Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центросоюз Российской Федерации
Нижегородский облпотребсоюз
«Нижегородский экономико-технологический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ.05 Проектирование и разработка информационных систем
Тема: «Информационная система
библиотеки вуза»
Выполнил:
студент группы 42П
специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование
Болдинский С.Е.
Руководитель:
Кисарова М.В., преподаватель НЭТК
Дата сдачи_______________________
Дата защиты_____________________
Оценка__________________________
г. Арзамас, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА 6
-
Описание предметной области 6 -
Определение функциональных требований 7 -
Моделирование структуры данных 9 -
Выбор методов и средств разработки 11
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА 13
-
Подключение к базе данных 13 -
Роли и авторизация 14 -
Пользовательский интерфейс оператора системы 24 -
Пользовательский интерфейс администратора системы 26 -
Тестирование 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblнon - книга и thзkз - хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.
На сегодняшний день введение компьютерных и телекоммуникационных технологий в работу библиотек является настоятельным требованием к повышению производительности и качества труда библиотечно-информационных работников на основе автоматизированного взаимного использования и интеграции электронных ресурсов.
То-есть нужно внедрить информационную систему для библиотеки вуза.
Внедрение информационной системы — это процессы слияния программного продукта с финансовой и управленческой работой организации, которые требуют от исполнителей, занятых в проекте, наличия специализированных знаний, определённого опыта и требуемого подхода к осуществлению проекта. [3, с. 13]
Применение современных информационных технологий имеет важное значение для оптимизации внутренних процессов организации, оперативного доведения информации до исполнителей, улучшения взаимодействия подразделений и отдельных исполнителей в процессе работы с документами, контроля исполнения документов и поручений, поиска информации и определения стадии исполнения документов и их местонахождения, то есть, в конечном счете, способствует более оперативному и качественному решению вопросов, которым посвящены документы. [7, c. 43]
Актуальность темы определяется тем, что информационные системы составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности. В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в вузе до сих пор используются бумажные носители и порой сложно определить кто забрал книгу в последний раз и когда он должен её вернуть.
Целью данной курсовой работы является разработка и реализация информационной системы для библиотеки, для обеспечения хранения, накопление и предоставление информации о книгах. Создаваемая информационная система предназначена в основном для автоматизации деятельности библиотекаря.
Информационная система — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию [2, с. 5].
Объект изучения: информационные процессы библиотеки вуза.
Предмет исследования: разработка информационной системы, автоматизирующей обработку информации библиотеки вуза.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
- на основе теоретического анализа литературы и Internet-источников произвести анализ предметной области вуза;
- провести функционально-ориентированное проектирование информационной системы;
- разработать базу данных;
- спроектировать диаграммы для наглядного примера;
- разработать физическую структуру информационной системы;
- выполнить тестирование информационной системы.
Методы, используемые при реализации проекта, включают в себя анализ литературы, анализ предметной области, моделирование диаграмм, разработка приложения на платформе .NET Framework c помощью технологии WPF.
Информационной базой проекта являются труды в области проектирования и разработки программного обеспечения и информационных систем таких авторов, как: Благодатских В.А. в областях стандартизации разработки программных средств; Грекул В.А. в области инструментальные средства разработки компьютерных систем и комплексов; Дорофеев А.С. в области разработки баз данных;
Практическая значимость проекта заключается в разработке приложения на языке C# для автоматизированной библиотеки вуза.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы, 1 приложение.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА БИБЛИОТЕКИ ВУЗА»
-
Описание предметной области
В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В последнее время все больше предприятий сталкиваются с проблемой улучшения управляемости компании: улучшение контроля и ускорение бизнес-процессов, улучшение возможности их отслеживания, оптимизация рабочего времени, экономия трудозатрат, повышение производительности труда и так далее. Единственным способом реализации подобных задач является внедрение информационной системы. [1, с. 32]
Библиотека вуза включает в себя абонементы, читальные залы и справочную систему. Читателями библиотеки могут быть огромное количество людей такие как: студенты всех форм обучения, профессорско-преподавательский состав университета, аспиранты, ассистенты и другие сотрудники подразделений вуза, слушатели подготовительного отделения, факультета повышения квалификации (ФПК), стажеры, абитуриенты. Для этого огромного количество людей понадобиться своя база данных чтобы хранить информацию о всех читателях. И создать разные роли.
В данной библиотеке существуют различные категории читателей, которые обладают уникальными характеристиками: для студентов – это название факультета, номер группы, для преподавателя – название кафедры, степень, звание и т.д. Слушатели ФПК, абитуриенты, стажеры – разовые читатели – могут пользоваться только читальными залами. Читатели библиотеке могут получать книги и другие издания во всех пунктах выдачи библиотеки, а также получать необходимые издания по межбиблиотечному абонементу, предварительно сделав заказ. Читатели, приходящие на пункт выдачи, обязаны иметь при себе читательский билет с отметками о записи и перерегистрации текущего года на данном пункте выдачи. При выбытии из вуза читатели обязаны вернуть числящиеся за ними издания и сдать читательские билеты.
База данных – совокупность хранимых в памяти ЭВМ и специальным образом организованных взаимосвязанных данных, отображающих свойства объектов предметной области и поддерживаемых в актуальном состоянии. [5, c.7]
Тем самым я создал базу данных для библиотеки, которая поможет легче выбрать книгу читателем. И так же сохранить информацию о данном читателе. В созданном приложении можно зарегистрироваться пользователю или авторизоваться если он ранее регистрировался, администратор может посмотреть информацию о пользователях и удалить их при необходимости.
Цели создания системы – приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы. [15, с. 24].
1.2. Определение функциональных требований
Информационная система создается для автоматизации информационных процессов на предприятии – процессов, в которых создается, запоминается, преобразуется, передается, отыскивается, обрабатывается, или используется информация. Поэтому в моделях предметной области отображаются бизнес-процессы и функциональные задачи, так или иначе связанные с информационными процессами. При этом процессы и задачи в предметных и системных моделях оказываются схожими по составу и содержанию. [4, c. 23]
Эта работа называется анализом предметной области. Если ИС создается для коммерческой организации, то анализ предметной области получает название «бизнес-моделирование» [8, с.53].
Требования к информационной системе:
- хранение информации о пользователях;
- возможность регистрации и авторизации;
- возможность просмотра каталога книг;
- возможность использования базы данных в многопользовательском режиме с разграничением прав доступа.
Описание процессов системы называется функциональной моделью. Функциональная модель представляет любой процесс как совокупность функциональных блоков, соединенных интерфейсными дугами. Функциональный блок - действие, выраженное глагольным оборотом, интерфейсная дуга - предмет, описанный существительным с уточняющей информацией. В зависимости от места соединения дуги с блоком различают входы (слева), выходы (справа), управление (сверху), механизмы или ресурсы (снизу). [11, с. 75]
Так же я разработал модель прецедентов, схему вариантов использования информационной системы (рисунок 2). Модель прецедентов, позволяет определить границы системы и служит основой для всей остальной разработки.
Рисунок 1 – Диаграмма прецедентов
Я разработал модель прецедентов, схему вариантов использования информационной системы (рисунок 1). Модель прецедентов, позволяет определить границы системы и служит основой для всей остальной разработки. Основные понятия этой диаграммы прецеденты и исполнители.
Исполнитель изображается в виде фигурки человека с кратким описательным именем и представляет один из двух аспектов:
- роль, которую пользователь играет по отношению к системе;
- сущность за пределами системы.
Прецедент – это набор действий, совершаемых в системе, для достижения определенной цели. Прецедент должен описывать вариант использования системы
без ориентации на определенное проектное решение или реализацию [14, с.70].
Для показа деятельности информационной системы я разработал диаграммы активности на каждый прецедент, модели прецедентов: Приложение А.
1.3. Моделирование структуры данных
В отличие от прежнего способа хранения данных в виде файлов база данных содержит как структуру взаимосвязанных данных, так и сами данные, что позволяет отделить данные от процедур их обработки и облегчает использование одних и тех же данных многими приложениями. [6, c. 23]
Одна из наиболее популярных семантических моделей данных на этапе инфологического проектирования – ER-модель (entity-relationship model).
Основные понятия ER-модели – сущность, связь и атрибут.
Сущность – реальный или представляемый объект предметной области, информация о котором должна сохраняться и быть доступна.
Различают тип сущности и экземпляр сущности. Тип сущности относится к набору однородных предметов, событий, личностей, выступающих как единое целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи и наборе. В диаграммах ER-модели сущность представляется в виде прямоугольника, содержащего её имя.
Для распознавания конкретных экземпляров сущности используются атрибуты, выполняющие роль идентификаторов.
Атрибут – поименованная характеристика сущности, определяющая его свойства и принимающая значения из некоторого множества. Каждому атрибуту дается имя, уникальное в пределах сущности (<Имя сущности>.<Имя атрибута>.)
Диапазон допустимых значений, которые может принимать атрибут, называется доменом. [10, c. 20]