Файл: Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (сзх).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ)
Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования является вторым этапом стратегического анализа, целью которого является выявление тех опасностей и тех возможностей, которые появятся у предприятия в различных стратегических зонах хозяйствования в ближайшем будущем в результате воздействия внешних факторов (экономических, социальных, политических, рыночных, международных и др.).
Под стратегической зоной хозяйствования (СЗХ) понимается тот или иной рынок (готовой продукции или услуг, рынок сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов) или сегмент этого рынка, на который предприятие хочет выйти в ближайшем будущем или расширить и укрепить свои позиции на нем.
В условиях диверсификации производственно хозяйственной деятельности такими СЗХ могут быть: производство товаров ширпотреба, торговая, посредническая деятельность, инвестиционная деятельность, международная кооперация, оказание услуг. В рамках каждой из перечисленных СЗХ, а также в рамках специализации предприятия могут быть выделены более узкие СЗХ.
Стратегическая зона хозяйствования определяется следующими факторами:
-
будущей потребностью рынка; -
технологией, с помощью которой будет удовлетворяться эта потребность; -
покупателями, у которых будут эти потребности; -
географическим регионом, в котором будут находиться покупатели.
Выбор СЗХ связан с миссией фирмы. Миссия может реализовываться как в одной, так и в нескольких СЗХ.
Стратегическая зона хозяйствования характеризуется следующими параметрами:
-
перспективами роста данной СЗХ. Выражаются потенциальными темпами роста объемов производства с одновременной увязкой их с фазами жизненного цикла спроса на продукцию. Помимо фазы жизненного цикла спроса на перспективы роста также влияют потенциальная емкость рынка и покупательная способность потенциальных клиентов; -
перспективами рентабельности. Зависят от уровня издержек и уровня прибыли; -
ожидаемым уровнем нестабильности внешней среды; -
главными факторами успешной конкуренции в будущем.
В зарубежной практике стратегического планирования широкое распространение получила методика оценки привлекательности СЗХ на основе экспертного прогнозирования с использованием ряда анкет, в каждой из которых рассматривается изменение внешних факторов в ближайшем будущем периоде, на который разрабатывается стратегия развития предприятия, на тот или иной фактор определяющий уровень привлекательности СЗХ.
К таким факторам относятся: фактор нестабильности (анкета №2), фактор рентабельности инвестиций направляемых в ту или иную СЗХ (анкета №3) и фактор прогнозируемого роста той или иной СЗХ (анкета №4).
По каждой из перечисленных анкет необходимо по бальной системе (от –1 до +1) оценить изменение внешних факторов в ближайшем будущем и их влияние на каждую СЗХ, указать вероятность этого изменения в процентах. В том случае, если изменение того или иного внешнего фактора будет оказывать максимальное положительное воздействие на фактор привлекательности СЗХ, он получает балл равный +1, в том случае, если внешний фактор оказывает максимальное отрицательное воздействие на фактор привлекательности СЗХ он получает балл равный –1, при нейтральном воздействии того или иного фактора он получает нулевую балльную оценку.
АНКЕТА №2
Оценка изменений нестабильности СЗХ
Факторы | Качественная оценка | Вероят-ность | Произ-водство | Торговля | Размещение заказов |
1. Процесс интеграции в мировую рыночную экономику | -понизится - повысится | | | | |
2. Отношение к свободному предпринимательству со стороны государства | -ухудшится -улучшится | | | | |
3. Социаль-ная напря-женность | -усилится -ослабевает | | | | |
4. Социаль-ная защита | -ослабеет -усилится | | | | |
5. Возмож-ность конверти-руемости рубля | -понизится -повысится | | | | |
6. Уровень доходов населения | -понизится -повысится | | | | |
7. Длитель-ные связи с поставщи-ками | -будут налажи-ваться и усиливаться -будут ослабевать | | | | |
8. «Прозрач-ность» границ в единое рыночное пространство | -будет ослабевать -будет налаживаться | | | | |
9. Налоговая политика для производителей товаров | -ужесточится -ослабеет | | | | |
10. Налоговая политика для торговли и посреднической деятельности | -ужесточится -ослабеет | | | | |
11. Конкурен-ция произво-дителей товаров внутри страны | -усилится -ослабевает | | | | |
12. Конкурен-ция с зарубежными производнтелями | -усилится -ослабевает | | | | |
Среднее значение | | | |
АНКЕТА №3
Оценка изменений рентабельности инвестирования в СЗХ
Факторы | Качествен-ная оценка | Вероят-ность | Произ-водство | Торговля | Размещение заказов |
1. Колебания рентабельности | -велики - отсутствуют | | | | |
2. Колебания объема продаж | -велики - отсутствуют | | | | |
3. Колебания цен | -велики - отсутствуют | | | | |
4. Цикличность спроса | -велика -отсутствует | | | | |
5. Уровень спроса по отношению к мощностям | -низкая -высокий | | | | |
6. Стабильность структуры рынка | -низкая -высокая | | | | |
7. Обновление состава продукции | -частое -редкое | | | | |
8. Конкуренция с зарубежными фирмами | -сильная -слабая | | | | |
9. Конкуренция на рынках ресурсов | -сильная -слабая | | | | |
10. Степень удовлетворения потребителей | -низкая -высокая | | | | |
11. Государст-венное регулирование конкуренции | -жесткое -слабое | | | | |
12. Государст-венное регулирование деятельности предприятий | -жесткое -слабое | | | | |
Среднее значение | | | |
АНКЕТА №4
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ
Факторы | Качественная оценка | Вероят-ность | Произ-водство | Торговля | Размещение заказов |
1. Темп роста производства | -повысится - понизится | 80% 20% | +1 | +1 | +1 |
2. Прирост численности потребителей товаров | -повысится - понизится | 80% 20% | +1 | +1 | +1 |
3. Рынки сбыта | -расширятся - сократятся | | | | |
4. Степень устаревания продукции | -снизится -повысится | | | | |
5. Степень обновления продукции | -снизится -повысится | | | | |
6. Уровень насыщения спроса | -повысится -понизится | | | | |
7. Государст-венное регулирова-ние издержек | -ужесточится -ослабеет | | | | |
8. Государст-венное регулирова-ние роста производства | -усиллится -ослабеет | | | | |
9. Неблаго-приятные факторы для роста | -усилятся -ослабеют | | | | |
10. Благо-приятные факторы для роста | -усилятся -ослабеют | | | | |
11. Возмож-ность появления новых сфер вложения средств населения и юридических лиц | -повысится -сократится | | | | |
Среднее значение | | | |
АНКЕТА №5
Оценка значимости факторов привлекательности СЗХ
№ п/п | Факторы | Ранги | Обратная величина ранга | Доли обратных величин рангов от их суммы,% |
1 | Нестабильность | | | |
2 | Рентабельность инвестиций | | | |
3 | Прогнозируемый рост | | | |
4 | Сумма | | |
Показатель привлекательности СЗХ (П) определяется как средневзвешенная величина бальных оценок нестабильности, рентабельности инвестиций, прогнозируемого роста по различным СЗХ., по формуле:
П = а*Н + в*Р + с*В , (2)
где Н – среднеарифметическая бальная оценка нестабильности СЗХ;
Р – среднеарифметическая бальная оценка рентабельности
инвестиций в СЗХ;
В – среднеарифметическая бальная оценка прогнозируемого роста
i – той СЗХ;
а, в, с – весомость факторов нестабильности, рентабельности
инвестиций и прогнозируемого роста.
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Это один из важнейших этапов стратегического планирования, предшествующий формулированию и оценке стратегии развития предприятия. Результатом данного анализа является оценка внутренней среды фирмы – ее силы и слабости, а также внешних возможностей и угроз (это обычно называют SWOT – анализ). Он подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в угрозах) для поддержания конкурентоспособности предприятия.
SWOT – анализ составляется на основе данных полученных из предыдущих этапов оценке конкурентоспособности предприятия и анализа стратегических зон хозяйствования.
SWOT – анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы. Дело лишь в том, насколько сильные стороны (активы) перекрывают ее слабые стороны (пассивы) (соотношение 50:50 определенно нежелательно), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов.