Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие социального обслуживания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых выделяются следующие:

  1. Функция социальной помощи, которая включает в себя:

  • Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

  • Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

  • Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.

  1. Функция консультирования:

  • консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

  • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

  • подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству.

  1. Функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

  • социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

  • медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих.

  1. Функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

  • предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

  • распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

  • изучение специалистами по социальной работе, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.

  1. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:


  • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

  • формирование в рамках спасательных служб, организуемых на федеральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.


    1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Множество и разнообразие источников права социального обслуживания предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обслуживания составляют нормы международных актов.

Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Вторую группу источников права социального обслуживания составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.



Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что ФЗ № 323 закрепляет гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

Основой же законодательства в сфере правоотношений, связанных с социальным обслуживанием граждан является Федеральный закон от 28 декабря 2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ, Который направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышения его уровня, качества и эффективности.

Вышеуказанный Федеральный закон устанавливает следующее:

  1. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

  2. полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской федерации в сфере социального обслуживания граждан;

  3. права и обязанности получателей социальных услуг;

  4. права и обязанности поставщиков социальных услуг.

И определяет:

  1. основные принципы социального обслуживания;

  2. систему социального обслуживания;

  3. формы социального обслуживания;

  4. виды социальных услуг и условия их предоставления;

  5. принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания;

  6. перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания и др.

Третью группу составляют различные подзаконные нормативные правовые акты, среди которых:


Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» № 95;

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» № 2347-р;

Закон ярославской области от 19 декабря 2008 года «социальный кодекс ярославской области» N 65-з;


ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1 СТАЦИОНАРНОЕ И ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе.

С учетом возраста, состояния здоровья, характера заболеваний и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр. : Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 935н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".

Осуществляется стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.)

Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сеть специализированных учреждений для детей-инвалидов.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, инвалиды I и II групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или роди­телей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.

В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.