ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
altavista
Hndex
WIKI0V
технологией подготовки
Чтобы найти нужную информацию, необходимо найти её адрес. Для этого существуют специализированные поисковые сервера (роботы индексов (поисковые системы), тематические Интернет-каталоги, системы метапоиска, службы поиска людей и т.д.).Web-технология World Wide Web (WWW) считается специальной и размещения документов в сети
Интернет. В состав WWW входят и web-страницы, и электронные библиотеки, каталоги, и даже виртуальные музеи! При таком обилии информации остро встает вопрос: «Как сориентироваться в столь огромном и масштабном информационном пространстве?».
В решении данной проблемы на помощь приходят поисковые инструменты.
Поисковые инструменты — это особое программное обеспечение, основная цель которого — обеспечить наиболее оптимальный и качественный поиск информации для пользователей Интернета. Поисковые инструменты размещаются на специальных веб-серверах, каждый из которых выполняет определенную функцию:
-
Анализ веб-страниц и занесение результатов анализа на тот или иной уровень базы данных поискового сервера.
-
Поиск информации по запросу пользователя.
Обеспечение удобного интерфейса для поиска информации и просмотра результата поиска пользователем.
Приемы работы, используемые при работе с теми или другими поисковыми инструментами, практически одинаковы.
Интерфейс поискового инструмента представлен в виде страницы с гиперссылками, строкой подачи запроса (строкой поиска) и инструментами активизации запроса.
Индекс поисковой системы — это информационная база, содержащая результат анализа веб-страниц, составленная по определенным правилам.
Запрос — это ключевое слово или фраза, которую вводит пользователь в строку поиска. Для формирования различных запросов используются специальные символы («», ,
), математические символы (*, +, ?).Анализ веб-страниц и занесение результатов анализа на тот или иной уровень базы данных поискового сервера.
Поиск информации по запросу пользователя.
Схема поиска информации в сети Интернет проста. Пользователь набирает ключевую фразу и активизирует поиск, тем самым получает подборку документов по сформулированному (заданному) запросу. Этот список документов ранжируется по определенным критериям так, чтобы вверху списка оказались те документы, которые наиболее соответствуют запросу пользователя. Каждый из поисковых инструментов использует различные критерии ранжирования документов, как при анализе результатов поиска, так и при формировании индекса (наполнении индексной базы данных
web-страниц).
Таким образом, если указать в строке поиска для каждого поискового инструмента одинаковой конструкции запрос, можно получить различные результаты поиска. Для пользователя имеет большое значение, какие документы окажутся в первых двух-трех десятках документов по результатам поиска и на сколько эти документы соответствуют ожиданиям пользователя.
Большинство поисковых инструментов предлагают два способа поиска — simple search (простой поиск) и advanced search (расширенный поиск) с использованием специальной формы запроса и без нее. Рассмотрим оба вида поиска на примере англоязычной поисковой машины. Например, AltaVista удобно использовать для произвольных запросов, «Something about online degrees in information technology», тогда как поисковый инструмент Yahoo позволяет получать мировые новости, информацию о курсе валют или прогнозе погоды.
Освоение критериев уточнения запроса и приемов расширенного поиска, позволяет увеличивать эффективность поиска и достаточно быстро найти необходимую информацию. Прежде всего, увеличить эффективность поиска Вы можете за счет использования в запросах логических операторов (операций) Or, And, Near, Not, математических и специальных символов. С помощью операторов и/или символов пользователь связывает ключевые слова в нужной последовательности, чтобы получить наиболее адекватный запросу результат поиска.
Наиболее развитый сервис поиска русскоязычной информации предоставляет поисковый сервер Япбех. В Япбех можно просто написать по-русски фразу, описывающую то, что Вы хотите найти, и система проанализирует и обработает Ваш запрос, а затем постарается найти все, что относится к заданной теме. Вы можете, используя специальные операторы, составить строку, поясняющую поисковой системе, каким Вашим требованиям должна отвечать интересующая Вас информация.
Поисковая машина — поисковая система с формируемой роботом базой данных, содержащей информацию об информационных ресурсах. Отличительной чертой поисковых машин является тот факт, что база данных, содержащая информацию об Web-страницах, статьях Usenet и т.д., формируется программой-роботом.
Поиск в такой системе проводится по запросу, составляемому пользователем, состоящему из набора ключевых слов или фразы, заключенной в кавычки. Индекс формируется и поддерживается в актуальном состоянии роботами- индексировщиками. В описании документа чаще всего содержится несколько первых предложений или выдержки из текста документа с выделением ключевых слов. Как правило, указана дата обновления (проверки) документа, его размер в килобайтах, некоторые системы определяют язык документа и его кодировку (для русскоязычных документов).
Многие поисковые системы позволяют проводить поиск в найденных документах, причем вы можете уточнить ваш запрос введением дополнительных терминов. Если интеллектуальность системы высока, вам могут предложить услугу поиска похожих документов. Однако, автоматизация определение похожести — весьма нетривиальная задача, и зачастую эта функция работает неадекватно вашим надеждам. Некоторые поисковики позволяют провести пересортировку результатов. Для экономии вашего времени можно сохранить результаты поиска в виде файла на локальном диске для последующего изучения в автономном режиме.
Адреса наиболее популярных поисковых машин за рубежом и в России.
Зарубежные поисковые машины:
Google — www.google.com;
Altavista — www.altavista.com;
Excite — www.excite.com;
HotBot — www.hotbot.com;
Nothern Light — www.northernlight.com;
Go (Infoseek) — www.go.com(infoseek.com);
Fast — www.alltheweb.com.
Российские поисковые машины:
Япбех — www.yandex.ru (или www.ya.ru);
Рэмблер — www.rambler.ru;
Апорт — www.aport.ru.
Классификация информационно-поисковых систем:
1. Документографические.
В документографических информационно-поисковых системах все хранимые документы индексируются специальным образом, т.е. каждому документу присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам. Именно так ищут книги в больших библиотеках. Сначала отыскивают карточку в каталоге, а затем по номеру, указанному на ней, отыскивается и сама книга.
2. Фактографические.
В фактографических информационно-поисковых системах хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Поиск осуществляется по образцу факта.
Главной задачей любой информационно-поисковой системы является поиск информации релевантной информационным потребностям пользователя. Очень важно в результате проведенного поиска ничего не потерять, то есть найти все документы, относящиеся к запросу, и не найти ничего лишнего. Поэтому вводится качественная характеристика процедуры поиска — релевантность.
Релевантность — это соответствие результатов поиска сформулированному запросу.
Тезаурус — полный систематизированный набор терминов, слов, данных, семантических понятий в какой-либо области знаний с указанием на их практическое применение.
Основными целями разработки традиционных информационно-поисковых систем являются следующие:
-
обеспечение перевода естественного языка документов и пользователей на контролируемый словарь, применяемый для индексирования и поиска; -
обеспечение последовательного использования единиц индексирования; -
описание отношений между терминами; -
использование как поискового средства при поиске документов.
Основными показателями информационно-поисковых систем для WWW являются пространственный масштаб и специализация. По пространственному масштабу информационно-поисковые системы можно разделить на локальные, глобальные, региональные и специализированные.
Локальные поисковые системы могут быть разработаны для быстрого поиска страниц в масштабе отдельного сервера. Региональные информационно-поисковые системы описывают информационные ресурсы определенного региона. Глобальные поисковые системы в отличие от локальных стремятся объять необъятное — по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет.
В общем случае, можно выделить следующие поисковые инструменты для WWW: каталоги, поисковые системы, метапоисковые системы.
Каталог — поисковая система с классифицированным по темам списком аннотаций со ссылками на
web-ресурсы. Классификация, как правило, проводится людьми.
Поиск в каталоге очень удобен и проводится посредством последовательного уточнения тем. База данных ссылок (индекс) каталога обычно имеет ограниченный объем, заполняется вручную персоналом каталога. Некоторые каталоги используют автоматическое обновление индекса.
Результат поиска в каталоге представляется в виде списка, состоящего из краткого описания (аннотации) документов с гипертекстовой ссылкой на первоисточник.
Адреса популярных каталогов:
Зарубежные каталоги:
Yahoo — www.yahoo.com;
Magellan — www.mckinley.com.
Российские каталоги:
@Rus — www.aport.ru;
Weblist — www.weblist.ru;
Улитка — www.ulitka.ru.
Метапоисковая система. Обратите внимание на то, что различные поисковые системы описывают разное количество источников информации в Интернет. Поэтому нельзя ограничиваться поиском только в одной из указанных поисковых систем. Теперь познакомимся с инструментами поиска, которые не формируют собственный индекс, но умеют использовать возможности других поисковых систем. Это метапоисковые системы (поисковые службы) — системы, способные послать запросы пользователя одновременно нескольким поисковым серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документа со ссылками.
Адреса известных метапоисковых систем:
MetaCrawler — www.metacrawler.com;
SavvySearch — www.savvysearch.com.
нспк
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация
«Национальный социально-педагогический
колледж»
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ И
ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЙ В
ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ
Цель занятия: приобретение знании о Интернет- технологиях и телеконференциях; организации телеконференций в глобальной сети, формирование умения применять их.