Файл: 31. Общая характеристика производства и сферы услуг. Измерители экономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объёма выпуска часто идут на создание картелей. Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех его участников объём производства, цены на товар, условия найма рабочей силы и т.д. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной и сбытовой деятельности участников. Картели часто распадаются из-за того, что фирмы, обманывая соперников, нарушают соглашения. Когда сговор является противозаконным, фирмы ищут пути к тайному сотрудничеству. Иногда это достигается при помощи молчаливой договорённости о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за её изменениями цен. Ценовой лидер судит о том, когда необходимо изменить цену. Если его расчёт верен, то другие фирмы следуют за ним, то есть изменяется отраслевая цена. Если же фирмы не поддерживают изменение цены, то лидер, как правило, оказывается от её повышения. Обычно лидером является самая крупная фирма в отрасли, но если на его заявления слишком часто налагается вето со стороны других фирм, то может появиться другой лидер. Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на её действие. Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня. Иногда для вытеснения новичков они прибегают к политике хищнического ценообразования. “Хищник” снижает цену очень резко до уровня, при котором он теряет деньги, но надеется, что конкуренты потеряют ещё больше и не смогут долго продержаться в отрасли. Но при этой политике вход на рынок должен быть сопряжён с трудностями, иначе потери “хищника” только уменьшат его возможности. В большинстве случаев вход на рынок не представляет труда, более крупные фирмы просто имеют более низкие затраты и не вступают на путь хищнического ценообразования. Олигополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке несколько покупателей при большом количестве продавцов, называется олигопсонией. Она обладает теми же чертами, характеризующими олигополию
, однако эти черты переносятся на покупателя. Монополия – это рыночная структура, при которой существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения и самостоятельно назначать цену. Стремление монополиста к максимизации прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж утверждает особую власть на рынке.


Основные черты монополий:

единственный продавец;

продукт уникален;

полный контроль монополиста над ценой и объёмом продаж;

наличие трудно преодолимых барьеров вхождения на рынок.

В отличие от совершенной конкуренции, где цена равна предельному доходу, в условиях несовершенной конкуренции цена больше предельного дохода в связи с тем, что каждая последующая единица будет продаваться по меньшей цене. Добиваясь максимальной прибыли монополист создаёт искусственный дефицит, позволяющий устанавливать цену выше предельных затрат.

Пути создания монополий:

1. По закону – правительство может установить монополию одной фирмы, запретив другим выходить на рынок. Большинство национализированных отраслей представляет собой законные монополии.

2. Путём конкуренции – ожесточённая конкуренция вытесняет более слабые и менее эффективно работающие компании с рынка. Таким образом теоретически можно предположить что со временем одна компания станет доминировать в отрасли.

3. Путём слияния и поглощения – последовательное слияние и поглощение нескольких относительно крупных компаний в одной отрасли могут создать монополию.

4. Путём создания картеля. Например, Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) – один из видов картеля.

5. Владея ограниченными природными ресурсами – владельцы таких месторождений будут занимать на рынке монопольное положение. Примером могут служить добыча полудрагоценного камня чароита в республике Саха, месторождение которого является уникальным.

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Обычно такие предприятия находятся в собственности государства или действуют под его контролем (газовые предприятия, линии связи и т.д.). Монополисты стараются создать искусственные барьеры для проникновения конкурентов на свой рынок. К таким барьерам относятся юридические ограничения в форме лицензии, авторского права, товарных знаков или патентной защиты. Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определённого вида деятельности на данном рынке. Авторское право – контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его авторов (программы для ЭВМ, книги). Оно действительно на протяжении всей жизни автора и ещё в течении 25 лет после его смерти в интересах его наследников. Товарные знаки – это специальные символа, позволяющие узнавать (идентифицировать) товар, услугу или фирму. Конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя. Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией). Если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов называется монопсонией. Она обладает теми же чертами, характеризующими монополию, однако эти черты переносятся на покупателя. С развитием конкуренции качества (неценовой конкуренции) в обществе все большее внимание уделяется методам и приёмам законодательно запрещённой недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним относятся:


демпинг;

установление контроля над деятельностью конкурента с целью ограничения или прекращения этой деятельности;

злоупотребление господствующим положением на рынке;

установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;

введение ограничительных условий в агентские соглашения;

тайна на торгах и создание картелей;

ложные информация и реклама;

недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами. В современных международных торгово-экономических отношениях постепенно сформировались правила конкуренции. Это прежде всего международные согласованные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и защите конкуренции. Согласование производится в рамках международных организаций. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательности её решений для стран-членов характер и оформление правил могут быть обязательными или рекомендательными. Наиболее детально правила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. В соответствии с этими статьями запрещаются любые соглашения между предприятиями, имеющие целью воспрепятствовать, ограничить или нарушить конкуренцию внутри ЕЭС.

38. Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятность и безработица. Права потребителя и их защит.

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи. Одним из базовых показателей уровня развития государства являются уровень и качество жизни его населения. Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жильем и т.п.).


Рынок труда — это система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство и использование рабочей силы. Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенны виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготовляемой продукции. Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени. Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который нужен работник для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. МРОТ — минимальный размер оплаты труда — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Номинальная заработная плата — размер вознаграждения; реальная заработная плата — это сумма благ, которую можно приобрести на номинальную плату. Занятость — это система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности. Трудовые ресурсы — все дееспособные лица в возрасте от 16 до 60 (женщины), 65 (мужчины) лет. Безработицей называется такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу.

39. Экономическая культура. Культура производства и потребления. Экономическая свобода и социальная ответственность.

Под экономической культурой понимают совокупность выработанных обществом материальных и духовных форм деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей. Совпадение структуры экономической культуры и экономической деятельности позволяет говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В основе экономической культуры лежит трудовая деятельность человека. Любой труд позволяет человеку раскрыть его способности. Чем более творческим является труд человека, тем выше уровень его культуры труда. Культура труда включает навыки владения орудиями труда, осознанное управление процессом создания материальных и духовных благ, применение своих способностей, использование достижений науки и техники. Коллективный характер труда предопределяет необходимость производственного взаимодействия людей и формирования культуры производства как целостной системы, включающей: 1) культуру условий труда; 2) культуру трудового процесса; 3) социально-психологический климат в коллективе; 4) культуру управления. Развитие культуры производства воплощается в использовании новейших техники и технологии, совершенствовании организации труда,