Файл: Горные машины и оборудование вв е де н ие в с пе ци а льн о с ть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133 полной очистки конвейера, ограничителями производительности, уст- ройствами для очистки цепей и т.п.
Тяговым элементом большинства скребковых конвейеров являют- ся тяговые цепи. В конвейерах для подземного транспортирования угля применяют усиленные разборные тяговые цепи (ГОСТ 589-74) с шагом
80 мм или круглозвенные сварные цепи (ОСТ 12.44.013-75) с шагом це- пи 64 мм. На этих конвейерах применяется от одной до трех цепей.
Высокие скребкиконвейеров имеют прямоугольную, трапецеи- дальную или полукруглую форму. Нормализованные прямоугольные скребки предусматривают консольное и симметричное крепление к тя- говым цепям. Консольные скребки шириной 200–320 мм и высотой
100–160 мм закрепляют на одной цепи, консольные и симметричные скребки шириной 400 мм и высотой 200 мм закрепляют на двух цепях.
Крепление скребков с цепями осуществляется с помощью сварки или крепежных деталей. Как и высокие скребки, они могут располагать- ся симметрично и несимметрично относительно горизонтальной оси поперечного сечения цепи.
Основными параметрами рештаков става конвейера являются вы- сота, ширина, длина, ресурс до предельного состояния (рештаки забой- ных конвейеров, как правило, не восстанавливаются ремонтом), а также удельный расход металла, отнесенный к массе транспортируемого гру- за. Чем больше ширина става, тем больше производительность конвейе- ра при равной скорости движения тягового органа и выше боковая ус- тойчивость комбайна.
Рис. 4.31. Рештачный став скребкового конвейера

134
Толщина днища рабочей ветви рештака обеспечивает прочность и жесткость става, а также срок его службы и составляет 10–20 мм. В от- дельных зарубежных конструкциях днища делаются из листа толщиной
30-40 мм если на комбайне имеется дробилка, вследствие чего дно ис- пытывает дополнительные нагрузки.
Соединяются между собой рештаки в последних конструкциях конвейеров с помощью специальных стержней (безболтовое соедине- ние), которые более прочны, чем соединительные болты, компактны и удобны в эксплуатации.
Чем больше длина рештаков, тем меньше число узлов соедини- тельных элементов, которые испытывают большие нагрузки и при огра- ниченных размерах не всегда достаточно надежны, ниже трудоемкость изготовления, ниже сопротивление движению и износ тягового органа.
Принятый единый шаг расстановки секций механизированных крепей
1500 мм позволяет изготовлять рештаки также одной длины – равной
1500 мм.
Приводыскребковых конвейеров выполняют обычно электриче- скими. Для взрывоопасных условий эксплуатации, например, подземно- го транспортирования угля, применяют и пневматические приводы.
Электродвигатель с редукторами соединяют втулочно-пальцевой муфтой, гидромуфтой или клиноременной передачей. Редуктор с при- водной звездочкой связывают при помощи муфты или цепной передачи.
Для повышения мощности конвейера могут устанавливаться два, три или четыре привода в соответствии с принятой схемой сборки. Привод- ной механизм должен иметь предохранительное устройство, исклю- чающее поломку конвейера в случае его перегрузки и при заклинивании цепи. Для этого устанавливают муфту предельного момента, предохра- нительные пальцы или штифты.
Натяжные устройствав скребковых конвейерах обеспечивают ус- тойчивое положение скребков для предотвращения их опрокидывания при консольном приложении нагрузки. Это достигается за счет увели- ченного натяжения цепей.
Натяжные устройства скребковых конвейеров, как и пластинча- тых – винтовые, пружинно-винтовые и с лебедками, приводимыми в движение от концевой или тяговой звездочки конвейера. Ход натяжного устройства принимается не менее 1,6 шага цепи.
Скребковые конвейеры выпускаются серийно рядом заводов на- шей страны. Краткие технические характеристики конвейеров приведе- ны в табл. 4.8.


135
Таблица 4.8
Краткая техническая характеристика скребковых конвейеров
М
о д
ел ь
Н
аз н
ач ен и
е
П
рои зв од и
те л
ь- н
ос ть
, т/
ч
Т
и п
ц еп и
Ск о
р о
с т
ь д
ви ж
е н
и я ц
е п
и
, м

Э
н ерг ов о
о р
у ж
ен
- н
ос ть
, к
В
т
У
го л
у ст ан о
в к
и п
о п
р о
ст и
р а
- н
и ю
/в о
сс т
а н
и ю
, п
а
- д
е н
и ю
, гр ад
Р
аз м
еры ре ш
та к
а,
(д л
и н
а, ш и
ри н
а п
о б
ок ов и
н ам
, в ы
со- та б
о к
ов и
н ы
), м м
ОАО «Анжеромаш»
Анжера-
26 720 26х92 0,6;
1,1 до 250
-25–
+30/10 1500/1080х х732х230
Анжера-
30 1200 30х108 0,8;
1,3 до 400
-25–
+25/15 1500/1080х732/760/
/840/868х250/305
Анжера-
34 1500-
1650 34х126;
38х126 0,9;
1,5 до 400
-25–
+25/12 1500/1750х868/
/1060х305
Анжера-
38
З
аб о
й н
ы е ск ре б
к о
в ы
е к
о н
в ей ер ы
1800 38х137 0,9;
1,5 до 600
-25–
+25/12 1500/1750х1060х х305
ОАО ОМТ
СПЦ391 1020 2х34х126 2х38х137 1,1 3х315;
2х500
/3х315
/2х600 35/10 1500/1700/2000х х840х320
СПЦ310 2400 2х48х152 1,4 3х700/
2х1150 35/10 1750х1000х320
СПЦ3210
Д
л я
р а
б о
т ы
в л
а в
а х
с м
о щ
н о
- с
т ь
ю п
л а
с т
а
1
,6
…6
,0
м в
с о
с т
а
- в
е о
ч и
с т
н ы
х к
о м
п л
е к
с о
в
3
К
М
1 3
8
,
4
К
М
1 3
8
,
К
М
1 7
4 2400 2х48х152 1,4 3х650/
2х1000
/3х600/
2х1000 35/10 1750х1200х320
JOY Mining Machinery
AFC
1814 30Xtra н/д до 750 35/12 1750x800
AFC
2722 30-
34Xtra н/д до
1125 35/12 1750x890
AFC
3629 34-
42Xtra н/д до
1500 35/12 1750x1000
AFC
Ск р
еб к
о вы е
к о
н
- в
е й
ер ы
4537 42-
50Xtra н/д до
2000 35/12 1750x1100

136
4.7.2. Ленточные конвейеры
Ленточные конвейеры обеспечивают транспортировку грузов на значительное расстояние движущейся по роликоопорам специальной лентой, являющейся одновременно грузонесущим и тяговым органом.
Ленточные конвейеры для подземных работ подразделяются на: забой- ные, штрековые, уклонные и бремсберговые.
Составные элементы и основные параметры. Основными эле- ментами ленточных конвейеров являются приводные, натяжные и от- клоняющие барабаны, роликоопоры, лента.
Приводной блок состоит из одного или нескольких барабанов, ре- дуктора, тормозного устройства, пусковой и регулирующей аппаратуры и электродвигателя.
Рис. 4.31. Ленточный конвейер 2Л100У с жестким канатным конвейерным
ставом:
а) схема конвейера; б) напольная секция конвейерного става; в) подвесная
секция конвейерного става;
1 – головная секция с барабаном; 2 - приводная секция с ве-
дущими барабанами; 3 – приводной блок с редукторами и электродвигателями; 4 – конвей-
ерная лента с опорными роликами; 5 – натяжная секция с барабаном
Применяются автоматические и не автоматические натяжные уст- ройства с электрическим, гравитационным и гидравлическим привода- ми. Они придают ленте натяжение, достаточное для передачи на приво- де тяговой силы трения при установившемся движении и пуске конвей- ера, ограничивают провисание ленты между роликоопорами, компенси-


137 руют удлинение ленты в результате вытяжки ее в процессе работы и со- храняют некоторый запас ленты, необходимый для ее перестановки при повреждениях. На малых и средних конвейерах преимущественное рас- пространение получили грузовые натяжные устройства тележечного и рамного типов, у которых необходимое натяжение ленты создается мас- сой подвешенного груза.
Установка отклоняющих барабанов создает дополнительное при- жатие ленты к барабану и существенно повышает тяговое усилие грузо- несущего органа. Также дополнительного прижатия ленты можно до- биться использованием специальных устройств, например, вакуум- барабана (рис. 4.34). На поверхности вакуум-барабана имеется ряд от- верстий, посредством которых осуществляет присос ленты к барабану.
Рис. 4.32. Ленточный конвейер типа ЛТ
а)
б)
Рис. 4.33. Натяжные устройства:
а) хвостовое грузовое, б) промежуточное
грузовое

138
Рис. 4.34. Схема действия приводного вакуум-барабана:
1 – вакуумные каналы
барабана; 2 – обечайка с отверстиями; 3 - штуцер для соединения камеры с отса-
сывающим трубопроводом вакуум-насоса; 4 - камера коллектора для отсоса возду-
ха
Роликоопоры по назначению делятся на рядовые (линейные) и специальные. Рядовые предназначены для поддержания ленты и прида- ния ей необходимой формы. Специальные роликоопоры, кроме того, выполняют следующие функции: центрирующие – регулирование по- ложения ленты относительно продольной оси; амортизирующие – смяг- чение ударов груза о ленту в местах загрузки; очистительные – очистка ленты от частиц налипшего груза; переходные – изменение желобчато- сти ленты перед барабанами.
Рис. 4.35. Универсальная жесткая роликоопора:
1 – ролики; 2 – поворотный
кронштейн; 3 – ось кронштейна; 4 – фиксатор поворота

139
Роликоопоры выпускаются трех видов: легкие, нормальные и тя- желые. Ось роликоопоры выполняется жесткой на цапфах или гибкой из каната и цепи (подвесные). Наибольшее распространение получили же- сткие роликоопоры. Конструктивное исполнение роликов может быть различным и определяется в основном типом подшипников, способом их уплотнения и смазкой.
Конвейерная лента – это основной, наиболее дорогой и наименее долговечный элемент конвейера, который является одновременно гру- зонесущим и тяговым органом. Лента состоит из каркаса, заключенного между резиновыми обкладками и предназначенного для поддержания груза и передачи тяговых усилий. Резиновые обкладки защищают кар- кас от механических повреждений и воздействия окружающей среды.
Разновидности ленточных конвейеров.
Ленточно-канатные конвейеры характеризуются разделением ис- полнительных функций по перемещению грузов и созданию движущих усилий между лентой и канатами и используются для транспорта мине- рального сырья на значительные расстояния.
К достоинствам ленточно-канатных конвейеров следует отнести длительный срок службы ленты, сравнительно небольшую металлоем- кость опорных конструкций, возможность передачи канатами значи- тельной тяговой силы и благодаря этому достижения большей длины на один привод (порядка 10 км).
Производительность ленточно-канатных конвейеров на 10% вы- ше, а мощность привода на 15% меньше и общая масса на 40–50% меньше, чем у обычных конвейеров при одинаковой ширине и скорости ленты.
К недостаткам можно отнести: сложность и громоздкость конст- рукций приводных и натяжных устройств, интенсивный износ канатов, ограниченные скорость и угол наклона конвейера, высокая стоимость лент.
Ленточно-цепные конвейеры предназначены для транспортирова- ния грузов на значительные расстояния, как по прямой, так и по слож- ной пространственной трассе. У этих конвейеров лента служит только грузонесущим элементом, а тяговые функции выполняет одна или две пластинчатые или круглозвенные цепи Применение промежуточных приводов и высокопрочных цепей обусловливает возможность значи- тельного увеличения длины бесперегрузочного перемещения груза при использовании дешевой стандартной ленты с малым числом прокладок.
Различают конвейеры с лентой жестко прикрепленной к цепи и свобод- нолежащей на тяговом элементе.


140
К достоинствам ленточно-цепных конвейеров следует отнести: возможности бесперегрузочного процесса транспортирования на боль- шую длину при использовании дешевой ленты с двумя-тремя проклад- ками и транспортирования насыпных грузов по криволинейной трассе с радиусом поворота в горизонтальной плоскости 60 м и менее; меньшая, чем у пластинчатых конвейеров, металлоемкость; малая энергоемкость.
Недостатком ленточно-цепных конвейеров является ограниченная ско- рость движения грузонесущего полотна до 1,5–2 м/с и связанная с этим ограничением производительность до 600–700 т/ч.
Передвижные ленточные конвейеры являются автономными пол- ностью собранными агрегатами, которые могут перемещаться целиком в рабочем состоянии в пределах обслуживаемого ими рабочего участка или с одного места работы на другое. Передвижные конвейеры приме- няются для насыпных и легких штучных грузов в качестве вспомога- тельных при погрузке в железнодорожные вагоны, автомашины, при подаче груза в бункер, а также при выполнении погрузочно- разгрузочных работ на складах и т.д.
Классификация.
По назначению ленточные конвейеры разделяют на:
- грузовые;
- грузолюдские.
По способу укорачивания ленты:
- стационарные (постоянной длины);
- телескопические (позволяют без остановки укорачивать длину на 45–50 м).
Таблица 4.9
Краткая техническая характеристика ленточных конвейеров
М
о д
ел ь
Н
аз н
ач ен и
е
П
рои зв од и
те л
ьн ос ть
, т/
ч
П
ри ем н
ая с
п ос об н
ос ть м
3
/м и
н
Д
и ам етр б ара б
а- н
а/
рол и
к а, м м
К
руп н
ос ть к
ус к
ов п
о- род ы
, м м
, н е б ол ее
Ш
и ри н
а л ен ты
, м м
С
к орос ть д
в и
ж ен и
я л
ен ты
, м

С
ум м
арн ая м
ощ н
ос ть п
ри в
од а, к
В
т
Д
л и
н а тра н
сп орти р
о- в
ан и
я, м
У
гол ус та н
ов к
и
, г ра д
ОАО «Александровский машиностроительный завод»
4Л1400
А-2 1600-
2700 н.д. н.д./
159 500/
300 1400 2,5/
3,15/
4,0 1000 1000
-3…+18

141
Продолжение таблицы 4.9 4Л1600
А-2 2200-
3500 н.д. н.д./
159 500/
300 1600 2,5/
3,15/
4,0 1000 1000
-3…+18 2Л80У
520 10,2 500/
89 300 800 2,5 110 700
-16…+18 2Л80У-01 420/
520 10,2 500/
89 300 800 2,0/
2,5 165 1000
-3…+18 2ЛТ80У
420/
520 10,2 500/
89 300/
150 800 2,0/
2,5 110 1000 -10…+10 2ЛТ80У-01 420/
520 10,2 500/
89 300/
150 800 2,0/
2,5 165 1400
-3…+10 2Л1000А
2Л1000А-
01 2ЛК1000А
2ЛК100А-
01 710-
850 14,0
-
17,5 670/
127 500/
300 1000 2,0/
2,5 220;
330;
264;
396;
250
-3…+18 3Л1000А
890 17,5 842/
159 500 1000 3,15 750 2100
-3…+18 3Л1000А-
01 1120 22,0 842/
159 500 1000 3,15 750 2100
-3…+18 3ЛК1000А
840 16,5 842/
127 500 1000 3,15 750 2100
-3…+18 3ЛК1000А-
01 1065 21,0 842/
127 500 1000 3,15 750 2100
-3…+18 1ЛТ1000А
710 17,5 630/
108 500 1000 2,5 110 700
-10…+10 1ЛТ1000А-
07 890 17,5 630/
108 500 1000 2,5 165 1000
-3…+10 2ЛК1000А
Д
л я тра н
сп орти ров ан и
я г ор н
ой м
ас сы
850 16,8 670/
127 500 1000 2,5 220 1000 -16…+18 1Л80У
420 8,2 400/
89 300/
150 800 2,0 55 500
-10…+10 1Л80У-02
Д
л я
п р
и е
м к
и у
гл я с
за б
о й
н о
го к
о н
в е
й е
р а
520 10,2 400/
89 300/
150 800 2,0 55 500
-3…+6 1ЛТ80У
Т
ел ес к
оп и
- ч
ес к
и й
520 10,2 400/
89 300/
150 800 2,0 55 500
-3…+6


142
Продолжение таблицы 4.9 1ЛТП80У
520 10,2 400/
89 300/
150 800 2,0 55 800
-3…+6 2ЛТП80У
Т
ел ес к
оп и
ч ес к
и й
п роход ч
ес к
и й
420/
520 10,2 950/
100 300/
150 800 2,0/
2,5 110 1400 -10…+10
1   2   3   4   5   6   7   8   9