Файл: Формирование в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФОРМИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
С.В. Смолякова,

МКОУ «Добринская СОШ»

Лискинского района Воронежской области
Здоровье населения - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).

Как отмечают ученые «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и. т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов. По данным Минздрава Российской Федерации из шести учащихся
, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии.

Начальное общее образование может оказывать существенное влияние на формирование ориентации школьников на здоровый образ жизни при условии проектирования и реализации надпредметной образовательной программы «Физическая культура и здоровье школьников», критериями эффективности которой выступают: активность в физическом самосовершенствовании и оздоровлении личности; позитивная динамика состояния здоровья; сознательный выбор здорового образа жизни как условия личностного благополучия и эффективности. Здесь учителю может помочь организовать правильно педагогическую деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа, разработанная под руководством профессора Л.А. Обуховой, а также рабочие тетради «Уроки здоровья» и методическое пособие к ним «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» издательства ВАКО (г. Москва). Ориентация школьников на здоровый образ жизни предполагает присутствие в образовательном процессе всех основных компонентов формирования основ здорового образа жизни современного человека: познавательного (получение знаний о здоровом человеке и здоровом образе его жизни, способах и методах сохранения и укрепления здоровья; ценностно-ориентационного (формирование стойкой ориентации школьников на здоровый образ жизни; осознание ими ценности своего здоровья и его приоритета в организации своей жизнедеятельности); коммуникативного (овладение средствами и методами предупреждения и устранения стрессовых ситуаций в школьной жизни); эстетического (формирование осознания красоты здорового человека, развитие потребностей получать удовлетворение от занятий физической культурой); физкультурного (овладение разнообразными формами двигательной активности как непременного условия здорового образа жизни и фактора становления индивидуального здоровья); преобразовательного (оздоровление собственными силами - «здравотворчество»), при этом под «здравотворчеством» понимают модель поведения школьника, основанную на идеалах и критериях здорового образа жизни, принимаемую школьником и реализуемую в процессе школьной жизнедеятельности.

Сформированность ориентации школьников на здоровый образ жизни зависит от образовательного потенциала школы, который определяется следующими педагогическими условиями: отношением всех субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов, администраторов, сотрудников, социальных партнеров школы) к физической культуре как к ценности и условию формирования здорового образа; личным примером высокой культуры здоровья педагогов,

независимо от преподаваемого ими предмета; наличием надпредметных программ, нацеленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни; выраженностью ценностного отношения школы к физической культуре и здоровому образу жизни в ее традициях, способах организации деятельности, ежедневной педагогической практике; созданием системы педагогического сопровождения тех школьников, которые испытывают затруднения в процессе приобщения к физической культуре и массовому спорту.
Список литературы


  1. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – М: ВАКО, 2016.

  2. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья». – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2018.