Файл: Урок для 5 класса Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык
Урок для 5 класса
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цели и задачи:
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Коммуникативные: учиться принимать активное участие в работе парами, группами, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, различать две функции ь.
Оборудование: схема, доска, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
-
Организационный момент урока.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем урок с улыбки! Сегодня на уроке мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания.
Записываем число. Классная работа. Вопросы по домашнему заданию? Оно было несложное, поэтому все справились.
2. Тема урока. Цель и задачи.
На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Ь, И,О, А.
- Лишняя буква «ь», она не обозначает звука.
- Правильно.
Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне попалась записка странного содержания. Я принесла ее, чтобы мы вместе с вами смогли разгадать, что же с ней не так. Записку необходимо вернуть владельцу в более удобном варианте.
Записка (приложение)
Дорогой Иля, спешу напомнит тебе, что песа состоится в два часа. Придёт вся моя семя. Жду. Санка.
Попытаемся исправить ошибки
Записка1(приложение)
Дорогой Илья, спешу напомнить тебе, что пьеса состоится в два часа. Придёт вся моя семья. Жду. Санька.
Хотя буквы Ь сама по себе не обозначает звука, но она пишется для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком).
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ь)
Давайте сформулируем тему нашего урока? (Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.)
Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока?
1.дать понятие о значении мягкого знака как средства обозначения мягкости согласных;
2. формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного.
Ход урока
-Ребята, сегодня на уроке нас ждет занимательная работа, На уроке мы повторим сведения о роли мягкого знака, рассмотрим правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, мы будем работать в тетрадках, затем нас ждет работа с интерактивной доской, учебником и карточками.
3. Актуализация знаний
Вернемся еще раз к нашей записке. Ребята, что мы увидели? (ь пропали)
Давайте подумаем и вспомним, для чего нам нужен ь? (для обозначения мягкости согласного, который стоит перед другим согласным)
Как вы думаете, всегда ли нужно ставить мягкий знак в таких случаях?
Обратите внимания на слова РУЧКА и МОЩНЫЙ. Как вы считаете, нужно ли в этих словах поставить мягкий знак? Почему? (Потому что звуки ч и щ мягкие)
Запомните, что при сочетании Ч и Щ с другими согласными Ь для обозначения мягкости не пишется. А чтобы нам было легко запомнить, давайте запишем правило.
П
Ь
опробуем изобразить в виде вагончиков поезда:
И т.д.
(Над вагончиками пишем слово-пример. Можно вызвать учащихся к доске, пусть они рисуют вагончики, придумывают примеры )
Ребята, мы должны помнить, что мягкий знак – не единственный способ придания согласному мягкости. Он является лишь одним из нескольких способов:
1 | На конце слова и перед согласными мягкость согласных обозначается буквой Ь | сталь, ходьба |
2 | Гласные буквы Я, Ё, И, Е, Ю передают мягкость согласных, стоящих перед ними | дятел, дёрн, пища, сено, тюрбан |
3 | Буквы Ч, Щ всегда мягкие | частокол, щука |
чк | кочка, тучка, колечко |
чн | ночник, булочная, печник |
нч | солончак, бренчать, венчик |
нщ | банщик, гонщик, погонщик |
рщ | сварщик, спорщик, сборщик |
рч | ларчик, сморчок |
щн | мощный |
ст | мостик, хвостик, постель |
нт | зонтик, бантик, мантия |
Молодцы!
Для закрепления прошу обратить внимание на интерактивную доску и выполнить задание:
Вставить Ь знак в те слова, где он пропущен:
ГулянЬе ОбезЬяна Вьюга Компьютер
Муравьи Вьюн Пьеса Печенье
Ночка Дочка Болельщик Барабанщик Лучше
Какие вы молодцы! Отлично справились!
Устали. Давайте проведем физминутку!
Физминутка.
Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы поднимаете руки высоко,а если нет “Ь”, то наклон вперед.
Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.
ИЛИ
Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова, что в результате даёт другое слово.
КОСТОЧКА (КОТ, ТОЧКА, ТОК, СТО, ОЧКО, КОКОС, ТОЧКА, СОТКА, КОЧКА, СОТА, СТОК, СКОТ и т.д.)
Давайте обратимся к заданию в учебнике (по учебнику Ладыженской)
Откройте упражнение 307.
Выполняем (по очереди к доске)
На ваших партах лежат карточки.
Самостоятельно выполните задание и сдайте мне карточки.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу.
1)Мал…чики скол…зили по л…ду на кон…ках.
2)На снегу виднелис… следы крошеч…ного звер…ка.
3)Рыженькая белоч…ка скрылас… в густом ел…нике.
Резерв – упр.306.
4. Итоги. Рефлексия.
Ребята, о чем мы сегодня на уроке говорили?
Для чего нужен ь?
При сочетании каких букв ь не пишется?
Что вам понравилось на уроке?
Домашнее задание. Оценки. П. 60, Упр. 303.
Спасибо Вам за урок.
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.