ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЯ БЕЗ ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ
Для развития логического мышления
Развитие логического мышления — одна из главных задач уроков математики. Многие дети акцентируют внимание только на числовых данных и не видят сути задания. Для развития умения работать над с о-держанием задания, для развития л о-гического мышления на каждом уроке даю задания без числовых данных. Начинаю эту работу с I класса. Как только перехожу к знакомству детей с арифметическими действиями, сразу ввожу задания без числовых данных. И чтобы было интересно, использую для составления выражений геометрические фигуры (треугольники, кружки, квадраты и т. д.) разного цвета, условно обозначающие любое число.
Сначала учу читать составленные выражения, например, на табло составлено:
Д+0 П-Д
Читаем: к одному числу прибавили другое или одно число плюс другое; из одного числа вычли другое или одно число минус другое.
Затем даю задание, например: «У Лизы тетради и у Вани тетради. Сколько всего тетрадей у детей?» Учащиеся выходят к доске, берут любые геометрические фигуры и составляют решение: П+П.
Очень важно довести до сознания детей разницу в формулировке задания: «образуй второе число», «увеличь это же число...». Многие автоматически выполняют задания вида: «Одно число 5, а второе на 2 больше. Чему равно второе число?» и «Одно число 5 увеличь его на 2». Дети не видят разницы в этих заданиях, а отсюда и неумение решать задачи в два действия.
Задания без числовых данных помогают увидеть различия в формулировках этих заданий.
Ставлю на первую полку наборного полотна фигуру, например О, и говорю, что кружок обозначает любое число. Предлагаю уменьшить его на несколько единиц. Выходит ученик, объясняет, что он из этого числа вычтет несколько единиц. Берет знак «минус», любую геометрическую фигуру и составляет выражение: О—Д. Говорит, что он получил новое число, уменьшив первое.
Ставлю на вторую полку кружок (число) и прошу образовать другое число, которое на несколько единиц меньше нового. Ученик выходит к доске и сопровождает свои действия объяснением: «Беру такое же число, обозначенное кружком, и уменьшаю его на несколько единиц». На наборном полотне получилось: О—А. Делаю вывод, что в первом случае мы уменьшили число, которое у нас было, а во втором — первое
число осталось таким, каким было в первом случае, но мы образовали другое, новое число, которое на несколько единиц меньше первого.
Для отработки понимания взаимосвязи между математическими понятиями и знаками действия составляю выражение без числовых данных и спрашиваю, что оно обозначает, например: Д — О. Учащиеся отвечают: «Одно число уменьшили на несколько единиц; узнали, на сколько первое число больше второго; узнали, на сколько второе число меньше первого». '
Для закрепления провожу игру «Угадай!». Выставляю любую геометрическую фигуру, вызываю ученика и тихо-тихо, чтобы не слышал класс, даю ему задание — увеличь (уменьши) число или образуй новое число, которое больше или меньше первого. Ученик молча работает у доски, а класс угадывает, какое задание было дано.
Нравится детям и такой вид работы:
к доске выходят двое, одному даю карточку с заданием:
1) Уменьши П в А раз.
2) На сколько Д больше О?
3) Первое число — П. Второе число — ?, на О больше. Ученик, получивший карточку, читает вслух задание: 1) уменьши число в несколько раз; 2) на сколько одно число больше другого? 3) первое число — несколько единиц, второе число на несколько единиц больше.
В этой работе очень важно уметь правильно прочитать задание. Второй ученик составляет или записывает на доске решение. После записи сначала свое мнение высказывает читающий задание, а затем класс. Учащимся нравятся эти игровые моменты, и работа проходит живо.
Подобную работу провожу и во II и в III классах, усложняя задания.
Для индивидуальной, групповой, работы в паре использую карточки вида:
Слабые ученики работают в паре с сильными или три-четыре человека по одно» карточке у доски.
Этот вид работы я использую и для отработки навыков взаимосвязи с величинами: цена, количество, стоимость; ско-ность, время, расстояние. Работа проводится аналогично.
Проводимая мною работа способствуе1 активизации мыслительной деятельности детей и развитию их логического мышления
Р. М. ЛИНЕВА учитель школы-интерната № 3
Выполнив задание, учащиеся проверяют свою работу по обратной стороне карточки.
В этой работе важно научить детей правильно читать задания, например: «на О ед. больше, чем П» читается: на несколько единиц больше, чем данное число; или: «на сколько О больше, чем А?» читается: на сколько одно число больше, чем другое?
Если работу проводить регулярно, учащиеся легко усваивают запись и терминологию. Задания эти способствуют повышению эффективности усвоения материала и нравятся детям.
Постепенно ввожу в работу текстовые задачи без числовых данных, например:
«Стул стоит несколько рублей, а стол на несколько рублей дороже стула. Сколько стоит стул? Сколько стоят стул и стол вместе?»
На первом этапе работа выполняется коллективно с использованием наглядности. На наборном полотне — предметные картинки. Первый ученик ставит геометрическую фигуру под рисунком стула, обозначая его цену; второй ученик под рисунком стола ставит такую же геометрическую фигуру, объясняя, что стол стоит столько же, затем ставит знак плюс и любую другую геометрическую фигуру. Дети говорят, что стол стоит столько же да еще несколько рублей — это ответ на первый вопрос. Затем отвечают на второй вопрос, добавляя знак «плюс» и объясняя: «Чтобы узнать, сколько стоят стол и стул вместе, надо к тому, что заплатили за стул, прибавить то, что заплатили за стол:
Д+(Д+0)».
Во II и III классах больше даю подобных заданий для самостоятельной работы. Раздаю карточки с текстом задачи, например:
Дети читают текст, употребляя вместо геометрических фигур слово несколько. Выполнив работу, учащиеся сразу проверяют себя^ перевернув карточку.