Файл: Преемственность дошкольного и начального образования в рамках фгт и фгос. Формы работы Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Портрет выпускника начальной школы»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Работая в школе свыше 30 лет, стараюсь применять различные формы, методы, технологии в работе с детьми, которые приходят из детского сада в 1 класс. В этом учебном году у нас прошло интересное совместное мероприятие в МДОУ №31 «Ручеёк». Накануне празднования 235-летия села Александровского ученики моего 3а класса подготовили и провели театрализованный праздник народных игр. Готовясь к этому мероприятию, мне приходилось обращаться к воспитателю этой группы. Дети 3 класса и малыши готовили исторические сообщения о селе Александровском, стихи о селе, которые написали поэты нашего района. В самом празднике участвовали все дети. А так как для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, то и было очень весело.

Но, готовясь к этому мероприятию, мне пришлось обращаться к методике проведения физкультурного занятия в детском саду. В самом начале я подобрала игры более спокойные- разминочные, потом более быстрые - подвижные, а затем малоподвижные и в конце на расслабление ученики провели упражнения. В игре дети поддерживали ритм деревянными ложками, бубнами.

Ребенок не  пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.  

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.


Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). В этом нам помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”,позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала расчленено, дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности.

Многие критикуют ФГТ за то, что там нет слова «занятие». В данном случае надо определить, что мы понимаем под этим словом. Даже по звучанию оно достаточно далеко стоит от слова «урок». Когда речь идет о занятии в детском саду, почему-то считается, что имеется в виду мини-урок. Такие занятия критикуются. Занятие можно трактовать более широко. К счастью, занятий, которые выстроены как урок, становится меньше в детских садах. В нашем детском саду занятие – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе предлагает определенное образовательное содержание. Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не  механически отвечать на вопросы после поднятия руки.

Конечно, для реализации Федеральных Государственных Требований в  плане  преемственности  необходим ряд условий:

  • высокопрофессиональные специалисты;

  • специально организованная развивающая среда;

  • методическое обеспечение;

  • сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).


Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.