ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Архимедова сила.
Цели урока:
Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Дидактический тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок- беседа с элементами поиска.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа-проектор, динамометр, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Программное обеспечение: Power Point,
Учебник: А.В. Перышкин . Физика 7
План урока:
-
Организационный момент -
Повторение -
Изучение нового материала -
Исследовательская работа -
Закрепление нового материала -
Вывод -
Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Обратите внимание, у вас на столах лежат разного цвета листочки, возьмите белый лист-это карточка самооценивания, изучите критерии и поставьте отметку в первой строке.
Мотивация.
Прежде чем перейти к новой теме, давайте снова ответим на вопросы предыдущего урока (переформулированные): - Почему в воде вы сможете поднять свою маму?
- Почему в воде ходить по камушкам не больно, в отличии
берега?...
Ответ детей: -Существует выталкивающая сила.
Учитель. –Верно.,
- Как вычислить эту силу? Продемонстрируйте. (Опыт на демонстративном столе)
-чему она равна? (= весу жидкости в объёме погруженного в неё тела.) Запишите формулу:
А как направлена выталкивающая сила? Вверх!
Ученик. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.
Ещё в 3 веке до н.э выталкивающую силу изучал великий ученый – Архимед! В честь его выталкивающая сила стала называться- Сила Архимеда, которая «работает» по ЗАКОНУ АРХИМЕДА.
Итак, открывает тетрадь, записываем число, тема урока Закон Архимеда.
Какова же будет цель урока?
Информация об Архимеде на доске.
Задачи урока: -Выяснить от каких величин зависит и не зависит Архимедова сила.
- Выяснить условие плавания тел.
1.Учитель. От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование.
Исследовательская работа№1 (зеленым цветом листка)
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
-
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. -
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. -
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
-
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. -
Сравните эти силы. -
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
-
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле. -
Чем отличаются эти жидкости? -
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? -
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Задание четвертой группе
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду
, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от формы тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела.
!!! После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы, учитель демонстрирует ее на экране.
Его удобнее представить в программе Power Point (Таблицу переписать в тетрадь!)
Физ. Минутка.
2. Выясним условия плавания тел!
Исследование второе: (желтый цвет карточки)
Исследование №2 для 1 группы
1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной саморез, кусочек алюминия, (……….).
Выясните, какие из них тонут, а какие плавают?
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность воды ,кг\м3 | Плотность вещества ,кг\м3 | Тонет или плавает тело |
1000 | | |
| | |
| | |
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Исследование №2 для 2 группы.
1. Опускайте в воду по очереди пробку, деревянный брусок.
Выясните, какие из них тонут, а какие плавают.
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность воды , кг\м3 | Плотность вещества, кг\м3 | Тонет или плавает тело |
1000 | | |
| | |
| | |
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают.
Исследование №2 для 3 группы.
1. Опускайте в жидкость кусочек льда.
Выясните, тонут тело, или плавает.
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность жидкости, кг\м3 | Плотность вещества, кг\м3 | Тонет или плавает тело |
| | |
| | |
| | |
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают.
Закрепление полученных знаний.
Закрепление новой темы.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам выполнить задания.
Карточки (желтого цвета)
1 уровень
1) В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной? (в морской, т.к. плотность воды больше и выт сила больше)
2)Чему равна архимедова сила, действующая в воде на тело объёмом 125 см3? (1000*10*0,000125=1,25Н)
2 уровень
1)Свинцовая дробинка опускается на дно сосуда, наполненного маслом. Какие силы действуют на дробинку?
2)Плита размером 3,5м на 1,5м на 0,2м полностью погружена в воду. Вычислите силу архимеда, действующую на плиту. (= 3,5*1,5*0,2*10*1000=10500Н)
3 уровень
1) Березовый и пробковый шарики равного обьема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему? (Березовый, тк плотность больше)
2)Плита размером 4 на 0,3 на 0,25 метров погружена в воду наполовину. Какова архимедова сила, действующая на нее? (1500Н)
Выводы по уроку.
Учитель. С какой новой темой мы сегодня познакомились?
(Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила»)
От чего зависит сила Архимеда?
(Обьем, плотность жидкости, или от веса жидкости в обьеме погруженного тела).
Подведение итогов работы.
(Учитель отмечает наиболее хороших исследователей, указывает на причины неудач у тех, у кого они были)
На дом: пар. 51, 52, упр. 26,27.
Исследовательская работа№1
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
-
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. -
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. -
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод:
Исследовательская работа№1
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
-
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. -
Сравните эти силы. -
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод:
Исследовательская работа№1
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
-
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле. -
Чем отличаются эти жидкости? -
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? -
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод:
Исследовательская работа№1
Задание четвертой группе
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от формы тела.
Вывод:
Исследование №2 для 1 группы
1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной саморез, кусочек алюминия…
Выясните, какие из них тонут, а какие плавают?
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность воды, кг\м3 | Плотность вещества, кг\м3 | Тонет или плавает тело |
1000 | | |
| | |
| | |
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Исследование №2 для 2 группы.
1. Опускайте в воду по очереди пробку, деревянный брусок.
Выясните, какие из них тонут, а какие плавают.
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Плотность воды, кг\м3 | Плотность вещества, кг\м3 | Тонет или плавает тело |
1000 | | |
| | |
| | |
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде всплывает.
Исследование №2 для 3 группы.
1. Опускайте в машинное масло кусочек льда. Выясните, тонут тело, или плавает.