Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь в России обозначено коренными политическими, социально культурными, экономическими изменениями во всех сферах.
Формируется рыночная среда, в которой менеджмент приобретает особое значение для любой организации. Менеджерские функции выполняют много людей, которым необходимы специальные знания. И это требует от них овладения менеджмента, что является одновременно и наукой, и искусством.
Сложные условия хозяйствования, изменения в технике и технологиях, растущие требования потребителей требуют от современных менеджеров всех уровней управления, новых знаний и навыков, которые бы отвечали требованиям времени. Жизненная необходимость в использовании стратегического управления, как одного из самых эффективных и прогрессивных средств управления организацией, развитие движимо рыночных отношений, положительными сдвигами в экономике, возрастающей конкуренцией на любом рынке. Термин «менеджмент» происходит из английского языка и означает «управлять», управлять стоять во главе, заведовать, быть способным справиться с какой-то проблемой. Менеджмент – это система, предусматривающая осуществление способов, принципов управления, умение направлять труд людей знания, опыт, интеллект на достижение поставленных целей.
Система не стала, а постоянно изменяющаяся. Это процесс согласования деятельности людей, объединенных в организацию для достижения общей цели.
Процесс управления осуществляется путем реализации определенных функций.
Как было определено менеджмент можно рассматривать как процесс, а сам процесс, в свою очередь, – как серию непрерывных, взаимосвязанных действий.
Взаимосвязанные действия, которые важны для достижения успеха любой организации, и называются функциями менеджмента. Они отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.
Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе, начиная с А. Файоля и Г. Черча, осуществляются попытки определения этого понятие, разработки и описания основных функций управления (П.М. Керженцев, Г.А. Слезингер, А.А. Годунов, В.Г. Афанасьев, Г.X. Попов, А.Г. Ковалев, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Ф. Генов, P. X. Шакуров и др.)
Объектом исследования выступают функции менеджмента.
Предмет курсовой работы: система менеджмента.
В многочисленных стратегиях и программах социально - экономического развития России доминирует техногенный подход. Основные усилия направляются на поддержание прежде высокоиндустриализуемого технологического уклада. Такое направление не способствует преодолению широкого спектра явлений кризисного характера, обусловленных нерациональным использованием ресурсов, ориентацией исключительно на текущее потребление. В этом контексте сфере услуг отводятся важные функции по обеспечению постиндустриальных трансформаций экономики и формирование надлежащих условий жизнедеятельности населения. Сказанное определяет актуальность исследования проблем функционирования сферы услуг и создание эффективной системы управления этим сектором экономики.
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные понятия менеджмента;
- рассмотреть основные категории менеджмента;
- охарактеризовать менеджмент как вид деятельности;
- раскрыть понятие и содержание основных функций менеджмента.
Методы исследования. Основными методами при написании работы является исследование методической литературы по данной тематике.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 36 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 30 источников.
ГЛАВА 1. Сущность и значение современного менеджмента
1.1 Понятия менеджмент
Менеджмент как одно из направлений управленческой деятельности определился в конце XIX - начале XX века. Объективная потребность в науке о менеджменте была обусловлена накоплением, развитием концентрации и централизации капитала и машинного производства на основе свободной конкуренции. На этой почве возникали крупные предприятия, на которых работали сотни, тысячи рабочих. В связи с этим возникли проблемы организации производственного процесса, его планирования, стимулирования работников, обеспечения эффективного контроля, учета и тому подобное. Именно эти процессы обусловили необходимость исследования закономерностей управления трудовыми коллективами, выяснения управленческого влияния на деятельность предприятия, его работников. В ходе этих научных исследований были разработаны и обоснованы механизмы и рекомендации, сформулированы первые принципы менеджмента.
Менеджмент как концентрация рыночного управления направлен на совершенствование управления деятельностью отдельных субъектов хозяйствования. Реализация менеджмента в практической деятельности предприятий выступает как система управления. Следовательно, менеджмент регулируется законами рыночных отношений и направлен на организацию управления деятельностью предприятия в рыночной среде, которое меняется.
В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также отрасль знания, которая помогает осуществлять эту функцию [9, с.302]. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Понятие «менеджмент» широко трактуется в мировой литературе по управлению. Например, в Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» определяется как способ (манера) общение с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица [15, с.89]. В одном из русских словарей иностранных слов «менеджмент» переводится как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности [12, с.74].
Термин «менеджмент» происходит от анг. manage означает «руководить, управлять, стоять во главе, заведовать, быть способным справиться с чем-то, какой-то проблемой».
Иногда под менеджментом понимают самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы ХХ века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в очень влиятельную общественную силу. Роль этой растущей общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда появились корпорации гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто стоит рядом с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли созданием и реализацией определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Термин «менеджмент» применяется к любому типу организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, целесообразнее использовать термин «public administration» - «государственное управление» [4, с.52].
Развитие менеджмента как науки был обусловлен объективными преобразованиями во всех сферах общества. Появление крупного машинного производства, развитие техники и технологии, наращивании масштабов производственно-хозяйственной деятельности способствовали формированию научно обоснованных подходов к планированию, организация, стимулирование, контроль и регулирование деятельности организаций, информационного обеспечения, принятия управленческих решений.
Современный менеджмент продолжает пополняться новыми знаниями, среди которых важное место занимают проблемы организационной культуры и инноваций, разработки по вопросам руководства, в сфере поведенческих наук, изучающих пути активизации людей в организациях.
1.2 Основные категории менеджмента
К основным категориям менеджмента относятся понятия организации, процесса и функций управления, уровней управления, принципов и методов менеджмента, стилей и культуры руководства (лидерства), коммуникации, управления коллективом (группой) и тому подобное.
Таким образом, менеджмент является составным элементом управления и по сравнению с ним охватывает сравнительно узкую сферу, что включает социальные системы (людей), целью которых может быть производство и их предоставление услуг в определенной которая в условиях.
Для этой цели в применяется функций, методов, с которых осуществляется воздействие на системы
Понятия [6,
1) и управления;
2) управления фирмы;
3) принятия решений.
Под основами понимается научных которая теоретическую базу управления. Термин «организация представляет вид по людьми персоналом). принятия часто самостоятельной деятельности подразделений.
Принципы и менеджмента - это и управление организации.
Предметом является законов и целенаправленной организаций, в управления.
Принципиальным вопрос о том, относится ли эта к .
Для выделения менеджмента в самостоятельную науку необходимо: [26, с.128]
1) наличие самостоятельного объекта исследования (управленческие отношения);
2) самостоятельные, специфические методы исследования (в менеджменте используются общеэкономические методики).
На фоне представления о можно дать характеристику это управляющий, постоянную и полномочиями в принятия решений по видам функционирующее в экономике.
Применяется к: [28,
1) в или его
2) любых в отдельных или целевых
3) к любого управления, работу.
По с менеджмент сравнительно сферу, включает -экономические (предприятия), которых производство и различных то есть речь идет об предприятием.
Управление экономической предприятием может быть в двух субъекта и управления. управления - окружающей персонал другие на направлены управленческие Субъект - группа лиц, которые управление. От управления к поступает командной Информационный к управления данные о объекта о полученных команд.
1.3 Менеджмент как вид деятельности
Менеджмент - это особый вид самостоятельной деятельности в фирме любого направления деятельности, работает в условиях рыночных отношений для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений.
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которого менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Менеджер автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.
Современный менеджмент - группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские управленческие функции [20, с.115].
Общее для двух терминов связано с координацией совместного труда. Предметом исследований являются отношения, возникающие в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.
Управленческий труд выступает как совокупная работа. Деятельность по управлению может считаться эффективным, поскольку приносит определенную часть прибыли предпринимательской деятельности.
В западных предприятиях различают: [16, с.83]
Тор management, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
Middle management - среднее звено управления (руководители управлений, департаментов и самостоятельных отделов);