Файл: Методика психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ»1

(И.А. Баевой)
Методика предназначена для исследования психологической безопасности образовательной среды школы.

Опросник состоит из трех частей:

  1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде.

  2. Выбор значимых характеристик образовательной среды и индекс удовлетворенности ими.

  3. Индекс психологической безопасности образовательной среды школы.


Интегральный показатель отношения к образовательной среде
Отношение к образовательной среде может проявляться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального). Номера вопросов, направленные на выявление компонентов отношения, представлены в таблице 17.

Таблица 17

Компоненты отношения к образовательной среде школы

в оценках субъектов образовательного процесса


Субъект

Компонент

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

Учитель

1, 4, 11

2, 6, 8

3, 5, 10

Ученик

1, 4а, 4б

2, 6, 8

3, 5, 10

Родитель

1, 4

3, 5

2, 6


Подсчет интегрального показателя отношения к образовательной среде производится следующим образом.

1. Этап – интерпретация ответов.

Шкалы с тремя вариантами ответов интерпретируются как:

«да» - позитивное отношение (+);

«не знаю» - нейтральное отношение (0);

«нет» - негативное отношение (-).

Шкалы с пятью вариантами ответов интерпретируются как:

«да», «пожалуй, да» - позитивное отношение (+);

«не могу сказать», «не влияет» - нейтральное отношение (0);

«нет», «пожалуй, нет», «обычно плохое», «чаще плохое» - негативное отношение (-).

Шкалы с девятью вариантами ответов интерпретируются как:

1-3 балла – позитивное отношение (+);


4-6 баллов – нейтральное отношение (0);

7-9 баллов – негативное отношение (-).

2 этап – подсчет показателей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде.

Показатели когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде определяются следующими сочетаниями:

- позитивное отношение к образовательной среде школы. К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных ответа, а третий имеет любой другой знак: +++, ++0, ++–;

- нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы. Эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки: 000, +00, -00, +-0;

- негативное отношение к образовательной среде школы. Сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком: ---, --0, --+.

3 этап – подсчет интегрального показателя отношения к образовательной среде.

Интегральный показатель отношения к образовательной среде определяется тем же методом (см. 2 этап) на основе анализа сочетаний показателей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения к образовательной среде.

Далее вычисляется процент респондентов с положительным (+) интегральным показателем отношения к образовательной среде, на основе чего определяется уровень отношения к образовательной среде школы в данной группе респондентов (Таблица 18).
Таблица 18

Уровни отношения к образовательной среде школы


Количество респондентов с положительным интегральным показателем отношения к образовательной среде школы, %

Уровень отношения к образовательной среде школы

0-20

Низкий

21-40

Ниже среднего

41-60

Средний

61-80

Высокий

81-100

Очень высокий




Выбор значимых характеристик образовательной среды

и индекс удовлетворенности ими
Во второй части опросника (задание 7) предлагаются одиннадцать характеристик образовательной среды. Каждый испытуемый должен выделить пять наиболее значимых, по его мнению, характеристик образовательной среды и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале.

Индекс удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды для каждого испытуемого представляет собой среднее арифметическое оценок характеристик образовательной среды, выбранных в задании 7.
Таблица 19

Уровни удовлетворенности характеристиками

образовательной среды школы


Суммарное число баллов

Степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы

Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы

1-1,9

Совсем нет

Низкий

2-2,9

В небольшой степени

Ниже среднего

3-3,9

В достаточной степени

Средний

4-4,9

В большой степени

Высокий

5

В очень большой степени

Очень высокий


Индекс психологической безопасности образовательной среды школы
Третий параметр – защищенность от психологического насилия. Третья часть опросника состоит из 1 вопросов для групп учащихся и родителей, 27 вопросов для группы учителей, с помощью которых субъекты образовательного процесса оценивают уровень защищенности.

Индекс психологической безопасности подсчитывается аналогично индексу удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Уровень защищенности определяется по таблице 20.
Таблица 20

Уровни защищенности в образовательной среде школы

Суммарное число баллов

Степень защищенности в образовательной среде

школы

Уровень защищенности

в образовательной

среде

0-0,9

Полностью незащищен

Низкий

1-1,9

Незащищен

Ниже среднего

2-2,9

Затрудняюсь сказать

Средний

3-3,9

Защищен

Высокий

4

Полностью защищен

Очень высокий



Анкета-опросник

«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»

для учителей
Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки образовательного процесса.

На каждый вопрос Вам нужно выбрать вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.


  1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

    Да

    Пожалуй, да

    Не могу сказать

    Пожалуй, нет

    Нет

  2. Цифра «0» характеризует работу, которая очень не нравится, «9» - работу, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

  3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?

    Да

    Не могу сказать

    Нет

  4. Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?

    Да

    Пожалуй, да

    Не могу сказать

    Пожалуй, нет

    Нет

  5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?

    Да

    Не могу сказать

    Нет

  6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

    Обычно плохое

    Чаще плохое

    Не влияет

    Чаще хорошее

    Обычно хорошее

  7. Их перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по пятибалльной системе.

    Характеристика школьной среды

    Степень удовлетворенности

    выбранной характеристикой

    в очень большой степени

    в большой степени

    в достаточной степени

    в небольшой степени

    совсем нет

    1. Взаимоотношения с учителями
















    2. Взаимоотношения с учениками
















    3. Эмоциональный комфорт
















    4. Возможность высказать свою точку зрения
















    5. Уважительное отношение к себе
















    6. Сохранение личного достоинства
















    7. Возможность обратиться за помощью
















    8. Возможность проявлять инициативу, активность
















    9. Учет личных проблем и затруднений
















    10. Внимание к просьбам и предложениям
















    11. Помощь в выборе собственного решения
















  8. Считаете ли вы свою работу увлекательной?


Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет




  1. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?

    Показатели психологической защищенности

    Полностью незащищен

    Незащищен

    Затрудняюсь сказать

    Защищен

    Вполне защищен

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1. От публичного унижения

    а) учениками

    б) коллегами

    в) администрацией
















    2. От оскорбления

    а) учениками

    б) коллегами

    в) администрацией
















    3. От высмеивания

    а) учениками

    б) коллегами

    в) администрацией

















    4. От угроз

    а) учеников

    б) коллег

    в) администрации
















    5. От обидного обзывания

    а) учениками

    б) коллегами

    в) администрацией
















    6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания

    а) ученики

    б) коллеги

    в) администрация
















    7. От игнорирова-ния

    а) учениками

    б) коллегами

    в) администрацией
















    8. От неуважи-тельного отношения

    а) учеников

    б) коллег

    в) администрации
















    9. От недоброже-лательного отношения

    а) учеников

    б) коллег

    в) администрации
















  2. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?

    Да

    Не могу сказать

    Нет

  3. Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива.