Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие социального обслуживания.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Право социального обеспечения»
на тему
«Понятие социального обслуживания»
Работу выполнил (а) студент (ка) |
группы ОКП-1402ЕВП |
Специальность: Право и организация социального обеспечения |
Хомушку Роксана Анатольевна |
|
Научный руководитель: |
Морозова Елена Радионовна |
МОСКВА
2023
Введение
-
Глава 1. Социальное обслуживание.-
Понятие и принципы социального обслуживания -
Функции социального обслуживания -
Правовые основы социального обслуживания
-
-
Глава 2. Виды социального обслуживания-
Стационарное и полустационарное социальное обслуживание -
2.2 Социальное обслуживание на дому
-
2.3 Срочное социальное обслуживание
-
Глава 3. Предоставление социального обслуживания
3.1 Правовое регулирование деятельности Комплексных центров социального обслуживания
3.2 Основания для предоставления и отказа в социальном обслуживании
-
Заключение -
Список нормативно правовых актов и литературы -
Приложения
Введение
Социальное обслуживание граждан - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Центральным элементом социального обслуживания являются социальные услуги, которые представляют собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Чаще всего, социальные услуги в первую очередь необходимо оказывать лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то есть ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить свое существование. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.
Основными видами социального обеспечения в Российской Федерации являются: обеспечение граждан различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и др.
Основной целью моей работы является подробное изучение и исследование института права социального обеспечения , а именно, социальное обслуживание граждан.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
-
Раскрытие понятия и принципов социального обслуживания; -
Рассмотреть основные нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность социальных служб; -
Подробное рассмотрение видов социального обслуживания; -
Определить основания возникновения и прекращения права граждан на социальное обслуживание.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
-
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" в дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Основные понятия используемые в сфере социального обслуживания устанавливаются в ст.3 вышеуказанного Федерального закона, а именно:
-
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.1 -
Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.2 -
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; -
Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг; -
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Социальное обслуживание является институтом права социального обеспечения. Регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование социальных процессов - прерогатива государства.
Также в России помимо государственной системы социального обслуживания, развивается негосударственная система, которая своей деятельностью призвана дополнять работу государственных служб, а значит способствовать улучшению объема и качества обслуживания населения.
Основная задача государства, раз оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы социального обслуживания в двух направлениях: государственной и негосударственной.
Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:3
-
Принцип гуманности - основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. -
Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; -
Адресность, т.е. предоставление конкретному лицу; -
Доступность - приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; -
Принцип «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде» означает преимущественное внимание к развитию стационарозамещающих технологий, поддержке граждан, проживающих у себя дома, с помощью соответствующих социальных услуг – вместо перемещения этих граждан в стационарные учреждения, когда в силу возраста, травмы или заболевания они не могут самостоятельно осуществлять самообслуживание и передвижение. -
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг. -
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, позволяющее решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.
Стоит отметить следующие права и обязанности получателей социальных услуг:4
-
уважительное и гуманное отношение; -
получение бесплатного в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их представления их представителями, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а так же о поставщиках социальных услуг; -
выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; -
отказ от предоставления социальных услуг; -
защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
участие в составлении индивидуальных программ; -
обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а так же на надлежащий уход; -
свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных организаций или иных организаций, священнослужителями, а так родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; -
социальное сопровождение в соответствии со ст.22 настоящего федерального закона.
Обязательства получателей социальных услуг:5
-
предоставлять в соответствии с нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; -
своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; -
соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставления социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
1.2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ