Файл: Урок Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Цели: познакомить учащихся с основными видами и направлениями искусства, со значением искусства в жизни людей, сформировать представление о пластических видах и группах искусства, развивать интерес к искусству, раскрыть творческие способности учеников.
Материалы: иллюстрации с изображением архитектурных памятников, скульптуры, репродукции картин художников
(А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.М. Васнецов «Богатыри», П. Сезанн «Натюрморт с яблоками», А. Дюрер
«Рыцарь, смерть и дьявол», Микеланджело «Давид», В.Е. Татлин «Башня III Интернационала»); альбомы, карандаши, краски, кисти.
1. Введение в тему
В этом году мы продолжим знакомиться с миром искусства. Будем изучать изобразительное искусство —
картины, скульптуры, памятники архитектуры, графику. Мы узнаем, ЧТО такое пейзаж, портрет, натюрморт, овладеем приемами рисования, лепки, конструкции и многим другим. Одна из самых важных задач для нас в этом году - раскрыть свой потенциал, работать творчески, развить интерес к занятиям по изобразительному искусству, познавать этот необыкновенный мир.
Каждый человек ежедневно соприкасается с различными произведениями искусства, профессионально или как любитель — так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Искусство — это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции.
С чего же начинает свою работу каждый творец? Конечно же, с обозначения цели. Скульптор и поэт ставят перед собой различные задачи, но их объединяет одно — стремление к совершенству. Каждый человек по своей сути — творец, поэтому он призван создавать что-то новое, необходимое его душе. И творит он при помощи различных материалов. У художника — это масло, кисть, темпера. У скульптора — гипс, камень, бронза. Через творчество человек получает возможность самовыражения
Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Однако слово «художник» можно использовать для обозначения не только профессии, но и мастера любого творческого деяния. Тот, кто воспринимает произведения творчества, называется зрителем. Зритель перенимает опыт и знания художника, учится осмысливать чувства и замыслы других людей. Существует несколько видов искусства.
2. Виды искусства
1.
Временные виды искусства. К ним относят музыку и литературу, так как данное творчество воспринимается последовательно — от начала к концу, т. е. в течение времени.
2.
Пространственные (пластические) виды искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связаны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Пространственные виды искусства делят на 3 группы: а) конструктивные виды искусства. К ним относят архитектуру и дизайн, т. е. искусство художественной постройки. Дизайн — это деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют дизайнером. Архитектура — это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города.
Конструктивность — это образное построение, которое присутствует во всех произведениях пространственных искусств; б) декоративные (декоративно-прикладные) виды искусства. Название произошло от слова «декор» - украшать.
Человек с древнейших времен украшал себя и все вокруг
- не только ради красоты, но и для защиты. С этой целью нередко использовались различные узоры, знаки, символы. Декоративность присутствует практически в любом произведении пространственного искусства. Например, в картинах. Изображение на картине есть система знаков, и это напоминает орнамент. Также известно, что картина нередко служит украшением чего-либо. К декоративному искусству относят также роспись. Роспись — это вид монументально-декоративного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или иными предметами. Роспись бывает декоративной, монументальной, миниатюрной. Существует также роспись орнаментальная, пейзажная, сюжетная, цветочная. в) изобразительные виды искусства служат инструментом художественного познания и формирования наших образных представлений о мире. Художник, создавая образы разных людей, воплощает в них свое видение красоты. В искусстве отражается время, в которое живет тот или иной творец. Таким образом, перед нами предстает наша жизнь, и, вглядываясь в произведения искусства, мы познаем себя.
К основным видам изобразительного искусства относят: живопись, скульптуру, графику.
Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую-либо твердую поверхность.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Графика — вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки.
Предлагаю решить небольшой тест. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос.
1. Что из перечисленного относится к временным видам искусства? а) живопись; б) литература; в) скульптура; г) дизайн.
2. Как иначе называются пространственные виды искусства? а) конструктивные; б)декоративные; в) изобразительные; г) пластические.
3.Назовите вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на твердую поверхность. а) скульптура; б) живопись; в) дизайн; г) архитектура.
Урок №1
Дата: 04.09.17.
6 класс
Преподаватель: Андриевская А.Е.
Тема: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
Цель урока: Формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира; познакомить с видами изобразительного искусства, художественными материалами и их выразительными возможностями; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.
Задачи:
Образовательные:
-Способствовать запоминанию основной терминологии;
-Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков работы с художественными материалами;
Развивающие:
-Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( умение анализировать обобщать и систематизировать);
- Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся.
Воспитательные:
-Вовлечь учащихся в активную деятельность;
-Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
Тип урока (по дидактической цели): комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
Методы: наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ, беседа, практическая работа.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная деятельность и групповая (парная)..
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронные носители, компьютер, видеопроектор.
УМК (видеоряд): Мультимедийная презентация.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):
Преподавателю: Таблицы , бумага, кисти, краски .
Ученику: Раздаточный материал, краски, кисти, палитры, стаканчики и салфетки.
Данный урок обеспечит достижение учащимися следующих результатов:
1.Личностные- осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться), развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соотносить личностные потребности с требованиями общества;
2.Метапредментые-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии, самооценки; научатся определять цель, проблему в учебной деятельности
(различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности),излагать свое мнение в диалоге;
3.Предметные- научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям, познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
УУД
Слайдовое сопровожд ение
1.
Организаци онный этап.
Приветствие .Организация местоположения каждого ученика. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя на урок , добрые пожелания ученикам. Управление ситуацией
Рапорт. Приветствие преподавателя.
Регулятивные УУД: саморегуляция.
самооценки.
2.
Актуализац ия опорных знаний учащихся
Постановка проблемных вопросов, при затруднении ответить , преподаватель даёт подсказку с ключевым словом по теме.
-Ребята, давайте с вами подумаем, как часто мы встречаемся с изобразительным искусством и какое место оно занимает в нашей жизни?
-Кто создаёт произведения изобразительного искусства? Отгадайте загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
-Как можно назвать работу художника, создающего искусство?
- Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Художник-это профессия, но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего особенно хорошо - красиво и творчески, то есть способного видеть пути развития своего дела, способного создавать новое. Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку!
Работа художника, создающего искусство,-
Обучающиеся дают ответы.
-С изобразительным искусством мы встречаемся ежедневно ...
-Художник.
-Творчество.
-Архитектор, скульптор, художник по росписи стен, художник- ювелир, художник по тканям, художник сцены и по костюмам, иллюстратор и т.д.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД: подведение под понятия, распознавание объектов;
Коммуникативные
УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 1: слово "художник ".
2.
Актуализац ия опорных знаний учащихся
Постановка проблемных вопросов, при затруднении ответить , преподаватель даёт подсказку с ключевым словом по теме.
-Ребята, давайте с вами подумаем, как часто мы встречаемся с изобразительным искусством и какое место оно занимает в нашей жизни?
-Кто создаёт произведения изобразительного искусства? Отгадайте загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
-Как можно назвать работу художника, создающего искусство?
- Известно, что произведения изобразительного искусства создает художник. Художник-это профессия, но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего особенно хорошо - красиво и творчески, то есть способного видеть пути развития своего дела, способного создавать новое. Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку!
Работа художника, создающего искусство,-
Обучающиеся дают ответы.
-С изобразительным искусством мы встречаемся ежедневно ...
-Художник.
-Творчество.
-Архитектор, скульптор, художник по росписи стен, художник- ювелир, художник по тканям, художник сцены и по костюмам, иллюстратор и т.д.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД: подведение под понятия, распознавание объектов;
Коммуникативные
УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 1: слово "художник ".
это творчество. Творчество необходимо также и для восприятия, и для понимания искусства- для зрителя. Зритель перенимает опыт чувств других людей, опыт многих поколений и своих современников.
-На какие профессии по вашему можно разделить работу художника?
3.Мотиваци я учебной деятельнос ти.
Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете, можно ли без специальных знаний, художественных материалов и инструментов создать и надолго сохранить произведения изобразительного искусства?
-Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
-Для этого нам придётся решить ряд задач.
Давайте их назовём.
- Нет.
-Изучить художественные материалы и их возможности.
Формулируют задачи урока. Выдвигают идеи.
Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД: целеполагание - постановка учебной задачи и поиск путей её решения.
Слайд 2: тема урока.
Слайд 3: цели и задачи.
4.Изучение нового материала
Откройте учебники на странице 8 и ваши тетради . Запишите дату и тему сегодняшнего урока. На партах перед вами разложены листы с новыми терминами, я попрошу вас в порядке изучения их на уроке, вклеить новые определения в тетради. Сегодня мы пополним наш лексикон (запас слов) новыми словами и понятиями.
Искусство-это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам
Открывают учебники и тетради, записывают дату и тему урока.
Вклеивают определения.
Познавательные УУД: умение проводить анализ, синтез, записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осуществлять сравнение, сереацию и классификацию,
Слайды 4-
22: виды искусства.
-На какие профессии по вашему можно разделить работу художника?
3.Мотиваци я учебной деятельнос ти.
Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете, можно ли без специальных знаний, художественных материалов и инструментов создать и надолго сохранить произведения изобразительного искусства?
-Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
-Для этого нам придётся решить ряд задач.
Давайте их назовём.
- Нет.
-Изучить художественные материалы и их возможности.
Формулируют задачи урока. Выдвигают идеи.
Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные УУД: целеполагание - постановка учебной задачи и поиск путей её решения.
Слайд 2: тема урока.
Слайд 3: цели и задачи.
4.Изучение нового материала
Откройте учебники на странице 8 и ваши тетради . Запишите дату и тему сегодняшнего урока. На партах перед вами разложены листы с новыми терминами, я попрошу вас в порядке изучения их на уроке, вклеить новые определения в тетради. Сегодня мы пополним наш лексикон (запас слов) новыми словами и понятиями.
Искусство-это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам
Открывают учебники и тетради, записывают дату и тему урока.
Вклеивают определения.
Познавательные УУД: умение проводить анализ, синтез, записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осуществлять сравнение, сереацию и классификацию,
Слайды 4-
22: виды искусства.
наслаждение и приятные эмоции.
Существует несколько видов искусств.
Виды искусства.
1.Временные виды искусства. К ним относят музыку и литературу, так как данное творчество воспринимается последовательно- от начала к концу, т.е. в течение времени.
2.Пространственные (пластические) виды
искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связанны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Данный вид делится на 3 группы:
а)конструктивные- архитектура, дизайн, т .е искусство художественной постройки.
Дизайн-это деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Архитектура-это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города.
б)декоративные (декоративно-
прикладные)виды искусства. Название произошло от слова «декор» - украшать.
Украшали не только ради красоты, но и защиты. К декоративному искусству относят так же роспись.
Роспись-это вид монументально- декоративного искусства, в котором самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Существует несколько видов искусств.
Виды искусства.
1.Временные виды искусства. К ним относят музыку и литературу, так как данное творчество воспринимается последовательно- от начала к концу, т.е. в течение времени.
2.Пространственные (пластические) виды
искусства. Они обладают видимой формой и чаще всего связанны с материальной средой, конкретными предметами и людьми. Данный вид делится на 3 группы:
а)конструктивные- архитектура, дизайн, т .е искусство художественной постройки.
Дизайн-это деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Архитектура-это строительство зданий в каком-либо стиле, помогающее украсить города.
б)декоративные (декоративно-
прикладные)виды искусства. Название произошло от слова «декор» - украшать.
Украшали не только ради красоты, но и защиты. К декоративному искусству относят так же роспись.
Роспись-это вид монументально- декоративного искусства, в котором самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
изображения на поверхность наносят кистью или иными предметами.
в) к основным видам относят: живопись, скульптуру, графику.
Живопись-вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую- либо твердую поверхность. Живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а так же служит сферой создания предметных эстетических ценностей.
Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры- исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, портрет, анималистический жанр (изображение животных)
Графика- вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии ,штрихи, пятна и точки.
Художественные материалы.
К живописным материалам относят различные краски. В древние времена это был порошок, который назывался «пигмент». Его разбавляли яичным желтком и так получалась
в) к основным видам относят: живопись, скульптуру, графику.
Живопись-вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются красками, наносимыми на какую- либо твердую поверхность. Живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а так же служит сферой создания предметных эстетических ценностей.
Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры- исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, портрет, анималистический жанр (изображение животных)
Графика- вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии ,штрихи, пятна и точки.
Художественные материалы.
К живописным материалам относят различные краски. В древние времена это был порошок, который назывался «пигмент». Его разбавляли яичным желтком и так получалась