Файл: «Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: характеристика».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
Вместе с тем в специальной литературе неоднократно обращалось внимание на несоответствие цели аудита его юридическому статусу. По мнению В.В. Нитецкого, определение аудиторской деятельности как предпринимательской «...принижает и сужает цели аудиторской службы... Предпринимательство направлено на получение прибыли, а это не является основной задачей аудита».
Другие авторы, в частности Р.В. Кожура, утверждают, что отнесение аудита к предпринимательской деятельности объясняется, во-первых, тем, что с помощью этого технического приема аудиторская деятельность в фискальных целях была формально отнесена к предпринимательской; во-вторых, тем, что до вступления в силу Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации деятельность физических и юридических лиц, называвших себя аудиторами и аудиторскими фирмами, была именно предпринимательской, поскольку осуществлялась инициативно и самостоятельно, на свой риск и под свою ответственность и имела организационно-правовые формы, предусмотренные Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Р.В. Кожура считает, что «аудит - деятельность, по всем типичным признакам не являющаяся предпринимательской, и... конституирование аудиторской деятельности именно как предпринимательства... произошло случайно».
Однако, несмотря на то, что прямого указания на предпринимательский характер аудиторской деятельности Закон об аудите 2008 года не содержит, квалификация аудиторской деятельности как предпринимательской вытекает из содержания данного акта. В частности, это проявляется в требовании к правовому статусу индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций (которые должны быть зарегистрированы соответственно в качестве индивидуального предпринимателя и коммерческой организации). Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона об аудите 2008 года аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных указанной статьей. Таким образом, косвенное указание на предпринимательский характер аудиторской деятельности в Законе об аудите 2008 года присутствует.
Легальное определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предусмотрено, что эта деятельность «самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Исходя из того, что аудит является предпринимательской деятельностью, к нему применимы такие характеристики, как: самостоятельность - возможность аудитора определять методы проведения аудита; рисковый характер - в заключении аудитора могут быть выявлены ошибки или неточности, обусловленные объективными и субъективными факторами (непредоставление аудируемым лицом всех достоверных сведений, недостаточная квалификация аудитора и т.д.); систематичность - деятельность по оказанию аудиторских услуг должна быть не разовой, а основным видом деятельности аудитора; получение прибыли как основная цель - в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в договорах оказания аудиторских услуг устанавливаются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита; осуществление лицами, получившими соответствующий статус - статус аудитора.
Следующим признаком аудита является независимость проводимых его аудиторов. Независимость выражается главным образом в отсутствии ведомственных, внутрифирменных отношений между аудитором и проверяемым (аудируемым) лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности. Независимость поддерживается, в частности, и распространением режима предпринимательства на аудит: участники предпринимательской деятельности - юридически равноправные субъекты, движимые своей волей и действующие в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; ограничение их прав допускается на основании закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения публичного интереса.
Именно профессионализм субъектов аудиторской деятельности и их независимость в отношении аудируемых лиц придает этому виду предпринимательства исключительный характер, выражающийся в том, что аудит может осуществляться только специальным субъектом - профессионалом, или специалистом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора в порядке, определенном законом. Данный субъект создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью, кроме сопутствующих аудиту услуг. Запрет на занятие другими видами деятельности, с одной стороны, направлен на оказание аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне, а, с другой, отвечает принципу независимости аудита.
Таким образом, аудиторская деятельность обладает следующими признаками: вляется видом предпринимательства, основным источником прибыли субъекта; цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; исключительная деятельность, осуществляемая специальными субъектами (аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами); в отношении специальных субъектов установлено требование о профессионализме; аудиторские проверки носят независимый характер; объект аудита - финансовая (бухгалтерская) отчетность и другая информация о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица.
1.2. Возникновение современного российского аудита
Аудиторская деятельность в Российской Федерации является одним из ведущих элементов существования рыночной инфраструктуры. Это характеризуется активным увеличением числа предпринимательских единиц, а также развитием экономики страны в целом.
Первым человеком, кто заговорил о необходимости появления такой деятельности, как аудитор, был Петр I. Именно ввел данное звание. Это неудивительно, так как Петр I был основоположником многих знаний на территории России. Деятельность аудиторов в тот период сосредотачивалась вокруг различных военных вопросов, связанных преимущественно с расследованием и разрешением имущественных споров.
Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран. Именным указом Петра I в 1719 г. для ведения делопроизводства по военно-судной части при Канцелярии Военной коллегии было учреждено Аудиторское повытье. В 1763 г. оно было преобразовано в Аудиторскую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной коллегии. 4147 Также известно, что во времена правления Петра 1 бюджет казны оставался бездефицитным. Это характеризовалось внимательным отношением к контролю за сбором и расходованием налоговых средств, что приводило к постоянному росту дохода государства, несмотря на большие издержки [20, с. 32].
После Петра 1, во времена правления Александра I было создано министерство финансов, а также государственное казначейство, государственный контроль и комиссия погашения долгов. Затем, когда к власти пришел Александр II, положение государственной казны ухудшилось. Бюджет стал дефицитным, а в управлении финансами начался хаос. Появилась острая необходимость в реформах и поэтому в 1859 году появляются две комиссии: при государственном контроле и при министерстве финансов. Первая занималась составлением правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизий, а вторая, пересмотром податей и счетоводством. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Однако, в основном в России употреблялись понятия «ревизор», «контролер». Кроме того, термин «ревизия» традиционно применялся в России в значении «перепись населения», итогами переписи являлись «ревизские сказки» – именные списки населения в целях учета и налогообложения. Конец XIX в. — начало XX в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия в это время так и не сформировался [19, с. 4].
Если исходить из того, что возникновение современного западного аудита в первую очередь связано с появлением акционерных обществ, то в России в 1836 г. было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX в. — около 2500.
Предпосылками становления аудита в современной России можно обозначить появление первых частных фирм и совместных предприятий, приходящихся на 1987 год. В то время когда на свет выходит закон от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР», по всей России начинают появляться огромное количество частных предприятий, которые не подчинялись ведомственному контролю, а иные контролирующие органы еще не существовали. В этих условиях Постановлением Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 года № 1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано АО «Инаудит» для оказания аудиторских и консультационных услуг.
Основными акционерами «Инаудита» стали Минфин СССР – 55%, Министерство внешней торговли – 10%, Госбанк СССР – 5%. Являясь первой значимой фирмой в сфере аудиторских услуг, «Инаудит» имел своем штабе множество высококвалифицированных специалистов, который имели опыт работы в контрольно ревизионном аппарате Минфина СССР и других контролирующих органах.
Большая часть сотрудников «Инаудита» позже покинули стены своего «родителя» организовав свои аудиторские «детища». По сей день «Инаудит» проводит бухгалтерские проверки во многих крупных компаниях, оставаясь востребованной в рыночных взаимоотношениях.
Вместе с принятием в СССР Закона 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» рынок начали заполнять различные коммерческие организации, оказывающие консультационные услуги в области аудита. В основном они существовали в виде закрытых акционерных обществ и товариществ, но также были и организации в виде производственных кооперативов. Иностранные инвесторы, заметив почти свободную рыночную нишу аудиторских услуг на территории нашей страны, устремились заполнять эти пробелы своими фирмами [7, с. 81].
Одной из таких фирм была «Ernst & Young», основанная в 1990 году – одна из крупнейших межконтинентальных фирм, которая входила в шестерку глобальных бухгалтерских фирм. Этот этап характеризовался почти полным отсутствием каких-либо нормативных документов, которые бы регулировали все стороны аудиторской деятельности, не говоря о каких-то основополагающих методиках в области аудита. В то время аудиторы могли опираться лишь на опыт деятельности государственных контролирующих органов, а заключительный отчет по окончании своей работы предоставлялся в произвольной форме.
Можно считать, что в начале 90-х годов XX века система аудита в нашей стране уже сложилась, но дальнейшее развитие без закрепленной нормативной базы не представлялось возможным. Первым нормативным документом, регулирующим аудит в России в общенациональном масштабе, стал Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2263 «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с этим Указом при Президенте РФ была создана специальная комиссия по аудиторской деятельности, в сжатые сроки были утверждены критерии для проведения обязательного аудита, установлен порядок аттестации и лицензирования аудиторской деятельности, созданы учебно-методические центры по подготовке аудиторов, началась работа по формированию национальных аудиторских стандартов. Данный нормативно-правовой акт определил понятие аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов, аудиторских фирм, основы регулирования данного вида государственной деятельности. Органом, осуществлявшим государственно регулирование аудиторской деятельности в тот период, была Комиссия по аудиторской деятельности.
Главной задачей этой Комиссии была разработка аудиторских стандартов. Комиссией по аудиторской деятельности с 1996г. по 2000г. было разработано порядка 37 аудиторских стандартов. 6 мая 1994 г. выходит постановление правительства №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», благодаря которому появилась возможность обеспечить высокий уровень квалификации аудиторов. Министерство финансов Российской Федерации обеспечивало организацию проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности. В 1995 году была создана Аудиторская Палата России, после чего на территории всей страны начали появляться различные аудиторские объединения, а также были установлены межнациональные контакты с рядом аудиторских организаций из других стран. Это сыграло важную роль в развитии аудиторской ниши страны, так как была возможность прохождения стажировок за границей, что способствовало преемству опыта зарубежных коллег [18, с. 53].