Файл: «Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: характеристика».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1996 году Аудиторской Палатой был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов. В тот период на территории России осуществляли свою деятельность почти все крупные мировые аудиторские организации, а вместе с ними отечественные аудиторские фирмы и индивидуальные предприниматели, что характеризовало возрастание конкуренции.

На современном этапе развития аудиторской деятельности, важным событием стал выход на свет закона от 07.08.01 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором отражались основы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Регулированием аудиторской деятельности в рамках данного закона занималось Министерство финансов, в дальнейшем при нем создается Совет по аудиторской деятельности (2002г.).

Принятие Федерального закона №119-ФЗ, дало профессии аудитора законодательную основу. Во времена действия данного закона были сформированы системы аттестации и лицензирования, совершенствовались стандарты (правила) аудиторской деятельности. 23 сентября 2002 г. появился первый нормативный документ правительственного уровня № 696, который назывался «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». За период действия Федерального закона было создано 34 федеральных стандарта аудита. 28 августа 2003 года в силу вступил Кодекс этики аудиторов, который основывался на международных нормах.

С выходом нового Федерального закона от 30.12.08 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности, стало ясно, что государственное регулирование аудиторской деятельности в лице Минфина, стремится переложить ряд своих функций на плечи саморегулируемых организаций аудиторов (СРО).

Данный закон предусматривает обязательное членство всех аудиторов и аудиторский организаций в СРО. Данный федеральный закон не исключает отмену полномочий государственных контролирующих органов и полную свободу действий со стороны СРО. Главной задачей в помощи развития аудита является более четкое разделение деятельности со стороны государственных органов и со стороны СРО, для дальнейшего оказания высококачественных аудиторских услуг клиентам аудиторских организаций. Отмена обязательного лицензирования аудиторской деятельности привела не только к усилению роли саморегулируемых аудиторских объединений, но также к увеличению ответственности этих объединений за работу аудиторских организаций – их членов.

Таким образом, финансовый контроль в Российской Федерации претерпел множество различных изменений и усовершенствований, прежде чем смог называться аудитом. Но даже на данном этапе следует помнить, что происходит активное развитие рыночных отношений, появление новых нюансов и аспектов в деятельности предприятий, подлежащих аудиторской деятельности, а это значит, что аудиторская деятельность всегда должна оставаться актуальной и современной. 


Глава 2. Содержание аудиторской деятельности

2.1. Регулирование аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность – достаточно новая сфера общественных отношений в Российской Федерации.

Изначально, ее регулирование происходило на основе международного опыта и некоторой разрозненной отечественной практики. Со временем практика работы аудиторов накапливалась и, соответственно, совершенствовалось законодательство.

У аудиторов и аудиторских организаций более четко определялся правовой статус. Так, сейчас законодательство основывается на уже существующем отечественном практическом опыте и предыдущем законодательном. Разумеется, органы, уполномоченные на регулирование деятельности (Министерство финансов Российской Федерации и в его структуре Совет по аудиторской деятельности), не руководствуются исключительно национальными ресурсами, они также учитывают правила, существующие на международном уровне [17, с. 15].

При формировании современного законодательства в области аудита особое внимание было уделено возможности субъектов самостоятельно регулировать свою деятельность. То есть, устанавливается право аудиторов и аудиторских организаций самостоятельно устанавливать правила, в которых содержатся указания на определенный способ поведения. Собственно, это и приводит к проблеме, существующей в законодательстве. Нормы законов прямо не регулируют аудиторскую деятельность.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» содержит указание на обязанность аудиторов и аудиторских организаций соблюдать правила независимости и кодекс этики, одобрение которых отнесено к компетенции Совета по аудиторской деятельности. Вместе с тем, законом также установлено право индивидуальных аудиторо в и аудиторских организаций самостоятельно регулировать свою деятельность, они вправе устанавливать внутренние стандарты, дополнительные положения к правилам независимости и кодексу этики. Такое положение приводит к различию подходов к осуществлению аудиторской деятельности и, как следствие, различию в правовом статусе одних и тех же субъектов [1].

При рассмотрении прав и обязанностей аудиторов и аудиторских организаций, установленных специальными актами (стандартами), было выявлено, что вопрос стандартизации является одним из спорных.


Так, сейчас в Российской Федерации существует следующая система стандартов: • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности принятые Правительством Российской Федерации; • федеральные стандарты аудиторской деятельности, принятые Министерством финансов Российской Федерации; • стандарты саморегулируемых организаций аудиторов; • стандарты индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Кроме того, следует учитывать и то, что национальные стандарты были приняты на основе международных. Такая система актов достаточно характерна для правового регулирования отношений в государстве.

Однако, именно здесь создается ситуация, порождающая одну из обсуждаемых проблем. А именно, предполагаемое изменение системы стандартов. То есть, предполагается введение международных стандартов в качестве национальных. Это приведет к внесению изменений в функции Министерства финансов Российской Федерации. К ним, вероятно, будет отнесен контроль за соответствием международным стандартам стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. А устанавливать нормы, определяющие правовой статус аудиторов, аудиторских организаций и аудиторскую деятельность в общем, будет Международная федерация бухгалтеров. Но суть проблемы раскрывается не только в этом [16, с. 23].

При рассмотрении причин решения об изменении законодательства было выявлено то, что действующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности приняты на основе не действующего ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 2001 г. и не действующих международных стандартах. Это связано с изменениями международных стандартов в период с 2004 по 2009 годы в рамках проекта «Ясность». То есть, к моменту завершения пересмотра международных стандартов в Российской Федерации национальные стандарты также уже были приняты.

Последующее принятие ФЗ «Об аудиторской деятельности» в 2008 году и федеральных стандартов не изменило ситуацию, так как постановление Правительства продолжало действие «до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности».

Таким образом, действующие международные стандарты принимаются в качестве совершенствования законодательства. Кроме того, предполагаемое принятие международных стандартов имеет цель унификации подхода к аудиторской деятельности. То есть те 1 Часть 9 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» права и обязанности, которые установлены на международном уровне, предполагается установить и для российских аудиторов и аудиторских организаций.


На современном этапе развития аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Отношения, возникающие в ходе осуществление аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Среди них можно назвать:

- постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;

- постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 “О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации”;

- постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом “ О сельскохозяйственной кооперации”.

Согласно ст. 1 Закона об аудите под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). Такие организации и ПБОЮЛ именуются в законе как аудируемые лица.

Помимо непосредственно аудита лицам, осуществляющим данный вид деятельности, запрещено заниматься другими видами предпринимательства, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг перечень которых определяет Закон об аудите:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

 2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;


7) оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В статье 9 Закона об аудите определены единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

- на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Они не могут противоречить федеральным стандартам.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов): правило (стандарт) № 1 - “Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности”; правило (стандарт) № 2 - “Документирование аудита”; правило (стандарт) № 3 - “ Планирование аудита”; правило (стандарт) № 4 - “Существенность в аудите”; правило (стандарт) № 5 - “Аудиторские доказательства”; правило (стандарт) № 6 - “Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что законодательное регулирование правового статуса аудиторов и аудиторских организаций находится на стадии формирования.