Файл: Архимедова сила.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока: Архимедова сила.

Цели урока:

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок- беседа с элементами поиска.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа-проектор, динамометр, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Программное обеспечение: Power Point,
Учебник: А.В. Перышкин . Физика 7

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение

  3. Изучение нового материала

  4. Исследовательская работа

  5. Закрепление нового материала

  6. Вывод

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Обратите внимание, у вас на столах лежат разного цвета листочки, возьмите белый лист-это карточка самооценивания, изучите критерии и поставьте отметку в первой строке.

Мотивация.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте снова ответим на вопросы предыдущего урока (переформулированные): - Почему в воде вы сможете поднять свою маму?

- Почему в воде ходить по камушкам не больно, в отличии

берега?...

Ответ детей: -Существует выталкивающая сила.

Учитель. –Верно.,

- Как вычислить эту силу? Продемонстрируйте. (Опыт на демонстративном столе)

-чему она равна? (= весу жидкости в объёме погруженного в неё тела.) Запишите формулу:

А как направлена выталкивающая сила? Вверх!

Ученик. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Ещё в 3 веке до н.э выталкивающую силу изучал великий ученый – Архимед! В честь его выталкивающая сила стала называться- Сила Архимеда, которая «работает» по ЗАКОНУ АРХИМЕДА.


Итак, открывает тетрадь, записываем число, тема урока Закон Архимеда.

Какова же будет цель урока?

Информация об Архимеде на доске.

Задачи урока: -Выяснить от каких величин зависит и не зависит Архимедова сила.

- Выяснить условие плавания тел.

1.Учитель. От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы - исследователи, вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Приступаем к работе. Группам выдается оборудование.

Исследовательская работа№1 (зеленым цветом листка)

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  2. Сравните эти силы.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.

  2. Чем отличаются эти жидкости?

  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

  4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Задание четвертой группе
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду

, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.

3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от формы тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела.

!!! После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы, учитель демонстрирует ее на экране.



Его удобнее представить в программе Power Point (Таблицу переписать в тетрадь!)

Физ. Минутка.

2. Выясним условия плавания тел!

Исследование второе: (желтый цвет карточки)

Исследование №2 для 1 группы

1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной саморез, кусочек алюминия, (……….).

Выясните, какие из них тонут, а какие плавают?

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность воды ,кг\м3

Плотность вещества ,кг\м3

Тонет или плавает тело

1000

























3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?

Исследование №2 для 2 группы.

1. Опускайте в воду по очереди пробку, деревянный брусок.

Выясните, какие из них тонут, а какие плавают.

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность воды , кг\м3

Плотность вещества, кг\м3

Тонет или плавает тело

1000

























3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают.

Исследование №2 для 3 группы.

1. Опускайте в жидкость кусочек льда.

Выясните, тонут тело, или плавает.

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность жидкости, кг\м3

Плотность вещества, кг\м3

Тонет или плавает тело





























3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают.

Закрепление полученных знаний.

Закрепление новой темы.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Карточки (желтого цвета)

1 уровень

1) В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной? (в морской, т.к. плотность воды больше и выт сила больше)

2)Чему равна архимедова сила, действующая в воде на тело объёмом 125 см3? (1000*10*0,000125=1,25Н)

2 уровень

1)Свинцовая дробинка опускается на дно сосуда, наполненного маслом. Какие силы действуют на дробинку?

2)Плита размером 3,5м на 1,5м на 0,2м полностью погружена в воду. Вычислите силу архимеда, действующую на плиту. (= 3,5*1,5*0,2*10*1000=10500Н)

3 уровень

1) Березовый и пробковый шарики равного обьема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему? (Березовый, тк плотность больше)

2)Плита размером 4 на 0,3 на 0,25 метров погружена в воду наполовину. Какова архимедова сила, действующая на нее? (1500Н)

Выводы по уроку.

Учитель. С какой новой темой мы сегодня познакомились?

(Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила»)

От чего зависит сила Архимеда?

(Обьем, плотность жидкости, или от веса жидкости в обьеме погруженного тела).

Подведение итогов работы.

(Учитель отмечает наиболее хороших исследователей, указывает на причины неудач у тех, у кого они были)

На дом: пар. 51, 52, упр. 26,27.

Исследовательская работа№1

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

  2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Вывод:

Исследовательская работа№1

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

  2. Сравните эти силы.

  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.


Вывод:

Исследовательская работа№1

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.

  2. Чем отличаются эти жидкости?

  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

  4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод:

Исследовательская работа№1

Задание четвертой группе
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.

3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от формы тела.

Вывод:

Исследование №2 для 1 группы

1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной саморез, кусочек алюминия…

Выясните, какие из них тонут, а какие плавают?

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность воды, кг\м3

Плотность вещества, кг\м3

Тонет или плавает тело

1000

























3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?

Исследование №2 для 2 группы.

1. Опускайте в воду по очереди пробку, деревянный брусок.

Выясните, какие из них тонут, а какие плавают.

2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Плотность воды, кг\м3

Плотность вещества, кг\м3

Тонет или плавает тело

1000

























3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде всплывает.

Исследование №2 для 3 группы.

1. Опускайте в машинное масло кусочек льда. Выясните, тонут тело, или плавает.