Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Lover management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
Менеджмент - орган коммерческого Если на речь о предприятие, то люди в виду, всего, т. е. руководство предприятия, что оно в [13, .
Предприятие действовать через свои а это через или Предприятие, от его формы иметь
Определение «менеджмент» о том, что является органом, в индустриальном
Любое любое решение, менеджментом, - это экономического Таким эффективность и менеджеров измерять лишь с показателей результатов. - практическая чем или хотя он как то, так и другое.
В время сильной между разных и почти всех рынков в руководства (менеджмента) существенные
Если успешным был тот, кто всех на ситуации на то хорошим считается который для предприятия новые который не пассивно на на но и сам рынок. Не зря что менеджмента в том, вначале желаемое а и
Главное в менеджменте - ставить перед собой цель, что отвечает интересам предприятия - Management by objectives («менеджмент постановкой целей»). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятия старого стиля.
В соответствии с еще одного определения менеджмента функция последнего заключается в том, чтобы создавать рентабельное предприятие на основе имеющихся людских и материальных ресурсов.
Предприятие должно поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять лучшие услуги, чем услуги конкурентов.
Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. Впрочем, предприятие - прежде всего люди.
Отсюда следует третье определение термина: менеджмент - это организация работы людей, сотрудников. Люди являются важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Финансовые средства, капитал для осуществления новых инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов.
А найти компетентных сотрудников намного сложнее. Еще греческий философ Платон заметил, что хорошее общество - это больше, чем сумма его отдельных частей [18, с.117].
Анализ процесса управления предприятием дает возможность отделить две взаимосвязанные составные части: функционально-технологическую и организационно-человеческую. По функционально-технологическому аспекту управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и др.
Организационно-человеческим аспектом процесса управления, является объект изучения менеджмента, который возникает из потребности целеустремленности, согласованности работы членов коллектива. Менеджмент можно определить как процесс воздействия на коллектив и отдельных работников для достижения желаемых результатов, целей.
Следует понять, что работа менеджера охватывает различные стороны производственной деятельности людей, работы машин, компьютерных устройств и тому подобное и заинтересованности каждого работника.
Таким образом, менеджмент является составным элементом управления и по сравнению с ним охватывает относительно узкую сферу, что включает социальные системы (людей), целью которых может быть производство товаров и их реализация, предоставление различных услуг потребителям в рамках определенной организации, которая действует в рыночных условиях.
Для достижения этой цели в менеджменте применяется совокупность функций, принципов, методов, средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на социальные системы (людей).
Широко распространенное понятие менеджмента как искусства управления. Оно базируется на том, что хозяйственные организации - это сложные системы, на функционирование которых влияют разносторонние факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять таким сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки.
Сегодня менеджмент основывается на следующих постулатах: [2, с.76]
- внешняя среда организации (предприятия, фирмы) чрезвычайно измененное и подвижное;
- каждый сотрудник фирмы - прежде всего личность, а не «инструмент» для обеспечения прибыли;
- управление - сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться в течение жизни.
Итак, цель менеджмента – обеспечение прибыльности или доходности деятельности организации на основе рационального налаживания производственного процесса управления, развития материально-технической и технологической базы, эффективного использования кадрового потенциала и привлечения средств. Задача менеджмента – конкретизирована в пространстве и времени содержание цели менеджмента для отдельных структурных подразделений исполнителей согласно их функционального назначения.
ГЛАВА 2. Основные функции менеджмента
Под функциями менеджмента следует понимать относительно обособленные направления управленческой деятельности (трудовые процессы в сфере управления), которые обеспечивают управленческое действие. Они отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Процесс управления осуществляется путем реализации определенных функций. Определение перечня этих функций - одна из важнейших задач теории менеджмента.
Управление рассматривается как процесс, поскольку работа для достижения цели при помощи другой - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также является процессом, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс управления - это общая сумма всех функций, а именно: [7, с.130]
- планирования;
- оргаизация;
- мотивация;
- контроль.
Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
2.1 Основные положения планирования
Планирование как функция управления предприятием - объективно необходимый процесс определения целей деятельности на определенный период, а также средств, способов и условий их достижения. Именно планирование объединяет структурные подразделения предприятия (организации) общей целью деятельности, придает всем процессам одной направленности и координации, благодаря чему наиболее полно и эффективно используются имеющиеся ресурсы, профессионально решаются разнообразные управленческие задачи.
Функция планирования предполагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации для их достижения.
Функция планирования отвечает на следующие вопросы: [17, с.221]
1. Где находится организация в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных сферах деятельности, как:
- финансы;
- маркетинг;
- производство;
- научные исследования и разработки;
- трудовые ресурсы.
2. Как планирует развиваться организация (направление развития)? Оценивая возможности и угрозы, возникающие во внешней среде, руководство определяет, какими должны быть цели организации и какие факторы могут негативно влиять на достижение определенных целей.
3. Как организация пытается достичь определенных целей? Руководители должны решить, что должны делать члены организации для того, чтобы достичь определенных целей как в общих, так и в конкретных направлениях.
С помощью планирования руководство может установить основные направления усилий организации и принять решения, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.
Планирование в организации - это не отдельное одноразовое действие, поскольку: [14, с.112]
- возникает необходимость определить пересмотрены цели организации после реализации ранее установленных целей, чтобы продлить срок существования организации (внутреннюю среду);
- существует постоянная неопределенность будущего (внешняя среда).
Основные преимущества планирования: [22, с.302]
- дает возможность подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;
- поясняет возникшие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- создает предпосылки для повышения квалификации менеджеров;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации.
Пределы планирования определяются рядом объективных и субъективных причин, к которым относятся:
- неопределенность рыночной сферы. Устранение неопределенности - это устранение самого рынка;
- сознательное регулирование рыночных отношений, что частично может осуществляться следующими способами: вертикальная интеграция, контроль над спросом, контрактные отношения, создание предпринимательских сетей.
Вертикальная интеграция - это присоединение путем слияния и поглощения фирмы-поставщика и (или) фирмы-клиента [27, с.99]. То есть объединяют фирмы, которые входят в состав логистической цепи. Таким образом, внешние сделки превращаются во внутренние. Как результат фирма получает элементарную гарантию постоянных и стабильных поставок сырья, капитала, рабочей силы, а также регулирует затраты на приобретение необходимых экономических ресурсов.
Контроль над спросом - предполагает, что фирма имеет возможность контролировать объем реализуемой продукции, путем воздействия на спрос [27, с.101]. Один из вариантов контроля над спросом - установление монопольного влияния на рынке. Другой эффективный и устойчивый источник воздействия на спрос - маркетинговая деятельность фирмы.
Контрактные отношения - наиболее надежный способ устранения неопределенности и получения возможностей планирования своей деятельности [27, с.102]. Сущность контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, которую он способен произвести, а затем, после соответствующей подготовки, производит товар. Между потенциальным покупателем и продавцом оформляется надлежащим образом соглашение, в котором обязательно указывается цена, объем продукции, срок действия контракта.
Предпринимательские сети - это объединение фирм, которые экономически заинтересованы друг в друге, на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества, основанные на доверии [27, с.102]. От вертикальной интеграции предпринимательские сети отличаются независимостью и свободой действия каждого из участников сети. Фирмы-участники сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность как юридические лица.
От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они регулируются не законодательной базой, а морально-этическими нормами, отношениями доверия и заинтересованности.
Недостатки планирования:
- необходимость дополнительных затрат на исследования, информацию, организацию отдела планирования и привлечение дополнительного персонала;
- необходимость значительных затрат времени - наиболее ограниченного и дефицитного ресурса.
Содержательная характеристика планов предполагает вычленения за определенными признаками показателей, по которым устанавливаются плановые задачи, определяется степень их выполнения, оценивается деятельность предприятия вообще.
По экономическому содержанию показатели делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели необходимы для материально-вещественного выражения и обоснования плана. Это количество продукции, что производится, необходимые материалы, оборудование и др. Стоимостные показатели используются для характеристики общих объемов производства, темпов его развития, размеров затрат, доходов и тому подобное.
Между натуральными и стоимостными показателями существует тесная связь и взаимозависимость. Стоимостные показатели рассчитываются на из натуральных. Вместе с тем, исходя из обобщенной стоимостной оценки затрат и результатов, они стимулируют рациональное использование ресурсов, рост эффективности производства.
По экономическому назначению показатели делятся на количественные и качественные. Первые характеризуют абсолютные объемы производства и ресурсов, которые потребляются, а именно: объем продукции, материалов, производственные фонды, количество работников и прочее. Вторые показывают эффективность использования производственных ресурсов и всего процесса производства: производительность труда, материалоемкость продукции, фондоотдачу, себестоимость продукции и тому подобное [25, с.207].
Различают также абсолютные и относительные показатели. Первые характеризуют определенное явление абсолютно, без сравнения с другими показателями. Такое сравнение делается по относительным показателям. Например, количество работников как абсолютный показатель дает информацию о степени использования фактора живого труда. Но если этот показатель соотнести с объемом производства или сравнить объем производства с количеством работников, то получим относительный показатель трудоемкости единицы продукции (производительности труда одного работника) [25, с.210].