Файл: Задание анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 1. Анализ оценок историков о влиянии Орды на Русь
Используя учебное пособие Логуновой Г.В. «Русь и Золотая Орда: проблема взаимовлияния» (http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2015/logunova_2014.pdf) проанализируйте подходы российских историков в проблеме русско-ордынских взаимоотношений.
Выпишите в таблицу оценки ордынского влияния в разных сферах жизни населения Руси.
Автор | Оценки влияния в различных сферах | |||
Экономика | Политика | Социальная сфера | Культура | |
Н.М. Карамзин | Не оказывали серьёзного отрицательн ого влияния помимо сбора дани. | Н. М. Карамзин считал, что ханы помогали Москве: мешали усилению феодальной раздробленно сти и в результате монголы способствова ли утверждению в России самодержавия | Карамзин считает, что элементы азиатского в характере русских идут не от золотоордынцев , а еще от древних славян. | Когда Европа вступила в эпоху Возрождения, готовясь принять древнее культурное наследие и сформировать гуманистические концепции, земля Россия была изолирована от Европы. Однако русские не смогли принять ислам, исповедуемый монголами, и вышли из своих оков с европейскими, а не азиатскими чертами характера. |
С.М. Соловьева | За исключением грабежей и дани, они не оказывают никакого влияния на российскую экономику. | Считает, что иго не имело большого значения для России. Остановило его начавшееся «сосредоточе ния и усиления европейского государства» | Монголы не оказали серьёзного влияния, а лишь затормозили одни и ускорили другие процессы, возникшие до нашествия | Культура, возникшая до нашествия, сохранила свой национальный облик, европейский по своей направленности |
В.О. Ключевский | Монголы только собирали дань, более никакого влияния не оказали | Также как и Карамзин считает, что монголы способствова ли объединению раздробленно й на уделы страны | Также как и Соловьёв считает, что монголы не сменили направление развития российской культуры, а лишь затормозили её. | Также как и Соловьёв считает, что монголы не сменили направление развития российской культуры, а лишь замедлили это развитие |
Л.Н. Гумилев | Фактически, дело ограничилось разрушением городов, которые отказались мириться с монголами по дороге и начали вооруженное сопротивление. | Русские князья сохранили большую свободу действий. За налог, который Александр Нев- 29 ский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую Новгород Псков и другие города от немцев, датчан, литовцев | Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическу ю независимость и политическую самостоятельно сть. | Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическу ю независимость и политическую самостоятельно сть |
ЗАДАНИЕ 2. Предпосылки и последствия петровских преобразований
Заполните предложенную таблицу, раскрывающую предпосылки и последствия петровских преобразований.
При выполнении работы можете пользоваться любыми доступными источниками информации.
Сфера преобразований | Предпосылки | Последствия | |
Положительные | Отрицательные | ||
Центральное государственное управление | В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монголами: порядок налогообложения Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. | Выстроена жесткая вертикаль цернтральных органов власти, подконтрольных лично Петру I — произошло становление абсолютистской монархии в Российской Империи. Модернизирован административный аппарат Введен коллегиальный принцип принятия решений и личная ответственность министров. Дворяне-бояре, прежде по праву рождения и благородству рода управляющие государством — отстранены от власти | Существенно возрослов количество чиновников и численность бюррократического аппарата. |
Местное управление | Устаревшая система местного самоуправления мешала развиваться стране Крепкая вертикаль власти должна предотвратить бунты и прекратить бегства солдат и крестьян Во время Великого Посольства Петр Первый познакомился с европейской системой местного управления, после чего решил внедрить ее в России | Полностью заменена административно-территориальная система деления страны Налажена система снабжения армии от приписанных к ней губерний Созданы магистраты-новые органы городского управления | Налоги убыли увеличины |
Промышленность и торговля | Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности | Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности | промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением. |
Сельское хозяйство | Была необходима специализация районов на производстве определенных товаров | что развитие сельского хозяйства происходило вширь и вглубь что развитие сельского хозяйства происходило вширь и вглубь В земледелие стали вовлекаться и новые районы | Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь была проведена политика реформ. |
Налогообложение | Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией Пётр I стремился как можно быстрее построить флот Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения | Изменён принцип взымания основного налога с «подворного» на «подушный» Организовано снабжение армии и флота Получены дополнительные средства для финансирования промышленности Введено большое количество косвенных налогов, что вызвало рост социальной напряжённости | Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян |
Армия и флот | Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны | Основан военно-морской флот, общей численностью до 30 тыс. человек Модернизировано вооружение, введены стандарты обмундирования Разработаны Воинский и Морской Уставы Выстроены промышленные предприятия, снабжающие армию вооружением и снаряжением | Население обложено многочисленными налогами, которые уходят на содержание и модернизацию армии и флота |
Внешняя политика | Присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции | Победа в Северной войне со Швецией — получен доступ к Балтийскому морю, присоединены Ингрия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия. Использование европейских технологий и специалистов позволило начать интенсивное развитие российской промышленности для снабжения армии и флота. |
Россия не смогла закрепиться на побережье Азовского моря |
Сословная политика | Северная война со Швецией стала причиной необходимости мобилизации экономических и человеческих ресурсов | На каждое из сословий были возложены обязанности и повинности, в соответствии с уже сложившимися традициями и текущими потребностями государства. | Крестьянство потеряло множество прав в пользу дворян, благородные обязывались нести пожизненную военную или гражданскую службу. Духовенство было ограничено в правах и численности, а горожане поделены на группы и гильдии. |
Наука и образование | Начало обмирщения культуры, изменение в быту части верхов общества | Введено обязательное начальное образование для детей дворян и духовенства. Дети дворян отправляются в Европу для обучения коммерции, инженерному делу и другим наукам. Создана система военных образовательных учреждений для подготовки квалифицированных солдат и офицеров. Медицина получила государственную поддержку, начало развиваться аптечное дело Основана Академия Наук | Образование строилось по европейской системе, что привело к уменьшению патриотизма в русском обществе |
Искусство | Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей. Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой. С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими. | «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера | Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились. Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака. |
Быт | Великое Посольство, заимствование европейской культуры | результаты реформ Петра в области быта сказались так широко на русском обществе. С одной стороны, они выдвинули, людей высокой культуры, с другой стороны у масс они переменили житейский обиход. | Для русских женщин был тяжел гнет «Домостроя», но теперь перед ними открывалась новая жизнь, в которой индивидуальное чувство не знало оков старины |
ЗАДАНИЕ 3.
Заполните предложенную таблицу, раскрывающую основные характеристики Революции 1917-1922 гг. в России.
При выполнении работы можете пользоваться любыми доступными источниками информации.
Революция в России 1917-1922 гг.
причины | военно-политические: 1. ограничение власти царя (стагнация царской власти) 2. отсутствие власти у буржуазии 3. недовольство царским правительством 4. усиление революционных сил в стране 5. поражения на фронте Экономические: 1. ликвидация помещичьего землевладения (аграрный вопрос) 2. принятие прогрессивного фабричного законодательства 3. огромные военные расходы 4. диспропорции в развитии экономики Социокультурные: 1. национальный вопрос 2. отсутствие мер по социальной защите населения 3. огромные потери на войне |
движущие силы | Политические: 1. Монархисты 2. Либералы 3. Меньшевики 4. Правые эсеры 5. Левые эсеры Социальные: 1. Буржуазия 2. Помещики 3. Часть офицерства 4. Часть интеллигенции 5. Зажиточное и среднее крестьянство 6. Часть пролетариата |
ключевые персоналии (с объяснением) | 1. Владимир Ленин- один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917г. 2. Лев Троцкий- один из организаторов революции, один из создателей Красной армии 3. Яков Свердлов- Председатель ВЦИК в ноябре 1917 — марте 1919 гг. Как председатель ВЦИК, был одним из организаторов разгона Учредительного собрания, расказачивания, Красного террора. |
ход (подробно по этапам за пятилетие) | Этап1 (1917-1918 гг.) – сражения носили локальный характер. Основным событием стал захват Турцией Закавказья. Этап2 (май-ноябрь 1918 г.) – война приобретает межнациональный окрас. Чехословацкий корпус в Сибири устраивает вооруженное восстание, в результате которого корпус был эвакуирован в Европу, а Владивосток заняли японцы и американцы. Закавказье, в свою очередь, захвачено англичанами. Начало антибольшевистских крестьянских восстаний. Образование «демократических правительств» за получение гражданских прав населению. этап 3(1918-1919 гг.) – иностранная интервенция против России. Бывшие союзники по Антанте, англичане и французы, занимают множество русских городов. Красные вытесняют белых из Среднего Поволжья и Прикамья. Этап4 (1919-1920 гг.) – антибольшевистские силы под управлением адмирала Колчака начали наступление на Москву. Решающим фактором поражения белых стал переход крестьян на сторону большевиков ввиду нежелания белых проводить аграрную реформу. Красные отражают нападение и с помощью Южного фронта. этап 5(май-ноябрь 1920 гг.) – война красных с Польшей с целью установления советской власти в Варшаве. Поражение красноармейцев. этап 6(1920-1922 гг.) – захват Крыма Южным фронтом под управлением М.Фрунзе. Образование Дальневосточной республики. Усиление советской власти. После окончания войны периодически возобновлялись антибольшевистские восстания крестьян, которые были нейтрализованы льготами на сельскохозяйственные работы |
последствия | для России: 1.Глубокий социально-экономический кризис. 2.Территориальные потери 3.Детская беспризорность 4.Массовая эмиграция 5.Трагедия целых социальных групп для ситуации в мире в ХХ веке: 1. на карте мира появились новые страны: Польша, Финляндия, Литва, Эстония и другие. 2. Коминтерн постепенно подминается под Советскую Россию. Что оказывает влияние на его политику также. 3. правительство большевиков отказывается признавать международные договоры и долги царского правительства. |
ЗАДАНИЕ 4.
Заполните предложенную таблицу, раскрывающую основные характеристики индустриализации и коллективизации в СССР
При выполнении работы можете пользоваться любыми доступными источниками информации.
Индустриализация и коллективизация
| Индустриализация | Коллективизация |
Причины | 1. 2. …. | 1. 2. …. |
Цели | 1. 2. …. | 1. 2. …. |
Этапы | 1. 2. …. | 1. 2. …. |
Средства | 1. 2. …. | 1. 2. …. |
Последствия | 1. 2. …. | 1. 2. …. |
ЗАДАНИЕ 5.
Заполните предложенную таблицу, указав причины распада СССР
При выполнении работы можете пользоваться любыми доступными источниками информации
Причины распада СССР в начале 1990-х годов.
Экономические | Политические | Социокультурные |
| | |