Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие социального обслуживания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

курсовая работа


по дисциплине

«Право социального обеспечения»
на тему

«Понятие социального обслуживания»



Работу выполнил (а) студент (ка)

группы

ОКП-1402ЕВП

Специальность:

Право и организация социального обеспечения

Хомушку Роксана Анатольевна




Научный руководитель:

Морозова Елена Радионовна


МОСКВА
2023


Введение

  1. Глава 1. Социальное обслуживание.

    1. Понятие и принципы социального обслуживания

    2. Функции социального обслуживания

    3. Правовые основы социального обслуживания

  2. Глава 2. Виды социального обслуживания

    1. Стационарное и полустационарное социальное обслуживание

    2. 2.2 Социальное обслуживание на дому

2.3 Срочное социальное обслуживание

  1. Глава 3. Предоставление социального обслуживания

3.1 Правовое регулирование деятельности Комплексных центров социального обслуживания

3.2 Основания для предоставления и отказа в социальном обслуживании

  1. Заключение

  2. Список нормативно правовых актов и литературы

  3. Приложения



Введение

Социальное обслуживание граждан - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Центральным элементом социального обслуживания являются социальные услуги, которые представляют собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.


Чаще всего, социальные услуги в первую очередь необходимо оказывать лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то есть ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить свое существование. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.

Основными видами социального обеспечения в Российской Федерации являются: обеспечение граждан различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и др.



Основной целью моей работы является подробное изучение и исследование института права социального обеспечения , а именно, социальное обслуживание граждан.

В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

  • Раскрытие понятия и принципов социального обслуживания;

  • Рассмотреть основные нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность социальных служб;

  • Подробное рассмотрение видов социального обслуживания;

  • Определить основания возникновения и прекращения права граждан на социальное обслуживание.


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

    1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" в дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Основные понятия используемые в сфере социального обслуживания устанавливаются в ст.3 вышеуказанного Федерального закона, а именно:

  • Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.1

  • Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.2

  • Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

  • Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

  • Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.


Социальное обслуживание является институтом права социального обеспечения. Регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование социальных процессов - прерогатива государства.

Также в России помимо государственной системы социального обслуживания, развивается негосударственная система, которая своей деятельностью призвана дополнять работу государственных служб, а значит способствовать улучшению объема и качества обслуживания населения.

Основная задача государства, раз оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы социального обслуживания в двух направлениях: государственной и негосударственной.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:3

  • Принцип гуманности - основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

  • Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

  • Адресность, т.е. предоставление конкретному лицу;

  • Доступность - приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

  • Принцип «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде» означает преимущественное внимание к развитию стационарозамещающих технологий, поддержке граждан, проживающих у себя дома, с помощью соответствующих социальных услуг – вместо перемещения этих граждан в стационарные учреждения, когда в силу возраста, травмы или заболевания они не могут самостоятельно осуществлять самообслуживание и передвижение.

  • Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

  • Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.


Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, позволяющее решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.

Стоит отметить следующие права и обязанности получателей социальных услуг:4

  1. уважительное и гуманное отношение;

  2. получение бесплатного в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их представления их представителями, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а так же о поставщиках социальных услуг;

  3. выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

  4. отказ от предоставления социальных услуг;

  5. защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  6. участие в составлении индивидуальных программ;

  7. обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а так же на надлежащий уход;

  8. свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных организаций или иных организаций, священнослужителями, а так родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

  9. социальное сопровождение в соответствии со ст.22 настоящего федерального закона.

Обязательства получателей социальных услуг:5

  1. предоставлять в соответствии с нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

  2. своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

  3. соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставления социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

1.2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ