ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раменская Надежда Геннадьевна,
методист МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова
г. Киров
e-mail: ramenskayang@list.ru
Вылегжанина Светлана Юрьевна,
кандидат педагогических наук,доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
г. Киров
e-mail: sv0406@bk.ru
СОТРУДНИЧЕСТВО «ВУЗ – ЦПКРО – ШКОЛА»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: подготовка учителей, горизонтальное обучение, сотрудничество.
Образование в современном мире проходит глубокие процессы трансформации, перестройки ценностной, содержательной, организационной составляющих. В подготовке будущих учителей сейчас важно уже на этапе вузовского образования задействовать все ресурсы университета, системы дополнительного образования - повышения квалификации и переподготовки, возможности школы, чтобы на выходе получить компетентного педагога, ответственного наставника, инновационного практика, успешного лидера, активного патриота. В этом заинтересованы все участники образовательного процесса.
Общая цель позволяет говорить о необходимости реализации в вузовской подготовке идей и принципов горизонтального обучения, которое в научных работах рассматривается как
- обмен информацией/данными, опытом, которые полезны и интересны всем участникам взаимодействия, в реальном или виртуальном режиме;
- самостоятельный и свободный процесс, т.е. каждый из участвующих в нем самостоятельно решает, что именно, в каком объеме ему необходимо понять/освоить и т.д.;
- рефлексивное действование, т.е. активную реализацию обучающимися своих намерений и целей, базирующуюся на отборе, анализе, систематизации множества источников;
- партнерское общение (коммуникация и взаимодействие, в котором отсутствуют доминантная и подчиненная позиция) [1].
Эти идеи были воплощены в опыте взаимодействия ВятГУ, МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова и школ, которое было начато в 2019 г. Представим вам наш опыт и перспективы работы.
На первом этапе (весна 2019 г.) была проведена диагностика проблем, затруднений студентов, определены возможности сотрудничества, были организованы по запросам студентов мастер-классы учителей.
На втором этапе был составлен план работы по нескольким направлениям: участие студентов в циклах вебинаров, мастер-классах в ЦПКРО, школах г. Кирова, совместная проектная деятельность.
Например, 8 октября 2019 г. в ЦПКРО состоялась встреча учителей русского языка и литературы с ведущим методистом издательства «Просвещение», учителем, журналистом Галиной Васильевной Крюковой. Она рассказала педагогам о функциональной грамотности как новом результате образования, о том, что на уроках русского языка и литературы этими результатами являются свободное владение чтением, письмом, аудированием, говорением. Галина Васильевна познакомила учителей с учебниками и учебными пособиями, формирующими функциональную грамотность, в том числе читательскую и языковую. На семинаре Г.В. Крюкова, отвечая на вопросы, познакомила студентов с содержанием предмета «русский родной язык». На тот момент это была актуальная тема, т.к. новый предмет только появился и вышли первые пособия.
Семинар-практикум в Лингвистической гимназии – мероприятие, которое запомнилось всем. Методическое объединение учителей русского языка и литературы подготовило для студентов целую программу: рассказ о школе, знакомство с образовательной средой, открытые занятия педагогов, активные мастер-классы, интерактивную литературную композицию.
Посещение открытых уроков учителей школ города (МБОУ ЛГ, МБОУ СОШ №14 города Кирова, МБОУ СОШ №40 города Кирова), внеклассных занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов позволило будущим учителям освоить эффективные педагогические приемы, познакомиться с инновационными методиками преподавания.
Будущие педагоги не только подключались к регулярным семинарам-практикумам «Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС СОО», «Лучший опыт преподавания русского языка и литературы», «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы», но и задавали вопросы, делились впечатлениями.
Мы почувствовали необходимость совместной работы. В 2020-2021 гг. был реализован совместный проект «Интерактивный событийный календарь учителя русского языка». Это открытый онлайн-ресурс, который содержит методические разработки для внеклассной работы по русскому языку. Все они приурочены к знаменательным датам, связанным с русским языком, русской историей и культурой. Это и интеллектуальные игры, и квесты, и мастерские, сценарии уроков-путешествий, конспекты классных часов, уроки-аукционы, образовательные пятиминутки о жизни известных лингвистов. В работе приняли участие учителя города Кирова (эксперты), студенты старших курсов были в роли кураторов, студенты младших курсов разрабатывали сценарии. Приведем отзыв о проекте А.А. Устюговой, учителя русского языка и литературы: «Для студентов это полезная и нужная практика создания методических разработок,
изучение их этапов, творческий процесс. Для студентов-кураторов это наставническая деятельность, передача своего опыта. Для учителя, конечно, важен продукт – то, ради чего все и происходит, а также общение со студентами – будущими учителями».
В июне 2021 года состоялось подписание соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности между ВятГУ, Центром повышения квалификации и Кировской городской территориальной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. Стороны договорились о сотрудничестве в образовательной деятельности, направленной на достижение высоких целей в сфере совершенствования профессиональной компетентности педагогов и студентов – будущих учителей, на реализацию мероприятий по профессиональной ориентации школьников.
Сотрудничество ЦПКРО и ВятГУ в 2021 позволило представить опыт учителей г. Кирова на курсах повышения квалификации учителей русского языка Таджикистана и Узбекистана, а также на международной научно-методической конференции в рамках конгресса «Язык. Текст. Медиа».
Круглый стол: «Вуз, ЦПКРО, школа: мы вместе», состоявшийся 28 сентября 2021 года в ЦПКРО, позволил выявить запросы студентов, применить на практике имеющиеся знания и опыт при решении педагогических задач, вдохновиться на дальнейшую продуктивную работу. Анализ проведенной анкеты показал, что студенты хотят работать в школе, но им не хватает практики, навыков общения с детьми, уверенности в себе, знаний, связанных с психологической подготовкой. На вопрос, нужен ли им учитель-наставник, студенты ответили положительно. В наставнике они видят человека, который научит правильно находить общий язык с детьми, работать с родителями, поможет в подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Наставник должен быть искренне увлечён своим делом, обладать отзывчивостью и умением научить, направить, помочь в трудных педагогических ситуациях.
В 2021-2022 годах была организована практика студентов 4 курса факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ. Студенты-практиканты изучали методику преподавания и педагогический опыт учителей школ города Кирова, проводили различные типы занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов, решали педагогические ситуации в школьных условиях, а главное, формировали профессиональные и педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учащимися. Практика позволила студентам убедиться в правильности выбора будущей профессии.
Весной 2022 года был изменен формат первой практики будущих учителей русского языка и литературы. Они пошли на практику в школу, чтобы с первого курса быть погруженными в будущую профессиональную деятельность, выполняли посильные для них задачи: познакомились с документацией учителя-предметника, вели дневник наблюдений и анализировали педагогические приемы на уроке, проводили часть учебного занятия и внеклассное мероприятие. Положительные эмоции, полученные во время практики, помог закрепить творческий отчет. Студенты на практике работали с пособием, специально созданным Н.Г. Раменской и С.Ю. Вылегжаниной. Результаты педагогической рефлексии будут использованы в работе в следующем учебном году.
В наших планах – организация и проведение совместных проектов, посещение студентами открытых уроков учителей школ города, внеклассных мероприятий, семинаров-практикумов, вебинаров, в которых будущие педагоги тоже примут активное участие, представят свой опыт, зададут вопросы; организация конференций, фестивалей для учащейся молодежи и педагогов, оказание поддержки в обучении и развитии одаренных студентов и талантливой молодежи, например, проведение конкурса «Учитель + студент»; развитие и внедрение в практику общего и профессионального образования инновационных методик и технологий обучения; проведение учебных, исследовательских и производственных практик на базе образовательных организаций; разработка и издание учебно-методических пособий.
Отметим плюсы такого взаимодействия для участников образовательного процесса, которые мы получили на основе анализа данных анкет, бесед, отзывов.
Для студентов:
- удовлетворение индивидуальных и групповых образовательных запросов;
- изучение передового педагогического опыта;
- включение в профессиональную коммуникативную среду, возможность задать вопрос специалисту, наставнику, эксперту;
- усиление практической составляющей обучения;
- профессиональная мотивация и поддержка.
Для преподавателей вуза:
- знакомство с педагогическими «новинками»;
-организационная поддержка мероприятий: ЦПКРО снимает организационную нагрузку с педагога вуза. Не нужно искать учителей и договариваться
, узнавать, кто в чем силен;
- методическая поддержка: на сайте ЦПКРО есть ресурсы, которые используются в обучении. Например, все рабочие программы по учебным предметам.
- усиление кадрового состава кафедры преподавателями-практиками. В этом учебном году на кафедру русского языка приняли в качестве совместителей школьных учителей, которые ведут ряд дисциплин по методике.
Для учителей и школы:
- решение кадрового вопроса: более тесное знакомство со студентами, возможность выявить лучших, обучить, пригласить на работу;
- возможность передачи опыта молодым специалистам;
- мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для ЦПКРО:
- владение актуальной информацией об уровне подготовки студентов, возможность коррекции недочетов;
- распространение эффективного педагогического опыта работы педагогов;
- мотивация студентов на педагогическую работу в муниципальных образовательных учреждениях.
Таким образом, сотрудничество всех участников процесса подготовки будущих учителей должно быть построено на принципах системности, открытости, активности, партнерства, обучения внутри профессионального сообщества, заложенных в горизонтальном обучении.
Список литературы
Тулупова О.В., Шакурова А.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов // Гуманитарный научный вестник. 2021. No1. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/01/Tulupova.pdf (дата обращения: 02.06.2022).