаимодействие. Речь идет о незапланированном контакте, который повторяется на регулярной основе. В качестве примера можно рассмотреть случайную встречу с соседом во время возвращения с учебы или работы;
Регулярное взаимодействие. Это коммуникация, которая не планируется заранее, при этом с высокой долей вероятности происходит. Пример: поход на работу 5 дней в неделю, посещение занятий в университете, ужин каждый день в одном и том же заведении;
Регламентированная коммуникация – это заранее спланированный процесс, регулируемый обычаями или правовыми нормами.
Типы социальных отношений
В качестве основного фундамента для возникновения и развития социальных отношений между людьми выступает наличие полной взаимности, при этом оно не всегда является выгодным для всех заинтересованных сторон. К примеру, один человек хочет, чтобы другой человек был рядом с ним и для достижения этой цели используется все способы, в том числе принуждение и навязывание ненужной совместной деятельности. При этом второй человек не разделяет его стремлений и отталкивает, в результате возникает конфликт интересов. Принято выделять четыре типа социальных отношений:
Сотрудничество. Взаимовыгодное взаимодействие, направленное на реализацию совместной цели с ориентацией на долгосрочную перспективу;
Соперничество. Стремление одного человека доказать свое превосходство над другим человеком. Совместная цель отсутствует, но каждый проявляется желание владеть тем же, чем владеет соперник;
Конкуренция. Проявляется в стремлении обладать благами, находящими в дефиците, опередив соперника;
Конфликт. Столкновение интересов индивидов, групп и социальных общностей, приводящее к негативным последствиям для всех сторон.
Социальные изменения как социологическая дифиниция. – Инновация. – Социальный процесс и его основные виды. – Социальные движения. – Социальный прогресс. – Концепции социальной модернизации.
Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. – начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы. Изучая изменения,
происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные – изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные – изменения в культуре общества. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т. д. Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения». В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.
Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п.Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур – так называемые «изменения равновесия».
Экономическим поведением называют характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных экономических условиях. Потребителем, т.е. лицом, заказывающим работы и услуги для бытовых нужд, без цели извлечения прибыли выступает и гражданин, и организация, и государство в целом. Целью потребителя является извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг. Ограничениями при этом выступают потребительский бюджет, цены на товары и услуги, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Иногда зависть или необдуманность трат потребителя ведут к нерациональным, демонстрационным затратам, которые должны «всем показать», что потребитель может себе позволить больше, чем предполагают окружающие. Рациональное поведение потребителя характеризуется продуманностью действий, взвешенным соизмерением доходов и расходов, предполагаемых результатов действия с затратами. Это особенно необходимо в странах с рыночной экономикой, где потребитель обладает свободой экономического поведения, потребительским суверенитетом, т.е. правом самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением собственными ресурсами. Выделяют следующие этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.
Источниками доходов потребителя могут быть: 1) заработная плата; 2) социальные выплаты (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской или иной деятельности; 4) доход от собственности (плата за аренду имущества, процент на денежный капитал, дивиденды). Потребительские расходы делят на: 1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (отдых, книги, машины). Доход в домашних хозяйствах разделяется на две части: 1) используется для покупки необходимых товаров и оплаты услуг; 2) сбережения. Разместить сбережения можно по-разному: 1) открыть сберегательный счёт в банке; 2) приобрести ценные бумаги; 3) приобрести недвижимость; 4) застраховать жизнь, здоровье, имущество. При выборе вариантов учитываются надёжности размещения сбережений, предполагаемый размер процентов
, ликвидность (возможности лёгкого обращения в наличные деньги). Рациональная организация экономической деятельности производителя требует от него решения целого ряда вопросов: Как, имея ограниченные ресурсы, добиться производственных целей? Каким образом комбинировать производственные ресурсы для сокращения издержек? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования доступных ресурсов является производительность – объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Производительность может быть увеличена путём 1) расширения объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь), 2) увеличения эффективности их использования (интенсивный путь). Эффективности работы производства способствует и высокая производительность труда, достигаемая за счет разделения труда, специализации, использования новой техники или технологии, повышения профессионализма, управленческой эффективности. Экономическая деятельность характеризуется сочетанием экономической свободы и ответственности. Экономическая свобода включает свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий, но без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Социальная ответственность – особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и к другим людям, характеризующееся не только осознанным соблюдение законов, но и предвосхищением последствий экономической деятельности.
40. Социальные отношения и социальные изменения.
Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы. Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений. Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.
Структура социальных отношений
В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:
Субъекты связи. В данном случае речь идет о двух и более индивидах, социальных группах, или индивиде и социальной группе;
Связующее звено. Сюда можно отнести предмет, интерес, разделяемую ценность, они выступают в качестве основы для возникновения коммуникации;
Четко обозначенная система обязанностей или набор функций, обязательные для всех партнеров в рамках взаимодействия друг с другом.
На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти. В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего. Социальные отношения – это комплексное понятие, в содержании которого представлено несколько видов взаимодействий, разделенных по следующим признакам: Субъекты. Сюда можно отнести широкий спектр социальных отношений между личности и группами на всех уровнях, начиная с международного уровня, заканчивая индивидуальным уровнем;
Объекты. В данном случае речь идет о таких видах как семейные связи, отношения, основанные на религии, взаимодействие в экономическом и политическом поле, отношения с правовым подтекстом;
Модальность. Здесь на первый план выдвигается эмоциональное состояние человека, сюда можно отнести: соперничество и партнерство между людьми, конфликтность и субординацию как ориентиры в отношениях;
Формальность. Данный признак подразумевает разделение социальных связей на следующие виды: неформальные и формальные отношения. Ярким примером формальных отношений является взаимодействие между подчиненными и их руководителями; а примером неформальных — дружба.
Важно отметить, что некоторых из видов социальных отношений могут состоять из подвидов. Существует еще одна классификация социальных отношений — по степени регулярности, в рамках которой выделяют следующие виды:
Случайное взаимодействие представляет собой незапланированную коммуникацию между двумя и более людьми, призванную удовлетворить актуальную потребность, например, когда человек спрашивает у незнакомца на улице о том, сколько сейчас времени;
Повторяющееся взаимодействие. Речь идет о незапланированном контакте, который повторяется на регулярной основе. В качестве примера можно рассмотреть случайную встречу с соседом во время возвращения с учебы или работы;
Регулярное взаимодействие. Это коммуникация, которая не планируется заранее, при этом с высокой долей вероятности происходит. Пример: поход на работу 5 дней в неделю, посещение занятий в университете, ужин каждый день в одном и том же заведении;
Регламентированная коммуникация – это заранее спланированный процесс, регулируемый обычаями или правовыми нормами.
Типы социальных отношений
В качестве основного фундамента для возникновения и развития социальных отношений между людьми выступает наличие полной взаимности, при этом оно не всегда является выгодным для всех заинтересованных сторон. К примеру, один человек хочет, чтобы другой человек был рядом с ним и для достижения этой цели используется все способы, в том числе принуждение и навязывание ненужной совместной деятельности. При этом второй человек не разделяет его стремлений и отталкивает, в результате возникает конфликт интересов. Принято выделять четыре типа социальных отношений:
Сотрудничество. Взаимовыгодное взаимодействие, направленное на реализацию совместной цели с ориентацией на долгосрочную перспективу;
Соперничество. Стремление одного человека доказать свое превосходство над другим человеком. Совместная цель отсутствует, но каждый проявляется желание владеть тем же, чем владеет соперник;
Конкуренция. Проявляется в стремлении обладать благами, находящими в дефиците, опередив соперника;
Конфликт. Столкновение интересов индивидов, групп и социальных общностей, приводящее к негативным последствиям для всех сторон.
Социальные изменения как социологическая дифиниция. – Инновация. – Социальный процесс и его основные виды. – Социальные движения. – Социальный прогресс. – Концепции социальной модернизации.
Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. – начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы. Изучая изменения,
происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные – изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные – изменения в культуре общества. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т. д. Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения». В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.
Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п.Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур – так называемые «изменения равновесия».