Файл: раскрытие основных функций менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, чтобы эффективно мотивировать сотрудников, менеджеру необходимо прописать и объяснить каждому цели работы предприятия, обосновать полезность действий, внедрить в корпоративные отношения некоторые общие ценности, культурную атрибутику, традиции. Следовательно, нужно больше внимания уделять неэкономическим методам мотивации, а также мотивации женщин и молодых специалистов, которые на нынешнем этапе практически не используются в организациях.

2.4 Сущность, виды и основные задачи контроля

Контроль - одна из функций управления, без которой не могут быть в полной мере реализованы все другие функции.

Посредством контроля обеспечивается правильная оценка реальной ситуации и создаются предпосылки нормальной деятельности организации.

Контроль выступает одним из главных инструментов обработки политики и принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование организации и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Слово «контроль» как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности - словом все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Именно через это контроль относится к функциям управления, сущность которых трактуется неправильно.

Контроль обеспечивает достижение организацией своих целей. Этот процесс состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда организация сформулировала миссию, цели и задачи для их достижения. Контроль является неотъемлемым элементом самой сути организации, ибо ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

Основной задачей контроля в предприятиях является процесс обеспечения достижения целей и миссии организации. Необходимость контроля как функции менеджмента определяют следующие факторы: [15, с.126]

- опасность возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие внутри организации, переплетаются, если их своевременно не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей.


- целесообразность поддержки успеха организации. Сравнив реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успеха, а где потерпела неудачу.

Определяя успехи и неудачи организации и их причины, руководство имеет возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить наиболее высокие темпы продвижения ее к намеченным целям.

Необходимость контроля вызвана жестокой борьбой за рынки сбыта товаров, давлением со стороны конкурентов и тому подобное.

Объектами контроля являются соответствующие работники, а осуществляют контроль их непосредственные руководители.

Целью контроля, согласно Мескона, Альберта и Хедоури, есть содействие тому, чтобы фактические результаты больше соответствовали ожидаемым, а поэтому виды контроля отличаются по времени его осуществления в процессе управления организацией [21, с.133].

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль, или контроль, предшествующий совершению действий, реализуется разработкой и использованием правил, процедур, инструкциям [25, с.208]. На предприятиях используют предварительный контроль человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Относительно человеческих ресурсов, предварительный контроль предусматривает анализ деловых и личных качеств, необходимых для выполнения тех или других должностных обязанностей. Этого достигают составлением квалификационной характеристики, которой следует придерживаться при подборе кадров на конкретную должность.

Предварительный контроль материальных ресурсов заключается в разработке стандартов качества сырья и товаров и проверке их соответствия на нужном уровне. С целью осуществления предварительного контроля финансовых ресурсов разрабатывают бюджет (смету), где определяют предельные значения расходов, чтобы избежать нерационального их использования.

Текущий контроль осуществляют непосредственно во время выполнения работ. Текущий контроль основывается на оценке фактических результатов уже после выполнения работы, требует механизма обратной связи и позволяет выявлять возможные отклонения результатов труда от поставленных целей, а в случае необходимости вносить коррективы в действия работников.

Заключительный контроль - это контроль, при котором обратная связь используются после выполнения работы [30, с.129]. Он необходим для учета организацией возможных будущих ситуаций, с которыми будет иметь дело организация, а также для обеспечения мотивации работников. Осуществляя контроль, менеджеры должны помнить, что многие работники воспринимают эту функцию негативно, поскольку опасаются критики и взысканий за выявленные ошибки в их деятельности.


Поэтому следует знать о том, что под воздействием контроля возможны следующие виды поведения людей: [14, с.120]

а) поведение, при котором люди будут лучше работать над тем, что попадает под контроль, то есть является его предметом;

б) поведение, которое может способствовать передаче работниками ложной или неточной информации;

в) поведение, направленное на сокрытие необходимой для контроля информации.

Поэтому при разработке процедуры контроля, менеджеры должны учитывать поведение персонала организации.

Контроль как инструмент управления должен стимулировать производительность труда, развитие персонала организации и объединения его для преодоления недостатков на пути достижения поставленной цели.

Для того чтобы контроль мог качественно выполнять свою задачу, то есть обеспечить достижение целей организации, он должен: [5, с.152]

1) отражать приоритеты организации в соответствии со стратегической направленности ее деятельности. Контроль должен отражать стратегические цели организации;

2) ориентироваться на достижение конкретных конечных результатов.

Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, определить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы помогать работникам решить задачи, которые стоят перед организацией.

В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает запланированных целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем;

3) соответствовать тому виду деятельности, которая является основной для организации. Контроль должен объективно оценивать то, что действительно важно.

Так, на предприятиях контроль прибыли более важен, чем контроль объема реализации, поскольку товарооборот может увеличиваться и при низкой эффективности деятельности вследствие роста цен на товары и услуги;

4) обеспечивать своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в частоте или скорости его проведения, а в оптимальной периодичности;

5) отличаться простотой. Простые методы контроля требуют меньше усилий и затрат, а главное - они понятны персоналу. Очень сложная система контроля неэффективна, поскольку люди ее не понимают и не поддерживают;

6) обеспечивать гибкость применения контрольных операций.

Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к изменениям, которые происходят в деятельности организации;

7) быть экономичным, то есть основываться на сравнении расходов на контроль с его действенностью.


Отечественный и зарубежный опыт показывает, что существенному повышению эффективности контроля, особенно в крупных организациях, способствует созданию информационно-управленческой системы контроля.

Такая система должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и будущем. Она основывается на широком использовании компьютерной техники и ориентирована на пользователя.

Контроль - фундаментальный элемент процесса управления [19, с.306]. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, почти все эти процессы являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в определенной организации.

Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основные управленческие функции остались сравнительно неизменными. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Основные функции имеют самостоятельность и следуют одна за другой, пока каждая конкретная не выполнится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное рыночных в России во определяется современных отношений, повышением экономики. менеджмент, обеспечивает интеграцию процессов в организации.

Менеджмент - понятие в экономике. Его экономисты, финансисты, и все, кто бизнеса.

Управлять - вести к его извлекая возможности из ресурсов. нового часа глубокие по а для нужно представлять и менеджмента.

Изменение производственной необходимость приспособления к ней управления, не на его но и на функций по ответственности, их и т.д. Речь идет, всего, о системе (принципах, методах, структуре), порождена необходимостью и рыночной хозяйствования, с в очередь потребностей, заинтересованности в конечных растущими с населения, товарно-денежных широким новейших научно-технической Все это от фирм к условиям, возникающих в и процессах.

Первостепенная менеджмента в организационной творческого климата, работников на Руководители призваны инициаторами в реализации и перемен.

Обосновано, что основными функциями управления являются: планирование, организация, мотивация и контроль. На практике функции управления тесно связаны друг с другой. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятия в рыночных условиях, несмотря на внешние или внутренние факторы воздействия.


Итак, в условиях рыночных отношений эффективность управления играет одну из главных ролей в процессе эффективной деятельности предприятия, поэтому правильная организация развития предприятия является одной из основных задач современного менеджмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адизес И. Стили менеджмента – эффективные и неэффективные / Ицхак Калде- рон Адизес ; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 199 с.
  2. Базна Л. Г. Менеджмент: Для бакалавров / Л. Г. Базна. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.
  3. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2015. – 368 с.
  4. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов / В.И. Бовыкин. – М.: Экономика, 2016. – 188 с.
  5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2013. – 496 с.
  6. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономист, 2014. – 528 с.
  7. Галькевич Л. П.  Основы менеджменту: учебник. / Л. П.  Галькевич, Р.С. Галькевич, В.И. Набоков. – М.: Финпресс, 2015. – 467 с.
  8. Герчикова А.Н. Менеджмент / А. Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 512 с.
  9. Глухов В.В. Менеджмент / В. В. Глухов. – СПб.: Питер, 2014. – 608 с.
  10. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом. Серия «Высшее образование» / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 352 с.
  11. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. – СПб : Питер, 2013. – 832 с.
  12. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб. пособие / В.В Ермаков. – М.: Изд-во МПСИ, 2015. – 208 с.
  13. Иванченко Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента / Л.А.Иванченко. – М.: Мысль, 2013. – 287 с.
  14. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. «Менеджмент организации» / Под ред. Ю.С. Давыдов, Г.П. Зинченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.
  15. Кабущкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабущкин. – Минск: БГЕУ, 2016. – 322 с.
  16. Кудашева Е. В. Менеджмент: для студентов вузов / Е. В. Кудашева. – Ростов н/Д .: Феникс, 2014. – 128 с.
  17. Курило О. Ю. Менеджмент: Учебное пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации», Совет УМО вузов России / О. Ю. Курило. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 440 с.
  18. Лиходед С. А. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / С. А. Лиходед. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.
  19. Мартинец А. Н. Менеджмент: учебник для студентов экономических спец. вузов, УМО вузов России / А. Н. Мартинец. – СПб.: Питер, 2013. – 601 с.
  20. Мартыненко В. К. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки: Курс лекций; СОФ НИУ «БелГУ». – Старый Оскол.: ТНТ, 2014. – 248 с.
  21. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2013. – 199 с.
  22. Менеджмент / Под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2015. – 496 с.
  23. Носов А. М. Общий менеджмент: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров, М-во образования РФ / А. М. Носов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
  24. Сладкевич В.П. Современный менеджмент (в схемах). Опорный конспект / В. П. Сладкевич. – СПб.: Питер, 2013. – 154 с.
  25. Теория менеджмента: Учебник для вузов по спец. «Менеджмент организации» / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.М. Лялина, УМО по образованию в. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  26. Туленков М.В. Современный менеджмент (теории, концепции, модели): учеб. пособие / М.В. Туленков. – К.: Центр политического менеджмента, 2016. – 376 с.
  27. Туленков М.В. Современные теории менеджмента: учеб. пособие / М.В. Туленков. – К.: Каравелла, 2014. – 304 с.
  28. Хмель Ф.И. Основы менеджмента: Учебник / Ф.И. Хмель. – К.: Академиздат, 2015. – 450 с.
  29. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 446 с.
  30. Шаткий Ю. М. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, специалистов – практиков / Ю. М. Шаткий. – М.: Проспект, 2015. – 306 с.